Обзор прессы |
БЕДА НЕ ПРИХОДИТ ОДНА
Именно к такому неутешительному выводу пришли в правительстве республики и столичной мэрии, когда в знак протеста против отказа властей пересмотреть тарифы на оплату их услуг по извозу водители маршрутных такси не вышли на работу после значительного удорожания стоимости бензина. В принципе требования водителей ГАЗЕЛей давно известны и всем понятны: они хотят, чтобы по улицам Кызыла можно было бы спокойно проехать без риска поломки автомобиля из-за ухабов и ям и чтобы тариф на услуги «маршрутников» давал им реальный доход. Ни правительство, ни мэрия прислушиваться к ним не хотят. «Маршрутчики» требуют повышения платы за проезд, республиканская служба по тарифам отклоняет запрос ГАЗелистов», – сообщает «ТП».
Первое условие невыполнимо по определению, поскольку за время царствования в Кызыле ПЕдРоссов практически все дороги пришли в негодность. И теперь, чтобы привести их в надлежащий вид, нужны годы упорного труда и много-много бюджетных денег. А больше половины их разворовывается, не доходя до укладки асфальта – в этом деле наш новый мэр считается в республике непревзойдённым виртуозом с фантастическими возможностями.
Второе условие упирается в непрофессионализм чиновников, которые реально не в состоянии правильно обсчитать тарифы на услуги, и популизм Главы республики, которому какой-то идиот сумел внушить, что, сдерживая тарифы на перевозку по городу, он сможет легко заработать себе авторитет. А тот, видимо, даже не осознаёт, насколько он не любим в народе, разъезжающем в этих самых маршрутках. Что же касается тарифной службы, то самым наглядным примером её «профессионализма» является проигрыш в суде при споре о ценах на уголь. Как известно, невзирая на потуги и громкие заявления Кара-оола, Тена и Долгих, спустя почти год после обещания снизить её до 1300 руб. за тонну, она по-прежнему осталась на уровне 1560 рублей.
Развалив Пассажирское АТП, чиновники взялись за частных извозчиков. Для этого правительство вызвало к себе пяти представителей маршрутных такси, дабы с ними «разобраться». Инструменты тут давно известны: шантаж, угрозы, оскорбления... В ответ владельцы ГАЗЕЛей «приняли решение в тыл чиновнического аппарата рассеянными группами не ходить». И предложили Тену «поговорить в актовом зале пассажирского АТП, где каждый желающий сможет высказаться». Однако он «труханул» и на встречу не явился. И тогда «маршрутчики» – объявили свои условия переговоров: либо верните цену бензина А-92 к 22 руб. 20 коп., из которой был рассчитан тариф в 13 рублей, либо увеличьте тариф до 15 рублей. «Почему правительство республики не удовлетворяет наши требования по повышению платы за проезд? Тарифы на проезд должны соответствовать стоимости бензина», – заявили они. Ссылки же на службу по тарифам правительства они не приняли: «по расчетам службы по тарифам, как ни крути, хоть прибавляй, хоть отнимай, а все выходит 13 рублей. Мы терпим убытки, заработная плата водителей и кондукторов упала в 2 раза», – резонно упрекают они. А если не сделаете ни того, ни другого, они пригорозили перейти к требованиям отставки Кара-оола. И отказались выходить на линию.
Вот тут-то чиновники и забегали! Из Мариинска с хранения привезли немного старого, потерявшего качество бензина, и предложили его по 25 рублей за литр. «А качество-то – дрянь, двигатели посадим на таком бензине», – возмущаются водители. При этом удивляются: «почему не могут создать резерв топлива, ведь ситуация повторяется из года в год!». Но власть слушать людей не собирается. «Правительство и мэрия заявляют, что не намерены идти на уступки», – гордо сообщает автор, признавая: «власть оказалась заложником ситуации и не смогла подготовиться к транспортному коллапсу». Вместо решения проблемы по существу «правительство РТ мобилизует автобусы всех министерств и ведомств». Пришлось «потрясти» и доведённое начальством до ручки «МУП «Пассажирское АТП», которое впервые за последний год сумело враз вывести «на городские улицы аж 22 (!!!) автобуса». Ожидается, что «из районов подойдут 52 автобуса госпредприятий».
Но это ситуацию не разрешает. Во-первых, у водителей задействованных автобусов нет ни соответствующих навыков, ни лицензий, ни знания специфики перевозки людей по маршрутам. Во-вторых, их мало – до конфликта властей с народом на улицах Кызыла бегало более 600 ГАЗЕЛей, а сейчас не наберётся и сотни. Но тут важно и другое: гоняют по городу не только автобусы независимых извозчиков, зарабатывающих себе на жизнь, но и авто семей мэра Ховалыга, премьера Кара-оола. Активно участвует в бизнесе известный криминальный авторитет Роман Монгуш. Казалось бы, такой сплав криминала и чиновничества должен был стать гарантией безоблачного автобизнеса. Но наша власть настолько тупа и амбициозна, что даже с таким «сплавом» не может найти общего языка. В строй забастовщиков встал даже родной брат премьера Лёня, которого сородичи заставили недавно поменять фамилию Кара-оол на Ховалыг: он тоже считает, что с зарвавшейся властью договариваться бесполезно. И с ним в этом трудно не согласиться.
БЕНЗИНОВЫЙ КРИЗИС: ВСЁ ШИРЕ И ГЛУБЖЕ
В стране топливный кризис фактически исчерпан, однако в Туве он, вопреки общей тенденции, набирает новые обороты. Тем не менее, «С.Тен сообщил, что ситуация на бензиновом рынке республики постепенно стабилизируется». Вслед за 200 тоннами залежалого А-92 «в ближайшие дни в республику поступит еще 500 тонн топлива через «Хакаснефтепродукт», и 300 тонн – через «Роснефть». Но, поскольку это не может решить проблемы дефицита бензина, «правительство договорилось с владельцами АЗС о регламентированной продаже бензина – розничная продажа АИ-92 ограничена 20 литрами».
Впрочем, и в этом случае без накладок не обошлось. И дело даже не в том, что малограмотное начальство, желая погасить огонь бешеного роста цен, перестаралось, авторитарным способом установив цену на бензин в 25 рублей за литр, в то время как его отпускная цена из Мариинска с учётом НДС впоследствии оказалась в 27 рублей за литр. Правительство в нарушение действующего порядка и ФЗ-94 «по блату» слило бензин без проведения публичных процедур на АЗС семьи Кара-оола и ТТК, принадлежащую армянам. Хотя делать этого не имело права. Наверное, хотелось заработать. Однако получилось, как всегда, с точностью до «наоборот» – Кара-оол и армяне «угорели» почти на 1,5 «лимона».
Кара-оолу это не страшно: он через свою АЗС при попустительстве прокуратуры или при поддержке скандально известного первого зампрокурора республики Санчая, который год в нарушение антимонопольного законодательства «шурует» топливо по северному завозу, «на халяву» зарабатывая десятки миллионов. А вот Гркекяну покрыть убыток будет сложнее, учитывая наличия у него многомиллионных долгов перед поставщиками ГСМ и изрядно подмоченную репутацию среди оптовиков. Впрочем, как заявил он сам, Кара-оол обещал покрыть убытки заключением с ним договора на услуги АЗС, по которому можно будет напрямую перечислить Гркекяну несколько бюджетных миллионов. Однако, к сожалению, следует констатировать – все эти правительственные аферы не решают главной проблемы: бесперебойного обеспечения населения и народного хозяйства бензином и дизельным топливом.
ВЫХОД В НАРОД: «ВАЛЯТЬ ВАНЬКУ»
6 мая премьер Тувы провёл очередной прием граждан. Как утверждает газета, он враз «осчастливил» 10 человек! «Первым глава республики принял П.И.Гончаренко». После окончания войны прошло уже 66 лет, однако ветеран до сих пор не имеет благоустроенного жилья, поскольку «всегда старался решать свои проблемы самостоятельно». Но силы не те: «стала отказывать раненая нога». И ему давно «условия нужны более комфортные». Но, как оказалось: фашистов одолеть было легче, чем тувинских чиновников. Не принимали в расчёт даже то, что ветеран «в боях за Украину в 1943 году лишился правой ноги, а левую изрешетило осколками». Вот и пришлось безногому ветерану тащиться в правительство, чтобы лично попросить премьера «ускорить решение его жилищного вопроса».
Правда, жилья у Кара-оола для ветерана не оказалось – как известно, наши чиновники – недотёпы одним ветеранам умудрились дать по 2-3 квартиры, от которых те порой даже отказываются, как в случае с Колупаевым, а другим – ничего. И вместо квартиры Ш.Кара-оол выделил ветерану распоряжение собственному заместителю «Дамба-Хуураку до 9 мая оформить все необходимые документы», но не квартиру, а «для предоставления П.Гончаренко субсидии». То есть снова пустил ветерана «по кругу» сбора бесконечных бумажек.
Другой проситель – руководитель ансамбля со скандальным теперь названием «Урянхай» В. Чооду «просила содействия в обеспечении гастролей ансамбля по районам республики». Как выяснилось, после публикаций о преступлениях, совершённых на мясокомбинате с аналогичным названием с ней «никто не хочет разговаривать». Да и народ собрать на концерты «Урянхая» «очень сложно». Смешно об этом говорить, но «министру культуры Донгаку поручено обеспечить возможность для выездов ансамбля в районы». Видимо, чиновники Минкультуры публику будут собирать в деревнях, как полицаи во время Отечественной войны на оккупированных территориях сгоняли жителей на публичные казни.
Но в целом «улучшения жилищных условий касалась половина обращений пришедших на прием жителей». С интересным предложением обратился бывший сирота Начын Сат. «Он заявил, что готов самостоятельно построить себе дом, если государство окажет помощь в выделении земельного участка». Кара-оол, не задумываясь, поручил «Мэрии Кызыла без проволочек выделить земельный участок». Наверное, забыл, что его брат, мэр Кызыла Ховалыг, по его же просьбе передал все права по распоряжению землёй в Кызыле в правительство Тувы, коим Кара-оол сегодня и управляет. Надо же так опростоволоситься! Или он не так прост и всего лишь «ваньку валяет»?
ЗОЛОТОНОСНАЯ ЖИЛА
Как сообщает «ТП», в республике «стартовала посевная кампания». Видимо, удачно, «поскольку на 13 мая зерновые посеяны более чем на 2 тыс. гектаров». Впрочем, много сеять нынче не собираются: в планах текущем году «на 19,4 тыс. га будут посажены пшеница, ячмень и овес». Правда, как могла посевная удачно стартовать, если своих семян в республике «кот наплакал» и собственное семеноводство правительством Тувы разрушено до основания.
Что же касается завозных семян, то «завоз семян из сельхозпредприятий Хакасии и Красноярского края» «завершится к 15 мая», хотя «общая потребность в семенах зерновых и кормовых культур составляет 3,9 тонны». Впрочем, скорее всего, в минсельхозе РТ опять что-то перепутали: как можно 4 тонны семян завозить полмесяца?
Но их можно понять: на квартирах у Иргита и Ендана на прошлой неделе прошли очередные обыски, и тут, как говорится, не до семян... С Иргитом всё давно ясно, а вот Ендану предстоит объяснить, откуда у него дома скопилось столько золота? Ну просто не сельское хозяйство, а какая-то золотая жила...
«Правительством Тувы перечислены финансовые средства 40 хозяйствам на проведение посевной кампании в виде субсидий в 84415,05 рубля». Интересно, сколько от этой суммы успели украсть енданы-тыхеевы?
УБИВАЮЩЕЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Как заявил старший помощник прокурора Тувы В.Кривдик, «если хочешь подлечиться, берегись идти в больницу». По крайней мере, к такому неутешительному выводу он пришёл, ознакомившись с материалами прокурорских проверок тувинских больниц, которые выявили: «плесень на стенах и в воздухе, стафилококк в родильном отделении. Канализация и водопровод не работают. Электропроводка – неисправна». Больницы фактически превращены в бомжатники: «врачи живут в служебных кабинетах, а больные лежат в коридорах». Персонал опустился до такой степени, что «медицинские работники ходят без белых халатов».
Мы уже привыкли к победным реляциям Карлика и Генерал-гинеколога. Но проверка показала: в целом «состояние зданий аварийное или требует срочного капитального ремонта». «Износ зданий учреждений здравоохранения доходит до 71%». В Кызыле «здание «Станция переливания крови» признано аварийным». «В аварийном состоянии находится здание отделения эндокринологии». «В Дзун-Хемчикской ЦРБ стены, окна и потолки зданий с трещинами, по углам – плесень». «В помещениях женской консультации, детского и терапевтического отделений Тес-Хемской ЦРБ обнаружены бактерии кишечной палочки, а в инфекционном, туберкулезном, родильном отделениях – стафилококка». «В больницах Дзун-Хемчикского и Тес-Хемского районов в пробе воздушной среды выявлены посевы плесени». «В трёх фельдшерско-акушерских пунктах Чаа-Хольского района у медицинских работников отсутствовали медицинские книжки, персонал работал без халатов и сменной обуви». «В противотуберкулезном санатории «Балгазын» сточные воды не подвергаются биологической очистке и обеззараживанию».
И даже в Ресбольнице, Перинатальном центре, Республиканской консультативно-диагностической поликлинике и Кызылской районной больнице «нет приточно-вытяжной вентиляции». Отсутствуют лицензии на медицинскую деятельность «у больницы Тес-Хемского района», «Тоджинской ЦРБ». «Фактически во всех учреждениях неисправна проводка, пожарная сигнализация». «Многие учреждения не укомплектованы огнетушителями».
А в целом, как считает прокуратура, «нарушения свидетельствуют о недостаточных мерах по содержанию зданий лечебных учреждений, принимаемых органами власти республики».
ПРИЗНАНИЕ ФИНАНСОВОГО ИМПОТЕНТА
Главный редактор телекомпании «Новый Век» Э.Лифанова взяла интервью «без цифр» у премьера Ш.Кара-оола. Впечатление от него – убойное. Кара-оол так волновался, что потерял дар речи. Обычно такой красноречивый, он в страхе ляпнул: «Защита интересов Тувы в федеральном центре – наша обязанность и труд, который нужно «выходить» в московских коридорах и кабинетах». Конечно, «труд», который нужно выхаживать – это яркая демонстрация понимания своей роли тувинским премьером. Мы считали, что он выхаживает деньги и решения, в соответствии с которыми в республику придут эти самые деньги. А он выхаживает лишь «труд» – т.е. занимается тем, что демонстрирует свой труд, невзирая на результаты. Конечно же, плачевные, поскольку признаёт: «каждый получит ровно столько, насколько он смог обосновать свои потребности».
А поскольку Тува с его приходом во власть получает всё меньше и меньше, можно сделать вывод: он «оперативно и качественно защитить свои проекты» не может.