СУДЬБА РЕГИОНОВ: ПОГЛОЩЕНИЕ ИЛИ ФЕДЕРАЛИЗМ?
В последнее время в Туве сразу несколько событий, сложившихся в одну логическую цепь, оказались в центре общественного внимания. Знаковыми под занавес 2009 года стали отчаянные попытки главы тувинского правительства через инициативную группу, составленную из правительственных сателлитов типа Чучева или Тунева, инициировать референдум с принятием конституционного закона, сформулированного, скорее всего, самим Кара-оолом. В нем предусматривается одновременное наделение назначаемого парламентом главы правительства президентскими суперполномочиями, которых не имел даже всенародно избранный Ооржак, с одновременным доведением числа работающих на постоянной основе депутатов тувинского парламента до 9 человек.
Знающие люди сразу предположили, что инициатива по экстренной кастрации парламента Тувы и усиления полномочий исполнительной власти «подработана» под обеспечение ускоренного вхождения Тувы в Красноярский край, обещанное Кремлю еще при назначении Кара-оола премьером.
Не осталось без внимания и произошедшее в начале 2010 года экстренное повышение красноярского губернатора Хлопонина до уровня зампреда правительства РФ с отправкой на Кавказ. Анализ ситуации подсказывал, что, скорее всего, его место освобождается под нашего знаменитого земляка Шойгу или его протеже. Ведь ни для кого не секрет, что губернаторов в Туве и Хакасии в свое время назначали по протекции чрезвычайного министра, и они ему послушны, как марионетки в театре миниатюр. Да и сам чрезвычайный министр в Туве и соседней Хакасии больше известен как виртуозный организатор отдыха VIP-персон самого высокого уровня с охотой и рыбалкой, чем вдохновитель спасательных работ.
Нельзя сказать, чтобы перспектива приземления Шойгу в Красноярске всех обрадовала. В крае сложилась своя влиятельная элита, к тому же оказалось мало желающих, чтобы его экономику прибирал к рукам дружок выдвиженца – разорившийся алюминиевый олигарх. А в Хакасии народ уже за короткий период «по горло наелся» его выдвиженцем-губернатором Зиминым.
В то же время в обеих республиках хорошо понимают: как только регионы трансформируются в районы соседнего могущественного края, они быстро и неумолимо зачахнут и придут в запустение. История Эвенкии, вошедшей в состав Красноярского края, – тому пример. После утраты статуса автономного округа из него все более-менее толковые работники разъехались, дороги и инфраструктура уверенно приходят к обычному сельскому состоянию, поскольку теперь защищать интересы малочисленного народа некому и негде.
А на севере края Русгидро, вопреки протестам населения, намерена построить на Енисее очередную ГЭС, в результате чего будет затоплено половина территории Таймыра. И там тоже за людей заступиться некому – сход народа признали нелегитимным, и решение о строительстве будет принимать Заксобрание Красноярского края, в котором от Таймыра всего пара депутатов. И потому его результаты легко предсказуемы. Что же касается Тувы, то после её поглощения Красноярским краем Кызыл будет, в лучшем случае, иметь перспективы Чадана, который, в свою очередь, быстро превратится в подобие Бурен-Байхаака.
Не успели переварить эту новость, как появилась другая – возобновился процесс подбора новой кандидатуры на должность главного судебного пристава-исполнителя в Туве. Сарыглар выехал в Москву и беспричинно «завис» там аж на две недели. Сначала думали, что его отправляют на пенсию, а затем оказалось, что по протекции Ш.Ооржака его наряду с еще четырьмя кандидатами рассматривают в Кремле на предмет замены Ш.Кара-оола. При этом четыре кандидата, по два из которых предложены бывшим президентом Тувы Ооржаком и сенатором от Тувы Пугачевым известны, а персона пятого, рекомендованная, скорее всего, Шойгу, пока остается в тайне. И известно лишь, что из пяти претендентов четверо – тувинцы и один, условно говоря, – русский.
Видимо, в Кремле пришли к мнению, что нынешний премьер Тувы Кара-оол ни толково организовать работу правительства, ни обеспечить слияние Тувы с краем не в состоянии. А постоянная неприличная грызня премьера с парламентом, ухудшающая и без того тяжелое положение в республике, Кремлю порядочно поднадоела. Поэтому, видимо, и приняли срочное решение подбирать новую кандидатуру. Ожидается, что до конца марта вопрос будет решен.
И как бы в подтверждение реальности цепи событий, направленных на ускорение слияния сибирских республик с краем следом с «оригинальной» инициативой выступил видный ПЕдРос – спикер Госдумы РФ Грызлов. От имени партии власти он заявил, что у всех российских регионов достаточно ресурсов, в том числе земли и полезных ископаемых, чтобы обеспечивать свою самодостаточность. И потому дотационных регионов не может быть в принципе. И следует объединять дотационные регионы с богатыми.
Судя по времени его выступления, инициатива «Единой России» имеет непосредственное отношение и к депрессивно-дотационной Туве. И теперь для всех понятна позиция члена Высшего совета ЕР Ш.Кара-оола, обязанного беспрекословно подчиняться партийной дисциплине. При этом следует иметь в виду, что, невзирая на важный пост, который он занимает, спикер Думы в стране и за рубежом известен как человек крайне несамостоятельный. Сам он идеи не генерирует, а озвучивает мысли тех, кто повыше. Скорее всего, лидера ЕР В.Путина. Впрочем, расценивать это следует не столько как руководство к действию, сколько как зондаж общественного мнения. «Проглотит» население регионов, подпадающих под объединение, это заявление – оно тут же начнет реализовываться. А если власть почувствует сопротивление – доктрину пересмотрит.
Нужно понимать, что задача сокращения числа регионов – непростая. Судя по всему, поэтому ЕР подключает к реализации этого плана союзнические силы. Именно поэтому 22 января на Госсовете теперь уже лидер ЛДПР Жириновский заявил, что для России не нужно много регионов и 40 нее – в самый раз. И предложил срочно заняться слиянием регионов. А относительно демографической ситуации добавил, что России не нужно большое население. Мол, чем меньше народу – тем больше ресурсов придется на одного человека. И предложил ликвидировать национальные регионы в принципе, присваивая им географические названия.
Лидеры регионов с высокой рождаемостью, большей частью из республик, восприняли инициативу как пощечину. Кстати, среди членов инициативной группы, пожелавшей провести в Туве референдум по Конституции, после которого откроется возможность поглощения Тувы соседним краем, совсем не случайно числится и лидер тувинских либералов Елсуков. Видимо, выполняет указание сразу двух начальников – Кара-оола и Жириновского.
Однако в этой ситуации следует учитывать и позицию нашего геройского земляка. По имеющимся сведениям, он совсем не горит желанием поменять московскую прописку на красноярскую. У Шойгу достаточно «натянутые» отношения с элитой края, а у его протеже Дерипаски имеются бизнес-конфликты с большинством влиятельных бизнесменов Красноярья. Наверное, будет учтено и мнение жителей края. По соцопросам, красноярцы в выборе губернатора отдают предпочтение, скорее, людям команды Хлопонина: А.Новаку или Л.Кузнецову, чем С.Шойгу или партийному бюрократу А.Воробьеву.
К тому же можно понять и позицию самого Шойгу – покидать уютное, насиженное кресло в очень хорошо финансируемом из бюджета бесконтрольном, сверхкоррумпированном суперминистерстве, которое, по сути, ни за что не отвечает, для переезда в сложный сибирский регион – дело рисковое. Да и объединение регионов – процесс сложный, малоприятный и неблагодарный. Даже в Туве в связи с назначением Кара-оола премьером Тувы у него изрядно подмочен имидж.
Так что вряд ли Шойгу доставит удовольствие примерять на себя роль Гитлера во время аншлюса Австрии Германией, хоть того и встречали в Вене с цветами и слезами радости. Как известно, прошло совсем немного времени, и после поражения во второй мировой войне, к знатокам истории которой Шойгу себя причисляет, ненависть австрийцев к фюреру перешла все мыслимые границы. Да и в Кызыле новоявленному фюреру такого восторженного приема ожидать вряд ли следует. К тому же известно, что Шойгу больше еврей, чем тувинец. Ни языка, ни культуры местной не понимает. А в московских храмах вообще позиционирует себя как православный.
Впрочем, и вероятность слияния – тоже вопрос неоднозначный. По крайней мере, все те коренные жители республики, кто не имеет удовольствия кормиться с рук Кара-оола, категорически против намечаемого аншлюса Тувы. Да и патриотически настроенное чиновничество – тоже. А уж предприниматели и интеллигенция – и подавно. Думается, что «нарисовать» результат при таком массовом протестном настроении вряд ли возможно.
Наверное, из этой публикации у читателей не добавилось ясности, что ждет нас впереди. Заставят ли Шойгу принять Красноярский край или в борьбе за лидерство снова победит представитель Норникеля? Скоро ли наступит отставка Кара-оола или ему дадут еще один шанс побарахтаться, выправляя положение? Состоится ли утрата Тувой сегодняшнего убогого суверенитета или в республике, наконец, начнут осуществляться широко разрекламированные инвестиционные проекты по освоению природных ресурсов и строительству железной дороги? Поверьте, наверняка этого не знаю и я. Но, тем не менее, считаю, что многое в этой жизни зависит от нас самих. В том числе и положение Тувы в братской семье субъектов Российской Федерации. Если мы сами не утратим чувство собственного достоинства, то Тува вполне может предотвратить аншлюс.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый