Обратная связь |
Он сделает Кызыл красивым и неповторимым
Прочитал в №6 вашей газеты письмо под громким заголовком «Дилетанту доверили перестроить город». И не удержался, чтобы не вступиться за честное имя порядочного человека.
Для того, чтобы «герой» письма не подал судебного иска о защите чести и достоинства, в письме не названы его, этого самого главного архитектора, ни имя, ни фамилия, хотя все прекрасно поняли, о ком идет речь. И самое важное: под материалом отсутствует подпись, что и естественно. Анонимы всегда прячут свою подленькую сущность, когда клепают черные доносы. Правду обычно говорят открыто и в глаза. Впрочем, это отступление, а теперь пройдемся по тем обвинениям, которыми так и пропитано это злопыхательское «письмо».
Назвать профессионала, автора проектов зданий, получивших народное признание, дилетантом, по меньшей мере, неумно. Я знаю этого человека, о котором говорится в письме, около тридцати лет. Приехав в 1982 году по направлению после окончания Кемеровского архитектурного техникума по специальности «архитектура», он прошел долгий и нелегкий путь от рядового специалиста до теперешней солидной должности. На его счету реконструкция таких объектов, как Краеведческий музей, госфилармония, он первым начал внедрять снежные фигурки и ледовые городки к новогодним праздникам, им был организован стелларий на территории старого музея. Увидев в нем толкового молодого специалиста, Председатель Госстроя РТ предложил перейти в отдел архитектуры Кызылского горисполкома на должность архитектора. Тогда он, даже не будучи тувинцем, начал применять национальные элементы в оформлении Кызыла. Насколько я помню, его кредо, и тогда и сейчас, остается неизменным: желание сделать город, куда он попал волею судьбы с далекого Сахалина, красивым и неповторимым. С его легкой руки при замене ограждений на балконах центральных улиц и фасадах зданий появились тувинские орнаменты, малые архитектурные формы приобрели национальный колорит. В национальном стиле им был запроектирован магазин «Юрта» в Южном микрорайоне. Потом в Кызыле появилась первая автозаправка с навесом по ул. Бай-Хаакской. В разработке этого проекта я тоже принимал участие. Остальные проектировали привычные старые формы, а он всегда старался внедрить самое современное, чтоб было удобно горожанам.
Как зарекомендовавшего себя профессионала, его со временем пригласили в Госстрой республики, где через несколько лет он вполне заслуженно был назначен главным архитектором республики. В последующем был и Председателем Госстроя РТ, в его бытность на этой должности впервые со времен рыночной экономики, по статистике, жилья было введено больше всех.
Несмотря на то, что административная работа отнимала массу времени, все время продолжал заниматься проектной деятельностью. Не сомневаюсь, что автору письма невдомек, что автором проекта главного буддийского храма «Цэченлинг» рядом с парком является именно этот человек – сегодняшний главный архитектор Фан Че Ир. Сегодня не только среди храмов города, но и среди других объектов, построенных за последние 20 лет, «Цэченлинг» – это брэнд города, его визитная карточка, это здание показывают всем гостям республики, художники образ этого здания режут из камня и делают сувениры. Фотографии храма бесконечно тиражируются на календарях, в буклетах и книгах о Туве. Еще один заметный проект-элемент, венчающий типовое здание национального музея. «Золотой» купол над зданием стал своеобразным маяком и виден со всех сторон, как особый знак притяжения над столицей республики, заметный издалека, с высоты птичьего полета. Снимки музея также постоянно фигурируют в изданиях и буклетах. Совмещение современного стиля и национального колорита с использованием «золота» в отделке нецерковного здания – единственный и весьма удачный опыт в масштабах России.
Большой вклад был внесен этим человеком и в строительство Постоянного представительства РТ в Москве, он был руководителем творческой группы по его архитектурно-художественному оформлению. Эти серьезные работы оценены по достоинству: Фан Че Ир удостоен высокого звания почетного архитектора России. Является заслуженным работником Республики Тыва.
Профессия, опыт и должность способствовали постоянному повышению его квалификации. Для того, чтобы грамотно разбираться во всей цепочке – от проекта до готового объекта, а не быть тем, кто только картинки рисует, как предложено в «письме», он, наверное, и решил дополнительно к архитектурным знаниям добавить и строительную профессию, т. к. без конструктивных решений архитектура остается бумажной. Не зря раньше архитекторы были и главными строителями. И тут автор письма лукавит, обвиняя архитектора в некомпетентности. Кроме того, как его могли «тянуть за уши», если при мне помогал однокурсникам делать курсовые и прочие работы. К нему очень много обращались.
В настоящее время, являясь аспирантом архитектурно-художественной академии по специальности «Архитектура», он занимается научным исследованием национальных традиций в современной архитектуре. Многие удивляются, зачем в такие годы ему это нужно, но он считает, что, занимаясь наукой, сможет познать многое, ошибки архитектора слишком дорого иногда обходятся. Этот человек хочет быть архитектором по всем направлениям: практическому, административному и научному. Мэр города, в отличие от автора письма, к счастью, осведомлен о том, что у него большой опыт работы в области архитектуры. Потому и пригласил на эту должность.
Если автор письма считает, что в городе все красиво, уютно и комфортно, то либо у него вкуса нет, либо дальше поселка Каа-Хем он нигде не был. Вот и не хватает его убогого кругозора, чтобы сравнить, какими могут быть города. Наверное, любой горожанин согласится, что в смысле архитектуры Кызыл сегодня трудно назвать не то что образцовым, но даже просто нормальным. Стоит только посмотреть на вылезшие прямо на тротуары многочисленные надстройки, пристройки, павильоны, киоски и т. д. Уже у наших соседей в Абакане чувствуется совсем другой подход к оформлению зданий.
По всей видимости, для того, чтобы исправить создавшуюся ситуацию, мэрия и решила восстановить упраздненную два года назад ставку главного архитектора. С выбором кандидатуры главного архитектора, думаю, не ошиблись, т. к. эту должность призван был однозначно занять специалист-практик, имеющий не только профессиональные знания, но и большой опыт административной работы. Человек, который по знаниям и уровню может и должен принимать профессиональные решения, направленные не на удовлетворение чьих-то отдельных требований, а в интересах города, эстетики среды, в которой живем мы с вами. Готовность подписать любые акты, ввести в эксплуатацию объекты с нарушениями технических нормативов не свойственны этому принципиальному человеку. Уверен, не найдется ни одного, кто мог бы кинуть в него камень и упрекнуть в мздоимстве и малодушии. Он действует строго в рамках градостроительного законодательства.
Можно предположить, кто мог бы быть автором этого некрасивого письма в вашей газете и какую цель при этом преследовал: сместить этого и заменить на своего, карманного, удобного для всех ГАГа. Автор(ы) письма, похоже, из тех, кому было отказано в строительстве очередной пристройки на тротуаре для энергичного выкачивания денег при сдаче торговых площадей в аренду.
Интересно, кого имел в виду автор письма, призывая дать дорогу молодым, приехавшим с дипломом архитектора, специалистам. Разве закон позволяет молодым специалистам управлять архитектурой целого города? Это говорит о некомпетентности автора письма.
Мы с вами могли бы помочь новому главному архитектору Кызыла тянуть то тяжелое бремя по наведению элементарного порядка, которое он согласился взвалить на себя, поддержать, понять, что любыми его действиями движет любовь к городу, который за тридцать лет жизни в нем стал для него родным. Подобными же публикациями вы можете только помешать сделать столицу Тувы чище, краше, уютнее.
Думаю, к моему мнению присоединится немало горожан из числа тех, кто лично знает главного архитектора Кызыла, а также тех, кто хочет видеть наш родной город красивым и неповторимым.
К. Ермолаев, проектировщик.