Где стол был яств, там гроб стоит
Сотрудники ведомства, которые по долгу службы занимаются охраной памятников, – люди интеллигентные, знают вес и цену каждой песчинке и пылинке истории. Их интеллигентная профессия тихая и незаметная. Может быть, вследствие этого профессионального воспитания, нет среди них наглых, шумных и оголтелых, но это тоже в наше неспокойное время оказывается плохо. Неповторимый архитектурный облик старой части Кызыла безвозвратно потерял свое очарование. Видимо, при непосредственном содействии неугомонного правительства до основания разрушено здание музея, что более полувека стояло на перекрестке улиц Ленина и Интернациональной.
Меня убеждать в обратном не нужно – на разрушение памятников культуры дать добро может только самое высокое начальство. Не мог же по своей личной прихоти это историческое здание разобрать по дощечкам известный на весь мир хоомейжи Конгар-оол Ондар? Он, конечно, заслуженный артист, может быть, даже и народный, может быть, он с благими целями решил создать центр тувинской культуры в освободившемся здании музея? Но как всемирно признанный хоомейжи согласился на разрушение духовного центра тувинской культуры? Как согласился на останках разрушенного вандалами музея строить новое? Он что и духов не боится, и о душе не думает?
К тому же нельзя забывать, что музей был центром интернациональной культуры. Он, как убеленный сединами аксакал, всем нашел место в своих экспозициях: и русским поселенцам, и староверам, декабристам, и красноармейцам. А теперь что, только центр тувинский культуры? В Туве все может быть. Правительство на этот центр может выделить 25 миллионов рублей, а Конгар-оол Ондар может поверить, что эти миллионы пойдут на развитие, а эти миллионы, может быть, уже осели в карманах правительственных чиновников.
Судя по рвению, с которым в мгновение ока, при жутких морозах, было разобрано по бревнышку историческое здание, это напоминало рейдерский захват духовности. А может быть, даже и похороны. Похороны истории, похороны традиций, похороны нашей духовности. Поэтому, может быть, эти интеллигентные женщины из охраны памятников не понарошку литрами пьют валерьянку и валятся с ног от высокого давления? Они били во все колокола, стучались во все правительственные двери, кричали – люди добрые, помогите, не дайте разрушить уникальный памятник архитектуры, которым любуются все приезжие и даже иностранцы! Даже иностранцы постоянно отмечали, что старая часть Кызыла – это прекрасный комплекс, неповторимый больше нигде в мире.
Но в Туве прокуратура может быть занята архисложными делами, и потому не увидела страшного беззакония? И, может, не лгут про Анатолия Дамба-Хуурака, когда говорят, что он под страхом увольнений и всяческих других расправ запретил сотрудницам даже «рот раскрывать»? Если бы этот зам, по всей вероятности, малообразованный и невежественный, с таким рвением в бытность свою прокурорскую с преступниками боролся, может быть, и не выперли его оттуда. А культурные женщины – хранительницы древностей – эти угрозы восприняли всерьез. Добро должно быть с кулаками. Может быть, но не с кувалдами. Но после драки кулаками не машут. И 25 миллионов нет, и здания нет, и прокуратура ничего не видит. Только маленький черный человечек правит злыми делами, разрушая память, стирая историю, и где стол был яств – там гроб стоит.
Очень вредная тувинка