Осторожно: коррупция! |
КОМУ И ПОЧЕМУ В ТУВЕ ЖИТЬ ХОРОШО
Честно говоря, никто не был в диком восторге от того, что к власти в Туве пришли спекулянты. Все понимали, что друзья в основном будут думать о собственном кармане. Правда, насторожила поспешность, с которой Ш.Кара-оол предложил парламенту Тувы в 5 (!!!) раз увеличить финансирование села прямо с 2007 года. Многие понадеялись, что такой скачок в государственном финансировании сельского хозяйства Тувы даст серьёзный толчок развитию агросектора республики. Увы, после прихода к власти тандема Шолбанов положение в сельском хозяйстве только ухудшилось.
До этого в республике работало два солидных сельхозпредприятия – СПК «Балгазын» им. Шойгу и туранская «Нива». Да частный предприниматель Пирогов. Правительство тут же предложило этим трём хозяйствам действенную помощь в развитии сельхозпроизводства. «Балгазын» и «Нива» помощь приняли, а Пирогов – воздержался. В результате «эффективной помощи» правительства «Балгазын» и «Нива» быстро превратились в банкротов и со дня на день будут ликвидированы, а их имущество, судя по всему, по дешёвке разберут дружки шолбанов. И на рынке сельхозпроизводства останется один Пирогов. Если и его тоже не сожрут «доброжелатели» из правительства Тувы.
Когда новая власть только-только разворачивалась, наверное, мало кто предполагал, что Кызылский мясокомбинат, принадлежащий другу и компаньону Кара-оола Ш.Иргиту, который занял должность первого зампреда и визиря Главы правительства, в одночасье станет главным получателем бюджетных средств, предусмотренных для финансовой поддержки сельского хозяйства республики. Думали, что эти деньги поддержат начинающих аратов-предпринимателей и дадут толчок для развития уже известных устоявшихся коллективов. Однако этого не произошло. Наоборот, нынешней зимой от бескормицы пало до трети поголовья скота. А всё потому, что финансовая помощь государства либо значительно запаздывала, либо вовсе уходила в «никуда». Куда же подевались немалые миллионы?
Как только к власти в республике пришли так называемые бизнесмены, они тут же перенаправили финансовые потоки. 6 апреля 2007 г. Шолбана Кара-оола депутаты тувинского парламента назначили председателем правительства Тувы, а уже 10 мая 2007 года на ООО «Агропромышленная компания «Урянхай» пришёл платёж – новый министр сельского хозяйства республики Ендан (ранее работавший на мясокомбинате и приведённый в правительство Шолбаном Иргитом) дал распоряжение платежным поручением №143 перечислить 566575 рублей 34 коп. на покрытие процентной ставки по кредиту, ранее полученному «Урянхаем» в Россельхозбанке. 19 июня – новое перечисление платежкой №298 в сумме 75269 рублей 8коп. Аппетит приходит во время еды, и 6 августа 2007 года Минсельхоз переводит «Урянхаю» платежкой №577 более солидную сумму – в 2 млн. 20 тыс. 785 рублей 43 коп. А через 2 дня – еще 2 млн. 44 тыс. рублей. 4 сентября – 292 тыс. 730 рублей 59 коп., 20 сентября платёжным поручением №853 – 1 млн. 182 тыс. рублей и платёжным поручением №854 – 1 млн. 29 тыс. рублей. Затем 29 октября ещё 2 млн. 250 тыс. рублей, 1 ноября платежным поручением №1121– сразу 5 млн. 118 тыс. 838 руб., а в декабре платёжными поручениями №№1333, 1630, 1584, 1631, 1680, 1681, 1932 и 1939 – 1 млн.180 тыс. 967рублей 21 коп.
А всего за 2007 год «Урянхай» умудрился выдоить из государства под предлогом субсидий на уплату процентов по кредитам 16 млн. 911 тыс.702 рубля 18 коп. В 2008 году государство осчастливило Шолбана Иргита 11 млн. 238 тыс. 825 рублями 93 копейками, в 2009 – 11 млн. 221 тыс. 558 рублями 94 копейками и в 2010 году – 2 млн. 497 тыс. 189 рублями 61 копейкой. А всего за период с 2007 по неполный 2010 год «Урянхай» Шолбана Иргита «съел» денег, предназначенных для развития АПК, в объёме 41 млн. 869 тыс. 279 рублей 66 копеек. И продолжает дальше успешно поглощать деньги сельских тружеников.
Серьёзные деньги были вложены правительством в заведомо безуспешные проекты водочной линии и реконструкции птицефабрики – до 60% всех средств было растащено именно там. Теперь эти заведомо нежизнеспособные предприятия готовят к банкротству, поскольку наладить на них рентабельное производство конкурентоспособной продукции уже не представляется возможным. Водочная линия, наверное, достанется одному из шолбанов, а о желании присвоить птицефабрику заявил брат Главы.
А вот Иргиту ни водки, ни яиц не нужно. Оно и понятно: из принадлежащего ему мясокомбината «Урянхай» сделали вечную пиявку для тувинского бюджета. Систему дотирования сельского хозяйства республики правительство организовало таким образом, что большая часть дотаций легально и почти законно поступает на предприятие первого зампреда правительства.
Скажите, зачем работать, если манна небесная в виде бюджетных денег миллионами сыплется на тебя, как из рога изобилия? Тут уж не до развития производств – главное, чтобы бюджетные деньги не вернулись в бюджет в виде налогов. Поэтому руководство мясокомбината и правительства озабочены борьбой с налоговиками, насчитавшими комбинату миллионные сокрытия доходов, за которыми вполне могут следовать года отсидки руководителей, ворующих деньги. Наверное, все помнят, как в одночасье за ночь до официального изъятия налоговиками сгорела документация в бухгалтерии мясокомбината. Милиция быстро установила поджог, но на скамью подсудимых так никого и не посадили. Быстро поменяли главного мытаря республики на послушную даму из Минфина республики, скостили налоговые претензии с 4 млн. рублей до 600 тыс. рублей и продолжили активную деятельность дальше.
И такая картина – везде. Вернее, там, где просматриваются личные интересы членов правительства Тувы. Так народные деньги превращаются в собственные. И делается это под флагом помощи сельскому хозяйству республики, которое действительно влачит нищенское существование. При этом сам глава правительства, возглавляющий комиссию по противодействию коррупции, неустанно ищет ее, эту коррупцию в карманах мелких торговцев и несговорчивых предпринимателей. А она рядом с ним – бери, заводи дела, арестовывай... Ан, нет!
Кто-то, наверное, думает, что у парламента и правительства Тувы «нашла коса на камень» по личным мотивам. Совсем нет. Парламент – это последний легальный бастион народа в борьбе за свои права. Часть принципиальных депутатов уже год настаивает на отчете правительства перед Хуралом. Даже Путин отчитался перед Госдумой. А наши даргалары, как огня, боятся парламента, потому и не идут туда. Именно контроль депутатов над финансами так не устраивает исполнительную власть республики. Проще говоря, депутаты пытаются помешать правительству воровать. Правда, следует признать на выше описанном случае – без особого успеха. А всё дело в том, что бесхребетный прокурор и коррумпированный главный следователь фактически создали нечистоплотным шолбанам «правоохранительную крышу» и сделали их недоступными для правосудия. И пока этой системой будут заправлять Бухтояров и Чудан-оол, никаких перемен ждать не приходится. А народные денежки так и будут оседать в карманах нашего тувинского тандема.
Мы ещё вернёмся к этой теме.
Семен Сучков-Задиристый