НА КОНСТИТУЦИЮ С ИДЕЕЙ НАПЕРЕВЕС
Ну вот и состоялось – Глава правительства обратился к парламенту со своим Посланием. Что ни говори – событие республиканского масштаба. К примеру, в прошлом году собрать в здании правительства тувинских парламентариев для заслушивания его доклада Шолбану Кара-оолу так и не удалось. Поэтому ждали этого события с особым вниманием.
РОЗОВЫЕ НАДЕЖДЫ
А напрасно. Ничего, кроме вздохов об упущенных возможностях, депутаты не услышали. Вроде, было все: олигархи роем кружились над Тувой на собственных личных самолетах, мечтая вложить в Туву свои миллиарды, сам полпред Анатолий Квашнин принял участие в разделе тувинских недр и даже решил «завернуть» железную дорогу Курагино-Кызыл на Тоджу, где потанинские менеджеры из курируемого его женой «Норникеля» обещали развернуть добычу полиметаллических руд.
Больше всех активничал старинный дружок Сергея Шойгу алюминиевый король Олег Дерипаска, заявивший претензии на участие сразу в нескольких тувинских проектах: добыча угля и нефелиновых руд, реконструкция кызылского аэропорта и организация авиасообщения Тувы с другими регионами России и зарубежьем, строительство железной дороги в Туву, гостиничного комплекса в Кызыле и блочной электростанции на углях Каа-Хемского разреза. ШВК и некоторая легковерная часть политической элиты Тувы, разинув рот, вслушивались в обещания олигарха, заявившего о желании превратить Кызыл в нечто вроде Нью-Васюков.
ПЛАЧЕВНЫЙ ФИНИШ
Прошло два года, пыль развеялась, и все поняли, что «фокус не удался». Квашнина больше в Туву не тянет, а ШВК вырабатывает новые планы пиар-кампаний. В Овюре яблони Квашнина так и не зацвели, а вспоминать о блочной ТЭЦ Кара-оола стало дурным тоном. Тем временем Дерипаска из самого богатого человека России превратился в самого большого должника, которого платить по счетам публично заставляет перед телекамерами сам премьер России Путин. «Норникель» уведомил правительство, что отсутствие необходимых условий для разработки месторождения в Тодже заставляет его подразделение в Туве свернуть на время все работы. А китайцы отказались от своих заявок на перевозку оборудования по Енисею и пока на месторождении не появляются. Планы строительства железной дороги в Туву отодвинуты еще на год, и только Енисейская Промышленная компания, которую усиленно выживали из республики два года, продолжает разработку Элегестинского месторождения коксующихся углей.
РЕСПУБЛИКА В ЗАВАЛЕ
Да и с реализацией других планов ШВК обстановка ничуть не лучше. В строительстве бардак, промышленности нет как таковой, на селе уменьшаются и без того мизерные объемы производства. Новых рабочих мест не создано, безработица растет, а с ней и напряженность в обществе. Авторитет власти достиг, кажется, своего дна, поскольку борьба с собственным парламентом, коррупция, протекционизм и беззаконие стали основным ремеслом новой власти. Даже миллиард, выделенный Россией для предотвращения последствий кризиса в Туве, растворился, не оставив следа. Короче говоря, отчитываться, собственно, не о чем.
В ПОИСКАХ НОВОГО
И в такой ситуации не оставалось ничего другого, как заявить о необходимости срочного проведения конституционной реформы, что, собственно, Кара-оол и сделал. Так что нас вскоре ожидают перемены именно в этой области, поскольку экономика оказалась неподвластной новому правительству республики. Конечно, нищета Тувы при прелестях местной природы, уникальности месторождений природных ископаемых и исключительности географического положения никак не зависит от тех положений Конституции Тувы, которые планируются изменить. А, может быть, наша жизнь вообще не зависит от того, что в ней записано.
Наблюдения последних 20 лет показали: Основной Закон Тувы регулярно переписывают, а меняется к лучшему только жизнь небольшой кучки бюрократов, с каждым нововведением приобретающих новые привилегии. Помнится, еще совсем недавно, в 2001 году, тогдашний Президент Шериг-оол Ооржак уверял нас, что новая Конституция – эталон для всей России. Об этом же вторили чиновники из Сибирского федерального округа и Минюста России. Но минуло время, и они с той же радостью отреклись от своих слов, настаивая на внесении в нее изменений. Полтора года говорильни не пропали даром, и в обществе уже зреет идея проведения референдума. Так кто чего хочет от новой Конституции?
ТРИ ПУТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Пока известны три мнения по этому вопросу.
Первым свое слово сказал новый премьер Кара-оол осенью 2007 года, когда предложил полностью переписать Основной закон, в котором помимо кастрации парламента и прописывания новых норм по земле, гражданству и границам предусматривалось возвращения президентства с большими полномочиями, чем сейчас обладает премьер. При этом предлагалось все полномочия по изменению Конституции передать конституционной комиссии, половина которой бы назначалась Кара-оолом, а вторая половина – состояла из депутатов палат Великого Хурала. Такой подход к изменению Конституции, «под себя любимого», не понравился депутатам, поскольку позволял Главе сформировать половину комиссии с чрезвычайными полномочиями из своих шоферов и девиц из пресс-службы, поэтому и был «зарублен на корню» законодателями.
ПАРЛАМЕНТ ХОЧЕТ РЕШАТЬ САМ
Тогда в парламенте и появился второй вариант реформы, по которому на данном этапе конституционной комиссии поручается подготовка вопросов, выносимых на референдум, но исключительно в части вопросов земли, гражданства и границ. Остальные вопросы, выносимые на референдум, должны принимать форму Конституционных законов и приниматься парламентом квалифицированным большинством.
КОМПРОМИССНЫЙ ВАРИАНТ ВАЛЬКОВА
Совсем недавно Виталий Вальков вынес на обсуждение собственную версию реформы, по которой слово «референдум» из Конституции исключается совсем, и в дальнейшем все изменения в нее принимаются Конституционными законами. Так, как это сегодня прописано, к примеру, в Основном Законе России. Тогда пропадает необходимость в проведении дорогостоящих референдумов, и Конституция Тувы становится более доступной для ее изменения.
ВРЕМЯ ПОКАЖЕТ
Каким путем пойдет конституционная реформа, мы вскоре узнаем. Может быть, Кара-оол отступится от своих несбыточных желаний, а возможно, ему удастся заставить Валькова отказаться от своих идей. Не исключено, что им вместе удастся убедить квалифицированное парламентское большинство в каком-то новом пути развития Конституции.
Но дело в том, что формальными изменениями тут мало что можно решить. Федеральный центр настаивает на оптимизации тувинского парламента. Кремлевский чиновник Говорун требует уменьшения числа депутатского корпуса до 20 человек, приводя в пример парламент 10-миллионной Москвы, где работают 30 депутатов. Кара-оол настаивает на 30 депутатах, из которых только 9 будут работать на постоянной основе, а 21 будут приезжать время от времени на заседания и голосовать законы. Спикер верхней палаты Монгуш согласен на ликвидацию Палаты Представителей и уменьшение парламента до 32 человек. Однако, Василий Оюн настаивает, что парламент должен быть не меньше 48 депутатов, к тому же работающих исключительно на профессиональной основе, из которых 24 будут избираться по округам, поскольку только это число обеспечит представительство в законодательном органе всех, даже самых малочисленных кожуунов республики.
Немаловажным является и вопрос статусности Главы республики. Кара-оол хотел бы расширить себе права, в том числе представлять на утверждение руководителя Счетной палаты, представлять к назначению Уполномоченного по правам человека и т.д. Депутаты полагают, что такая практика пагубна. К примеру, сегодняшний премьер так и не научился аккуратно пользоваться своими полномочиями, предоставленными действующей Конституцией. А с учетом того, что теперь он – лицо не избираемое, а назначаемое, часть его конституционных прав должна перейти к парламенту. Например, в частности, по назначению и отчетности всех членов правительства и увольнения в случае признания парламентом их работы неудовлетворительной.
Так что, судя по всему, нас ожидают серьезные баталии в парламенте по поводу изменения Конституции Тувы. И они могут начаться уже 17 июня, если будет вынесен вопрос создания Конституционной комиссии.
Будем с интересом их ждать и информировать об этом читателей.
До встречи.
Семен Сучков-Задиристый