Провинциализм
Провинциализм – это не прически прошлого века «перманент» у женщин, не юбочки позапрошлогоднего сезона на девушках, они у нас тоже имеют место быть, но все-таки, еще более страшный провинциализм проявляется в другом. В избыточном усердии, там, где надо оставаться естественным. Я не представляю, чтобы на встречу с режиссером Бондарчуком в Москве смогли согнать студентов и «работников культуры». В этом нет смысла. Ни для режиссера, ни для его «поклонников». В Доме кино проходят фестивали, встречи, купи билет и приходи на кого угодно. И это честно. Если результаты твоего творческого зуда равны нулю, то и тратить деньги на твою говорильню никто не придет.
Режиссер «9 роты» (на самом деле это ужасно, когда тебя представляют и знают только по единственному фильму, снятому 6 лет назад), наверное, не забытый Богом и людьми маразматический старец, на которого нужно сгонять народ и раздавать бумажки с вопросами студентам, а успешный молодой бизнесмен. И он, наверняка сильно бы оскорбился, узнав, каких усилий стоило Минкультуры Тувы заполнить зал Дома народного творчества, по разнарядке «с каждого учреждения культуры по 20 голов».
Но дело даже не в этом. Пусть студенты в оставшееся до начала занятий время тусуются, снимаются с медийным лицом на телефон и хвастаются в своих контактах.ру этим кадрами и своей смелостью «я ему задал вопрос». Речь о другом. О нашей провинциальности. Чему учится молодежное правительство Тувы от подобных встреч? Очковтирательству. Технологии очковтирательства с младых ногтей. «Так, надо подготовить людей, придумать вопросы, подготовить ответственных, с хорошим лицом, дикцией и русским языком, но лица желательно коренные все-таки встреча в Туве проходит. Вопросы нейтральные. О моде там, о семье, о погоде». Примерно таков алгоритм, он проверен и одобрен тетеньками, якобы бдящими за идеологией, внедрен и испытан на всех предвыборных встречах псевдонародных кандидатов в депутаты и впоследствии уже на их же встречах в статусе депутатов.
Но с ними понятно, о чем их не спроси, ничего не знают, а если и знают, то испугаются сказать, поэтому им жизненно необходимы подставные утки в зале. Это часть большой политической игры. Но режиссеру Бондарчуку? Всего-то, приехавшему с приятелем, экс-зятем Аллы Пугачевой г-ом Байсаровым, скупившим все тувинские активы экс-сенатора Пугачева, на пикник, по поводу дня рождения друга, как он сам сознался. Ладно, мы теперь в некотором роде живем на земле принадлежащей г-ну Байсарову и должны с ним считаться. Но при чем тут режиссер Бондарчук? Перед ним-то, зачем лебезить и запускать нашу большую театральную машину? Сидит мужик в походных штанах и мятых футболках вразвалку, а министры перед ним в костюмчиках, отложив все дела, все юбилеи республики, недокрашеные стадионы, недоруганных строителей, маляров и подчиненных, согнав студентов перед микрофонами. Вот зачем это надо?
Хорошо, он автор яркого зрелищного кино про войну. Наверное, тем, кто воевал было бы гораздо интереснее с ним накоротке, по-человечески встретиться, пожать руку, выпить боевые сто грамм, сказать: «Спасибо, брат. Ты нас понимаешь». Можно было бы на эту неформальную встречу разрешить взять пару проверенных карманных журналистов, они бы изобразили, что от них требуется в дозволенных рамках. Но наш явный провинциализм, когда, услышав «Москва, бизнесмен», надо терять голову, выстраиваться во фрунт, открывать музей в неурочный час (и еще бесплатно, как будто режиссер, выкинувший 9 миллионов долларов на съемки фильма не способен купить себе билет за 100 рублей), заставлять музыкантов прислуживать за столом, как будто они персонал, официанты, только поющие. Эта услужливость – дичайший провинциализм. И режиссеру, в силу требований профессии циничному знатоку жизни, все эти несуразности очевидны. И ему, поверьте, если это порядочный человек – неловко от того, что он вынужден есть и пить, когда ему, так сказать прислуживают Музы.
Никакой министр культуры России и даже президент, не сможет заставить Дмитрия Хворостовского петь перед пьющими и жующими гостями, будь даже это королевские особы. С каким уважением покидали бы Туву Бондарчук и его компания, если бы его подвели к особняку, где живет знаменитый музыкант, шаман или борец – гордость Тувы. И хозяин бы принимал его в своем трехэтажном доме, пел, угощал, камлал, показывал свои награды борца – «льва» или «слона». Музыканты горько усмехнутся. У них нет таких особняков. Может и были бы, если бы не приходилось так часто бесплатно прислуживать высоким гостям. Эта феодальная традиция тянется еще с тех времен, когда и президентом страны был Ельцин и главой республики другое лицо, времена проходят, а музыканты те же. И так же бесправны и бедны. Поэтому, видимо надо устраивать «встречи», сгонять зрителей, теребить бумажки с примитивными, наспех придуманными вопросами.
Как не застрять в провинциалах? В центре одного из токийских аэропортов, прямо на летном поле стоит частный дом. Это жилье, хозяин которого отказался переехать, когда сносили их район под аэродром. Его право на привычное место оказалось важнее интересов государственной корпорации. Самолеты приземляются, облетая этот дом. Уважение к правам японского гражданина Японией соблюдается неукоснительно.
В Англии (я недавно читала в толстом журнале письма российского профессора оттуда) нашего соотечественника изумило в числе прочего, то, что в споре одного университета об исторической точности (часы в здании после реставрации якобы повесили на 5 см левее старого места), несмотря на завещание очень богатого лица, потребовавшего исторической точности (сдвинуть их обратно на 5 см) университет не стал ничего поправлять. И не получил завещанных в этом случае миллионов фунтов стерлингов от богача. Отказался от наследства. Потому что никакие деньги не могут заставить ученых отказаться от своей точки зрения. А мы откроем музей ночью и будем там водить гостей. И может даже, появись у них такая дикая прихоть, дадим и потрогать, и померить редчайшие экспонаты. Потому что «люди из Москвы, богатые люди».
Я о провинциализме. Не стоит искать за моими словами заказных материалов, диверсий против министров, правительств, персон, политического строя и партий. Мне во всех этих событиях: оставляющих свои дела, ради прибывших отдохнуть бизнесменов министрах, мелких чиновниках, юных партийных карьеристах видится тормозящий развитие Тувы провинциализм. С нами, как с хозяевами этой земли, ее народом, ее руководителями, ее будущими управленцами будут считаться, если мы не будем спешить в костюмах с цветочками навстречу каждому заезжему туристу в шортах. Он в трусах и в майке? А вы тоже переоденьтесь и примите его на даче с шашлыками. Приватно. Не надо из тувинского народа делать быдло, радующееся каждому заезжему молодцу с деньгами. Это мы инвесторы, а не они. Это мы обеспечиваем будущее их детей сейчас, оставляя собственных внуков и правнуков без земли и чистой воды завтра. Это они должны к нам спешить в костюмчиках, с цветами и с извинениями за развороченные недра.
P.S. Я оказалась на этой встрече с г-ом Бондарчуком только потому, что меня попросили прийти, составить «массовку». Я не в числе его поклонников, сферой его интересов: рекламными клипами и ресторанами не занимаюсь. Из всей встречи понравился искренний ответ про бедных и нахальных молодых, нагло выпрашивающих себе промоушен. Режиссер Сюзанна Ооржак, как следовало из ответа Бондарчука (он даже не помнил ее имени), просто попросила у него пары слов в свою поддержку, что он и сделал, даже не тратя времени на просмотр этого китайского кино. Честный человек. Просто приехал на пикник, а оказался в эпицентре «всенародной любви». Свой вопрос об отношении к коллеге, тоже из киношной династии Бардину-младшему, чей фильм о российском неофашизме «Россия 88» запретили к показу в стране, я не успела задать. Кто-то провел маленький теракт: распылил в зале перцовый спрей и народ, задыхаясь, покинул зал, как и я, досрочно. Чтобы не задохнуться от дикой смеси искусственной любви и натурального перца.
С. Монгуш,
Livejournal.com