Обзор прессы |
ДОВЕРЬ КАРА-ООЛУ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ...
Правительство Тувы решило «приблизить мировые суды к жителям», о чём сообщила «ТП». Для чего «число судебных участков и мировых судей в Туве должно быть увеличено с 16 до 26». Наверное, это – одно из редких начинаний Кара-оола, имеющих под собой здравый смысл и расчёт. Правда, и в этом вопросе не обошлось без политики. Вместо того чтобы в рамках действующих процедур решать этот вопрос без шумихи и популяризации себя любимого, он не преминул недобрым словом помянуть «ошибку прежних властей», имея в виду, конечно, Шериг-оола Ооржака.
А положение с мировыми судьями действительно аховое. Особенно в Кызыле, где на одного мирового судью в год приходится по 5-6 тысяч дел. Таким образом, судья имеет на разрешение одного дела, в среднем, менее чем по 20 минут! А если учесть, что у большинства судей квалификация чуть выше, чем у скандально известных судей Кыргыс или Инми, то надеяться на законное и обоснованное решение суда не приходится.
При этом так и хочется попенять Кара-оолу: а куда же ты, дорогой, раньше-то смотрел? Ведь оснований для увеличения числа мировых судей в Туве более, чем достаточно: «в среднем по России показатель рассмотренных за месяц дел составляет 44 дела на судью в месяц», в то время как у мировых судей г.Кызыла – до 545, то есть в 12(!) раз больше. Соответственно, для приведения количества судебных дел до нормы, гарантирующей качественное всестороннее объективное их рассмотрение, число судей должно быть увеличено не «с 16 до 26», а как минимум – раз в пять! Но властям выгодно перегружать судей – тогда они, не имея ни времени, ни нужной квалификации, штампуют решения, которые им подсовывают малограмотные ангажированные прокуроры, такие, например, как прокурор г.Кызыла, или прожорливые коррумпированные гаишники. Редакция газеты в этом убедилась на собственном опыте, когда глупый прокурор Сат по заказу семьи Кара-оола «нарисовал» 22 административных дела на общую сумму в 1млн. 360 тыс. рублей, а послушный малограмотный ангажированный мировой судья Инми Р.Ч. «рассмотрел» их за два дня (!) и послушно проштамповал. Правда, до исполнительного производства дело так и не дошло – все заведомо незаконные решения незадачливого судьи были впоследствии успешно обжалованы и отменены вышестоящими инстанциями. Кстати, прокурора, которого вряд ли можно назвать иначе, чем придурок, это не насторожило. И он вдогонку «настрогал» ещё 10 точно таких же глупых постановлений в отношении газеты «РИСК», которых неминуемо ожидает судьба предыдущих постановлений.
Впрочем, всё, что делает Кара-оол, он делает, мягко говоря, непрофессионально. В частности, он полагает, что увеличение числа судей «позволит снизить нагрузку на мировых судей, повысить эффективность их работы». Но этого-то как раз и не следует ожидать, поскольку Кара-оол намерен увеличивать численность мировых судей не в Кызыле, где нагрузка в 300-500 раз выше, чем в районах, а именно в труднодоступных районах наподобие «высокогорного села Мугур-Аксы», где в год будет рассматриваться... 5-7 дел. Вот уж действительно – за что он ни возьмётся...
СВЕЖЕЕ ПРЕДАНИЕ
Вряд ли кто станет спорить, что за последние 5-6 лет транспортную систему республики добивали просто стахановскими темпами. Уничтожен свой речной флот, почти нежизнеспособен воздушный, ликвидированы или перепрофилированы автопредприятия, дороги разбиты вдрызг и превращены в поле наживы ООО «Восток», большинство водных переправ, невзирая на огромные бюджетные затраты, не функционируют.
За пять лет сменилось три министра транспорта. По крайней мере, Грейсеров был профессионалом и человеком, знающим изнутри механизм принятия и реализации решений. Не прижился, потому что побоялся в их компании воровать. Не хотел, видать, «сидеть». С трудом, но нашли другого. Он, наверное, этот «пробел» обещал устранить. И тут же об «Олеге Косоротове» появилась в «ТП» статья, убеждающая нас, что он «намерен навести порядок в сфере пассажирских перевозок». По крайней мере «об этом министр дорожно-транспортного комплекса Тувы заявил на встрече с премьером Кара-оолом».
Как известно, с момента назначения нового министра прошло всего 10 дней. Для того чтобы разобраться со сложнейшей и запутанной ситуацией в транспортном комплексе Тувы, нормальному руководителю нужны время, профессиональная подготовка и хорошие помощники. Но это не для Косоротова. По крайней мере «Глава республики отметил, что со дня его назначения министром прошло достаточно времени для того, чтобы проанализировать ситуацию в отрасли и попросил озвучить выделенные приоритеты». Наверное, в этом и кроются все беды транспортников Тувы. Если Карлик считает, что Косоротов, ни дня не работавший в системе госуправления, за 10 дней мог постичь проблемы, которые до него не постигались пять лет, то, по крайней мере, уровень мышления главы правительства нам очевиден.
Однако вернёмся к обсуждению проблем государственными мужьями. Как сообщает «ТП», «одной из главных своих задач Олег Косоротов назвал реформу в сфере пассажирских перевозок на территории республики». Довольно спорное заявление. И дело даже не в том, что в республиканской собственности нет ни одной транспортной компании, осуществляющей подобную деятельность, поэтому, собственно, и регулировать-то Косоротову тут нечего. По его мнению, «на сегодняшний день действует множество стихийных точек, откуда частники осуществляют перевозки пассажиров». И его настораживает, поскольку всё это они делают на свой страх и риск, «без соответствующего разрешения, не обеспечивая элементарные меры безопасности». Но всё это в ведении совсем других органов – муниципалитетов и транспортной инспекции. Наверное, Карлику перед назначением министра транспорта всё же следовало хоть побеседовать с ним, ознакомить с функциональными обязанностями.
А вообще-то, если министру не ставить основной задачей организацию массового воровства бюджетных средств, отпускаемых на организацию и обеспечение функционирования транспорта, то, наверное, для начала следовало бы публично объяснить, за что выперли прежнего министра, не дав ему доработать до пенсии всего один месяц, а также объявить о государственных приоритетах в этой отрасли. И уже после этого объявить конкурс на замещение должности, попросив при этом претендентов представить свои программы развития транспорта в республике. А уже потом, ознакомившись с ними, решать, кому доверить компас в транспортной сфере. А так... Дураку понятно, зачем нужен Косоротов в качестве министра. Уж совсем не для того, чтобы что-то «реформировать». Тем более, что развал такой уже никак не реформируется. Фактически необходимо начинать почти с нуля. И не с пассажирских перевозок, которые чутко реагируют на спрос и появляются без участия властей.
Олег Косоротов, вне всякого сомнения – хороший, уважаемый человек. Правда, меньше всего подходит для исполнения роли чиновника. Ещё меньше – вора. А на «реформатора» он вообще не похож. Поэтому он вряд ли сможет для Главы украсть сколь-нибудь солидную сумму. Так что судьба его, наверное, повторит историю с его предшественником.
КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?
Бросающаяся разница в целях и задачах советской власти и сегодняшних правителей по большому счёту состоит в том, что та власть ставила задачи и под их выполнение давала деньги, а эта главным приоритетом ставит освоение средств без контроля за исполнением этих самых задач. Ну, к примеру, первому секретарю Кызылского горкома партии Свинцову в своё время, в 70-е годы, поставили задачу: реконструировать улицу Кочетова от парка до кинотеатра «Пионер» и улицу С.Тока от «Пионера» до телецентра. На всё про всё дали два года и финансирование в соответствии со сметой. Через два года дорога со всеми инженерными сетями была готова. И, что самое главное, исправно служит уже 40(!) лет. Теперь же просто дают деньги Уюсову и ждут, когда он их «освоит». Он их осваивает, да так успешно, что ему ещё на гостиницу «Кызыл» остаётся. При этом уже на следующий год дороги требуют капитального ремонта, а город как был в развалинах, так и остался. При этом злые языки пытаются втолковать нам, что половина из «освоенных» средств каким-то путём попала в карман Кара-оола. Вот, собственно, и вся разница в подходах к народному хозяйству.
Вот эту тему и обсудил премьер «на совместном заседании Совета Правительства РТ и Верховного Хурала (парламента) РТ». Как сообщается в публикации, «премьер Тувы пригласил к разговору парламентариев, чтобы исключить в дальнейшем «прокурорский подход» со стороны Верховного Хурала к оценке деятельности правительства». Он полагает, что правительство и парламент, как известно, в основном сформированные из представителей одной партии, часто называемой партией жуликов и воров, «вместе создают и запускают эти программы в жизнь, поэтому и работать над их выполнением должны тоже рука об руку». И это действительно так. К примеру, те же Уюсов, Кок и Гаврилов, составляющих с Кара-оолом одну команду – депутаты парламента от «ЕР», которые, по закону, и должны контролировать деятельность этого самого Кара-оола. А он, в свою очередь, по своей должности решает их финансовые проблемы. И очень удивляется, когда какой-нибудь оппозиционер облыжно утверждает, что у них у всех – один очень большой карман. Поэтому, собственно, за два года мы не услышали ни одного хотя бы мало-мальски критического высказывания парламентариев в адрес нашего, по мнению многих, непрофессионального, жуликоватого кланового правительства.
«По предложению Шолбана Кара-оола было решено ограничиться обсуждением целевых программ, касающихся только непроизводственной сферы – здравоохранения и социального развития, культуры, образования». Даже премьер был вынужден признать, что их «эффективность такова, что невооруженным глазом не рассмотреть». Так что, «Несмотря на то, что все три министерства показали удовлетворительный уровень освоения программных денег», никакой пользы обществу они не принесли. В связи с чем «Глава республики считает, что республиканским целевым программам нужна тщательная ревизия на предмет коэффициента их полезности для людей». Такой подход «поможет отфильтровать рожденные исключительно в министерских кабинетах, под интересы определенных «освоителей» бюджетных денег, проекты».
Наивное суждение. Фильтровать нужно не проекты, а жуликов, пробравшихся во власть. И не деньги осваивать нужно, а решать насущные проблемы людей. Как доложила министр экономики, Россия даёт Туве огромные по сравнению с другими регионами, деньги на соцпроекты. К примеру, «по РЦП предупреждения социально значимых заболеваний объем софинансирования, утвержденный Туве, составил 46 млн. рублей, тогда как Алтай получил 30, Хакасия – 24 млн. рублей», «на повышение сейсмоустойчивости жилых домов и систем жизнеобеспечения республика сумела защитить 1 млрд. 400 млн. рублей, Алтай – 232 млн., Хакасия – 458 млн.», а по «ФЦП «Жилище» Туву профинансируют на 47 млн. рублей против 5 млн. у Алтая и 24 – Хакасии». Но почему это никак не отражается на одном из самых низких уровней жизни тувинцев и куда пропадают все эти деньги – большой вопрос.
Наверное, этим следует заняться министру внутренних дел, руководителю следствия и новому прокурору республики. Ну не вечно же им разворовывать весь бюджет Тувы!
ОБЕЩАТЬ ЖЕНИТЬСЯ – НЕ ЗНАЧИТ ЖЕНИТЬСЯ
Помнится, премьер Тувы, предлагая кастрирование народного представительства в парламенте Тувы, обещал на сэкономленные деньги решить проблему детских садов. Прошло три года и можно подвести кое-какие итоги. Как признаёт «ПИ», невзирая на его обещания, «очереди в детские сады – тема наболевшая в нашем регионе». Настолько, что «устроить ребенка в дошкольное учреждение очень сложно: кто-то пытается дать взятку, а кто-то честно выстаивает очередь, и нередко случается, что стоят в ней по нескольку лет. А бывает и так, что они не дожидаются своей очереди или получают место для своего ребенка почти перед самой школой».
Спустя три года после обещания решить эту проблему, по данным Департамента по образованию, «в нашем городе более 8 тысяч детей ждут своего места в дошкольные учреждения». И никакого просвета в разрешении этой проблемы не видится. Более того: судя по всему, Кара-оол, обещая, даже не представлял масштабы проблемы. Как сейчас выяснилось, «чтобы устроить 8 тысяч детей в детские сады, необходимо открыть 150 дошкольных учреждений». Понятно, что никакой Карлик не в силах даже частично решить эту проблему. Поэтому он больше на эту тему и не выступает. А в подконтрольных ему СМИ инициируется бесполезная полемика частных детских садов. Но «кто возьмется открывать свой детский сад?» – вопрошает «ПИ». «Бизнес затратный, а прибыль невелика»...
А тот представительный парламент уже точно не вернуть.
ХОЧЕШЬ ЕХАТЬ – ПЛАТИ!
Прежний министр транспорта Грейсеров проработал недолго. Так мало, что его имя мало кто запомнил и потому «ПИ» его вместо Игоря называет Юрием. Отказ воровать ему стоил карьеры. Пришёл новый. Будет или нет воровать – жизнь покажет. Наверное, будет – «кандидатуры на этот пост проходили долгий и тщательный отбор».
По версии «ПИ», «первоочередной задачей для нового министра станет интенсивное развитие аэропортового комплекса в Кызыле». Странно, если иметь в виду, что разграбленный напрочь аэропорт уходит в федеральную собственность, и им теперь будут заниматься чиновники федерального уровня. А вот проведение конкурса «на право реконструкции и эксплуатации на платной основе двух дорог регионального значения – Кызыл – Ак-Довурак и Ак-Довурак – Абаза» – это явление знаковое. Правда, говорят, что «платежи за пользование отремонтированными дорогами придутся в основном на владельцев среднетоннажного и тяжелого автотранспорта», а «мотоциклы, легковые автомобили, микроавтобусы и грузовые автомобили с массой до 3,5 тонн будут ездить бесплатно». Но вряд ли такому заявлению можно верить больше, чем обещанию Кара-оола на сэкономленные от кастрирования парламента деньги решить проблему детсадов.