Британские эксперты: встанет ли Путин на пути у истории?
Тони Брентон, бывший посол Великобритании в России:
То, что 7 мая Владимир Путин вновь вернется в кресло президента России, неудивительно. Даже при президенте Медведева, с 2008 по 2012 годы, Путин оставался в России самой влиятельной фигурой и самым популярным политиком. И на это есть серьезные причины. После хаоса ельцинской эпохи он принес России порядок и процветание, вернул ей положение в международном сообществе.
Однако, как прекрасно понимает сам Путин, теперь этого уже недостаточно. Под его властной рукой буйным цветом расцвели коррупция и безнаказанность чиновников. Новое поколение россиян требует свободной прессы, более честной и открытой политической системы, а также более жестких мер по отношению к представителям властей, которые их обманывают и запугивают.
Правящая партия «жуликов и воров» на грани взрыва, а в обществе резко выросло количество гражданских активистов и местных политических инициатив, которые довольно быстро разрушают прежний политический застой. Россия достигла точки, которой до нее уже достигали другие страны со средним уровнем дохода (в том числе Корея, Мексика, Турция, Чили), когда не на шутку разворачивается борьба за настоящую демократию.
Тем, кто привык к практически ничем не ограниченной власти, всегда нелегко сдавать позиции, однако всегда и везде у этой борьбы один исход. Сейчас у Путина есть выбор – помочь ходу истории или стать у нее на пути. Это решение и станет для него настоящей проверкой – той, что определит его репутацию на будущее.
Орландо Файджес, профессор истории Лондонского университета:
Возвращение Путина не является новостью – в том смысле, что он никуда и не уходил. Путинизм царил в России на протяжении последних 12 лет. Похоже, стране предстоит еще 12 лет авторитаризма, системной коррупции, устройства на работу по блату и опасного политического дрейфа – во времена, когда количество проблем в России растет.
Пока что демонстрации протеста не представляют даже серьезного препятствия для политической воли Путина, не говоря уже о революционной ситуации. Для того, чтобы бросить властям реальный вызов, оппозиции не хватает ни численности, ни организованности.
Однако есть широко распространенное убеждение, что больше так продолжаться не может. Особенно это ощущение сильно в рядах интеллигенции, специалистов. Это важный поворотный момент в психологии, который вполне может привести к революционной ситуации, если система не сможет провести реформы.
Новое правительство под руководством Путина будет по-прежнему бояться возможных сценариев «оранжевой революции». Думаю, можно ожидать более грубых репрессий в адрес наиболее видных представителей оппозиции. Однако в какой-то момент в правительстве, скорее всего, произойдет раскол по поводу того, насколько далеко должны заходить реформы.
«Антикоррупционные» кампании вряд ли убедят все население страны, в этом смысле не помогут даже усилия по объединению оппозиции. И когда это окончательно станет понятно, самые яркие политики начнут продвигать более значимые реформы, чтобы спасти систему, которая так их обогатила.