ОБЗОР ПРЕССЫ |
ХИЩНИКИ ВОЗЗРИЛИСЬ НА БОГАТСТВО ПУГАЧЁВА
Газета сообщила, что «в Кызыл прибывает группа специалистов «Мицуи». «Цель их командировки – изучение возможности приобретения акций Енисейской промышленной компании». Дело в том, что самый крупный в Японии добытчик каменного угля давно присматривается к тувинскому месторождению коксующихся углей. Но уголь японцев интересует только в привязке к проекту строительства железной дороги в Туву, который «буксует» уже не первый год. Да и за долю в месторождении Пугачёв всегда просил нереально большие деньги. При этом принадлежащие ему ОПК и ЕПК сами никак не могут ни организовать добычу угля, ни начать строительство железной дороги, в котором Пугачёв выступает в роли соинвестора.
Сейчас сенаторствующий банкир находится в очень тяжелом финансовом положении. Этим намерен воспользоваться ВТБ, предлагающий за контрольный пакет акций ЕПК всего 600 млн. долларов США. Пугачёв отчаянно торгуется, но пока без успеха. И в этой ситуации главная его надежда – договориться с «Мицуи».
От источника, участвовавшего в переговорах, стало известно, что Пугачёв хотел бы продажей 49% доли в Элегестинском месторождении решить все свои проблемы – а это, как минимум, 32 млрд. рублей задолженности Центробанку и 200 млн. долларов США по евробондам. Это, конечно, гораздо больше, чем то, что предлагает ВТБ. Но хитрые японцы, чувствуя слабость позиций тувинского сенатора, упорно торгуются, пытаясь сбить цену за месторождение и поднимая цену за своё участие в проекте освоения месторождения и строительства железной дороги. А в этом они, в отличие от структур ОПК, действительно доки.
«Как соинвестор проекта разработки месторождения угля и строительства железной дороги «Мицуи» представляет большую ценность», – признался корреспонденту «ТП» исполнительный директор ЕПК А.Брокерт. «Его опыт в организации добычи угля шахтным способом на основе современных технологий может значительно ускорить освоение Элегестского месторождения», к тому же «в структуре управления ФПГ «Мицуи» существует департамент строительства и эксплуатации железных дорог». «Выльется ли этот интерес в сделку? Руководство ЕПК пока воздерживается от прогнозов развития ситуации», – комментирует «ТП».
Оно и понятно. Пугачёв наверняка надеется соглашением с «Мицуи» убить двух зайцев: «отбиться» от кредиторов и найти партнёра, который в состоянии наладить добычу угля в Элегесте, одновременно построив железную дорогу в Туву, а затем её эксплуатировать. Теперь уже для всех очевидно: самому ему никогда не удастся сделать это в одиночку. Вот только время выбрано очень неудачно: Пугачёв сейчас слаб, как никогда. И потому вероятность того, что его активы будут разобраны по дешёвке, достаточно высока.
КТО СТРАВЛИВАЕТ ОЮНАРОВ?
СУ СКП по РТ и её главный чудак очень обеспокоены развалом уголовного дела, возбужденного по заказу из правительства на бывшего спикера Закпалаты. Особенно их беспокоит, что процесс расследования получил неожиданно большую и опасную для них общественную открытость. Такую, что они сами вынуждены рассказывать на своём сайте и через «ТП» о каждом своём шаге. При этом они не могут признаться в собственной беспомощности и потому заявляют: «Кто-то мешает расследованию уголовного дела Оюна». Но вот – кто?
Василия Оюна и газету «РИСК» они напрямую обвинить опасаются – мы их сразу призовём к ответу через суд. Да и отрицать очевидное уже невозможно: замордованные следствием так называемые «потерпевшие» под запись на видео отказались от каких-либо претензий к В.Оюну, а мать одного из них даже подала заявление прокурору, обвинив самого Чудан-оола в принуждении её написать на В.Оюна заведомо ложный донос.
К тому же не исключено, что скоро это скандальное уголовное дело будет изъято из производства тувинского СП и передано в другой регион. А это чревато теперь уже привлечением к уголовной ответственности самого Чудан-оола. И что ему делать, если он под давлением обстоятельств сам вынужден публично признать: «получается, Василий Оюн дал Мергену Конзаю отхлестать Чингиса по спине путами, и только потом успокоил своего чабана».
Начнём с того, что чабан этот не В.Оюна, а его зятя. И юридически грамотный следователь не может этого не понимать. Во-вторых, избивать и угрожать убийством, что инкриминировалось В.Оюну сначала – совсем не то, что «давать отхлестать и только потом успокоить». В попытке реабилитироваться перед общественностью следствие даже пошло на оглашение материалов уголовного дела, сообщая, что в ходе очной ставки, подозреваемый в краже скота Ч.Оюн, «полностью подтвердил свои показания о том, что он был избит на чабанской стоянке Василием Оюном». А куда ему, собственно, теперь деваться? Сначала подписал заготовленное следователями заявление, а затем отказаться от него? Ещё хуже будет.
Сейчас он находится под защитой недобросовестных следователей, а как только признается и даст правдивые показания, останется один на один со своими родственниками и работодателями. А уж они-то с него за враньё наверняка спросят!
И ещё. СКП пытается «наехать» на журналистов, ведущих независимое расследование общественно значимого события, запугивая, что «следствие не оставит без внимания факты оказания давления, вмешательства в деятельность следователя, распространения клеветы». Видимо, главный чудак и его подручные – в панике. Ведь им вскоре предстоит объяснять свои действия проверяющим, вызванным депутатами? Как они будут комментировать показания свидетелей и заявления т.н. «потерпевших», отказывающихся от показаний, написанных под диктовку Чудан-оола? Совершенно очевидно: если уголовное дело не будет прекращено сейчас, оно в любом случае развалится в суде, как развалилось уголовное дело, состряпанное чудаками из СКП по РТ в отношении помощника спикера Закпалаты. Потому что держится исключительно на показаниях вора, странным образом признанного ими потерпевшим, и ничем не подкреплено. Притом, что многие замечают: организатором уголовного преследования является, судя по всему, «хемчик», в то время как все – и т.н. «потерпевший», и т.н. «злодей» и даже следователь, которому Чудан-оол поручил вести дело – люди из одного рода с фамилией Оюн. И это, скорее всего, не случайно. Может быть, идёт стравливание большого рода с целью его дезорганизации накануне выборов?
СВЕЖО ПРЕДАНИЕ
Третий год правления Кара-оола отмечен прекращением работы всех паромных переправ в Туве. Такого не случалось в Туве, по крайней мере, в последние 40 лет. Из-за глупости и бездеятельности чиновников Кара-оола тысячи людей в одночасье оказались отрезанными от Большой земли. И вот – долгожданное сообщение: «Все пять паромов, осуществляющих перевозки пассажиров, прошли техническое освидетельствование Российского речного регистра». Об этом «ТП» сообщил министр Саая.
Правда, невзирая на «освидетельствование», ни один из них до сих пор не «ходит», потому что «они должны быть обеспечены всеми плавсредствами, включая спасательные круги и жилеты. На них должны быть установлены сигнальные рации, молниеотводы, палубы скреплены металлическими балками». А ещё «веерные ограждения должны быть не ниже метра, усилены припаромки и колесобои, установлены якоря» и т.д. А кара-хаакский паром «был вообще признан негодным к эксплуатации».
Но правительство полно оптимизма: «со дня на день паромная переправа в Кара-Хаак и Черби возобновит свою работу». Ну а «в будущем году будут изготовлены 2 новых парома». Подобных обещаний от правительства мы слышали немало...
КАК ОНИ «РАЗВИВАЮТ» СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ТУВЫ
Правительственная газета вновь бьет в колокола – в Туве стало некуда сбывать шерсть. «Парадокс, да и только: всемирная паутина буквально пестрит объявлениями о покупке шерсти, которая очень востребована текстильной промышленностью России». В цене даже «обычная грубая шерсть, которая на аукционах идет по 3 доллара за кг». В республике завершилась кампания по стрижке овец. «При плане в 1060 тонн, заготовлено 746 тонн руна». «У некоторых аратов тюки шерсти пылятся еще с прошлого года. Не зная, что делать с ней, они выбрасывают или сжигают ее».
А всё потому, что спикер палаты представителей Х.Монгуш довёл Респотребсоюз «до ручки», развалив систему заготовки, а тувинское правительство никак не наладит сбор и реализацию шерсти в республике. Ранее шерсть собирали и мыли на Овчинно-шубной фабрике. Но, купленная по дешёвке Иргитом, она стоит, ожидая богатого дядю. А потому и шерсть сдать аратам некому. Не везти же тюк в Черногорск самому! Вот и пойми – на водочную линию у правительства нашлись десятки миллионов «лишних» рублей для производства вредного зелья, а 100 тысяч на организацию сбора шерсти – нет!
ПЕРСПЕКТИВЫ ПОКА НЕ ПРОСМАТРИВАЮТСЯ
«Тува на 36% увеличила собственные доходы», – сообщила «ТП». «В бюджет поступило за полгода 1702,8 млн. рублей при плане 1504,7 млн.» Впрочем, особенно радоваться нечему: «рост связан с увеличением поступлений от Сберегательного банка и операторов сотовой связи. Кроме того, погасил задолженность Каа-Хемскийо угольный разрез». Как видим, экономика республики продолжает своё падение. Ни сельское хозяйство, ни промышленность никаких перспектив не демонстрируют.
БРОШЕННЫЙ НАРОД
Газета опубликовала письмо монгун-тайгинцев, в котором описана их сегодняшняя жизнь: «как в средневековье». После прихода к власти Кара-оола «жители Мугур-Аксы начитают привыкать к условиям жизни, приближенным к средневековым», «потому что в 2010 году в Мугур-Аксы – пик перебоев электроэнергии». «Холодная зима, большой снег, снежные лавины. И плюс – систематические отключения электроэнергии», из-за которых «неделями в школе не проводятся уроки информатики, затрудняется отправка документов, прерывается сотовая связь, не работают водоколонки, бензозаправки, хлебопекарни». «Вода стала платной – 5 рублей за ведро».
Ситуация стала просто критичной: «Невозможно помыться нормально, о бане даже не стоит и думать». «Живем в темноте, не знаем, что происходит в мире, в нашей родной Туве», – возмущены люди. И вопрошают: «когда же все-таки даргалары обратят внимание на наш район? Или ждут, когда лопнет терпение у людей, и они поставят вопрос ребром перед Правительством России? Пусть о жизни жителей Монгун-Тайги через СМИ узнает вся Россия!».
Неужели они и после этого пойдут голосовать за «Единую Россию?!!
СПАСАТЕЛИ НА ВОДАХ... БЕЗ ВОДЫ
Когда правительство игнорирует обычные обращения, граждане прибегают к открытым письмам, которые публикуют в СМИ. На этот раз лопнуло терпение у членов «Водомоторного клуба г. Кызыла» и инспектора ГИМС при МЧС Аржакова. Они обратились с открытым письмом к Ш.Кара-оолу, в котором сообщили, что «при проектировании дамбы в районе Водомоторного клуба не учли интересы Водомоторного клуба и задачи спасателей (ГИМС). В нём не был предусмотрен спуск для лодок и катеров». В результате чего владельцы маломерных судов и ГИМС не могут осуществлять свою деятельность. «От заказчика дамбы (правительства – ред.) были неоднократные обещания, что работы по организации спуска для судов будут проведены. Но время идет, а никаких изменений как не было, так и нет».
Бездействует и прокурорский надзор: «Члены Клуба уже несколько раз обращались по этому вопросу в прокуратуры г. Кызыла и Республики Тыва». Мало того, что никто не исправляет положения, в нарушение закона даже «никакого ответа получено не было». «Необходимость спуска судов – это не наша прихоть, а необходимость», – разъясняют недоумку авторы письма. «Пока мы изолированы от реки, страдают люди. Когда они обращаются к нам за помощью, остается только развести руками».
Остаётся надеяться, что хоть после такого обращения кто-то оторвёт свой зад от насиженного кресла и займётся делом.
ДЕНЬГИ ДЛЯ РАМАЗАНОВА
Реформаторы ЖКХ снова трубят об очередном вливании денег. На этот раз – в жилой фонд республики. Приехавший из Новосибирска В.Панков заметил: «Проблем очень много, и они, прежде всего, связаны с обслуживанием жилищного фонда». «Тува получила деньги по Федеральному закону №185 «О фонде содействия реформированию ЖКХ и переселению». 183 млн. руб.» Но всем радоваться преждевременно: «основная часть из этих денег предназначается столице Тувы – чуть более 104 млн. На эти деньги в Кызыле отремонтируют 49 домов, всего по республике будет отремонтирован 81 дом».
Но и не для всех кызылчан это сообщение будет приятным, поскольку «из выделенных по Федеральному закону денег почти 90 млн. предназначается «Жилсервису». Остальным управляющим компаниям денег не видать, как своих ушей – так решило правительство Тувы. Так что радоваться придётся разве что только Рамазанову, поскольку никакого контроля за расходованием средств нет и большую часть средств, как обычно, скорее всего, разворуют.