Судейские династии
Президент страны обозначил курс на ускоренную модернизацию России. Сначала речь шла о модернизации экономики, но вскоре выяснилось, что без политической модернизации и включения механизмов конкуренции между политическими силами никакой модернизации экономики не будет. Но как только занялись этим вопросом, стало понятно: при сегодняшнем состоянии правоохранительной и судебной систем ни о каких позитивных переменах в российском обществе не может быть и речи.
Как-то так сложилось, что с некоторых пор главное зло увидели в милиционерах. С системой МВД боролись, боролись, и дело дошло до того, что пришлось милицию переименовать в полицию, с тем, чтобы прогнать через сито переаттестации весь личный состав МВД России. И теперь Президент Медведев каждую неделю выгоняет на пенсию по 3-5 генералов МВД. Скоро, наверное, там останутся одни полковники.
Но тут выяснилось, что прокурорская коррупция – гораздо круче милицейской. Что нашло подтверждение в недавнем скандале с крышеванием прокурорами Подмосковья нелегального игорного бизнеса. Дело замять не удалось, и ряд прокуроров с генеральскими звёздами лишились своих кресел, а сына генерального прокурора Чайки кое-как удалось спасти от ареста.
Однако ещё более удручающая обстановка царит в судейском сообществе. «Болячки», в принципе, у всех одинаковые, но по регионам имеется своя специфика. К примеру, в Москве процветала судейская преступность по отъёму жилья. Действовала целая банда из судей, которые подделывали документы и выносили заведомо неправосудные, корыстные решения. Кроме того, в Москве оскандалился судья Данилкин, вынесший сомнительный обвинительный приговор Ходорковскому и Лебедеву, обвинив их в том, что они сами у себя украли почти всю добытую ЮКОСом нефть. Позже работники суда подтвердили, что судью Данилкина регулярно вызывали в Мосгорсуд и делали там «накачку», откуда он возвращался в полуобморочном состоянии. А приговор зачитал вообще «с чужого плеча».
Президент Медведев заявил, что судам в России не доверяют более 70% граждан. Фактически это – приговор всей судейской системе страны. Особые претензии – к судам общей юрисдикции. В сравнении с Арбитражными судами там нередко царит беззаконие. Низкая квалификация представителей судейского корпуса, волокита при рассмотрении дел, коррумпированность и ангажированность судей вопиющи.
Как говаривал отец народов, «кадры решают всё». Эту проблему попытались решить резким увеличением зарплат судьям. Получилось всё с точностью до «наоборот». Держаться за судейское кресло, конечно, стали крепче. Только на работу судов это повлияло, скорее, негативно. Для того, чтобы сохранить за собой мантию, угодить начальству, судьи теперь порой готовы на любое преступление. А главным преступлением для них является вынесение заведомо неправосудного решения. Но процедура прекращения судейских полномочий и привлечения судей к уголовной ответственности настолько сложна, что большинству судей удаётся уходить от ответственности за свои прегрешения. В связи с этим Д.Медведев предложил упростить процедуру увольнения и привлечения судей к уголовной ответственности, над чем сейчас работают специалисты.
Конечно, судебная система больна, как больно и само общество. Но самая тяжёлая обстановка воцарилась в национальных республиках, где персональный состав судей во многом сформировался по кланово-родственному признаку, который не позволяет «выносить сор из избы» и самоочищаться судейскому корпусу.
Россия богата традициями и трудовыми династиями. В Туве как-то не прижились династии шоферов, горняков и металлургов. Зато появились династии чиновников и судейских работников. Вот о них-то и пойдёт разговор.
Возьмём, к примеру, суд общей юрисдикции Тувы. Второй срок «тянет лямку» Председателя Верховного суда Н.Ч.Кужугет. И время почём зря она не тратит. Не без её помощи множество её родственников обрели возможность носить мантии и стучать молотком, вынося вердикт. Не будем вдаваться в организаторские способности Надежды Чычан-ооловны, отметим лишь, что строительство нового здания Верховного суда стало примером долгостроя в республике, невзирая на федеральное финансирование, а в коллегиях Верховного суда до сих пор не могут приноровиться заранее составлять графики рассмотрения дел по примеру коллег в Верховном суде РФ, в связи с чем участники процессов вынуждены часами и даже днями сидеть в очередях, большинство судей почти никогда не приходят на службу вовремя и почти никогда судебные процессы не начинаются в точно назначенный срок. Но это, собственно, ещё цветочки. Ягодками является то, что по большинству дел суды по первой инстанции выносят согласованные с «кураторами» решения по делам, в связи с чем кассационное и надзорное рассмотрение в тувинском суде вообще потеряло всякий смысл.
Но вернёмся к кадрам. Наверное, никто не осмелится оспорить, что в судьи у нас никто случайно не попадает. И дело даже не в том, что они назначаются Указами Президента страны – подбор кандидатов происходит на месте. И уж тут кланы орудуют вовсю. Так уж «исторически сложилось», что многочисленные племянники и племянницы председателя ВС РТ «совершенно случайно» обрели свои «неудобства» в стенах судов Тувы. Высокие ответственность, моральность, профессионализм и зарплаты. Генеалогическое древо судей-родственников Н.Кужугет, в девичестве Бады-Саган, об этом наглядно говорит. Она и несколько её верных сподвижниц имеют среди судей Тувы солидное представительство. Некоторые – прямо в Верховном, остальные – в районных и мировых судах. Ни для кого не секрет, кем доводятся Кужугет судья Верховного Бады-Сааган, Канзай, судьи Пий-Хемского и Кызылского районных судов Кужугеты. А если к этому добавить её родство судье Верховного суда РФ Чакар, курирующей Туву, то картина, как говорится, будет «маслом».
Все знают, что председатель Квалификационной коллегии судей Ширипей пристроила в Чеди-Хольский районный суд племянницу Альфию с аналогичной фамилией, А зампред ВС Салчак – судью мирового участка скандально известную Кыргыс. И вообще: большинство получают статус судьи «за что-то». Кто за родственные привязанности, кто – за выполнение «особо важного задания». К примеру, председатель Кызылского горсуда Донгак роднёй Кужугет не доводится. Точно. Зато является дядей жены тувинского премьера. А его зам. Успун, видимо, получил должность в связи с деятельностью своего брата, следователя СК РФ по РТ, которого подозревают в фальсификации материалов сразу нескольких уголовных дел, возбужденных по заказу из правительства.
И Рязанова в мировом суде – тоже не из родни председателя ВС. Однако судейский статус ей достался после того, как её муж, первый замминистра юстиции, изменил свои показания в суде против Конвиза. Следует отметить, что в тувинском судейском сообществе царят порядки, напоминающие банду, где каждого следует макнуть в кровь для надёжности. Тогда к нему появляется вера коллег по ремеслу.
К примеру, коллегию по гражданским делам возглавляет женщина, муж которой был осужден за групповое изнасилование, совершённое в компании с нынешними руководителем аппарата правительства и главой города. А другая судья – уже в Кызылском городском суде однажды умудрилась вынести решение в пользу собственного отца, понадеявшись на то, что никто об этом не узнает, поскольку у неё сейчас русская фамилия. К тому же у неё имеется судимый родственник, а однажды она пыталась подделать подпись повесившегося секретаря заседания по делу Пивоварова, и скандал удалось замять с большим трудом.
Можно, конечно, улучшать судейскую систему. Правда, вряд ли она от этого станет честнее, профессиональнее, вызывающей доверие. Думается, сейчас выход только один: создавать апелляционные инстанции вне субъектов, а по итогам рассмотрений дел в этих судах принимать административные меры к нерадивым. Ну и, конечно, следует привить судам систему ротации кадров в прокуратуре и МВД, в которых не допускают назначения кандидатур, проживающих в этом же регионе.
Читатели увидели картинку и, надеюсь, поняли её предназначение. Надеемся, что с их помощью нам удастся воссоздать схему клановой расстановки кадров в тувинской судебной системе, чтобы Верховному суду России было проще принимать кадровые решения.
Надеюсь, читатели откликнутся на это предложение и помогут составить реальную картину тувинского правосудия.
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Кондрат Пчёлкин