ТУВА В ОЧЕРЕДНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ СТУПОРЕ.
КТО ВИНОВАТ НА ЭТОТ РАЗ?
6 апреля исполнилось два года пребывания Ш.Кара-оола на посту Председателя Правительства Республики Тыва. Однако, дата прошла незамеченной. Никто не подводил итоги, не докладывал об успехах. Не было интервью. Но это как раз и не вызывает удивления.
Конечно, никто не ожидал, что только от прихода к власти протеже С. Шойгу республика станет экономически благополучной. Однако, развитие очередного политического кризиса стало одним из самых больших разочарований общественности республики. Сегодняшний политический климат в Туве мало чем отличается от 2007 года: снова отношения между правительством и парламентом зашли в тупик, образовались родственно-земляческие кланы, правда, уже разбавленные партнерами по бизнесу, в том числе и с явно выраженными криминальными наклонностями, и снова непримиримость позиций.
То, что волевому спикеру Законодательной палаты В.Оюну и опекаемому нашим земляком Ш.Кара-оолу существовать на одном политическом поле будет непросто, понимали все. Но мало кто предполагал, что конфликт разовьется столь стремительно. Это произошло и, несмотря на активную дискредитацию депутатов из команды В.Оюна, которая активно ведется в местных и центральных СМИ, ответственность за политическую нестабильность многие возлагают на Ш.Кара-оола как ее инициатора.
Надо отметить, что более несхожих молодых лидеров, чем Кара-оол и Оюн, найти сложно. Свои лидерские качества Василий Оюн доказал в период открытой политической борьбы с бывшим Главой республики Ооржаком. Он сумел сформировать команду ведущих политиков, которые без труда набрали большинство голосов избирателей на выборах 2006-2007 годов. Оюн проявил решительность, напористость, что, безусловно, сказалось на его имидже, который сегодня играет, явно, не в его пользу.
Кара-оол на выборах 2006 года шел в фарватере бывшего Главы республики Ш. Ооржака и оказался в неудобной позиции: при большом протестном настроении против Ш. Ооржака он был вынужден молчать и вести себя тихо. Его предвыборная борьба запомнилась, скорее, негативными фактами – его дракой в боулинг-клубе, в результате которой серьезно пострадал один из охранников клуба и арестом, а затем осуждением родного брата Л. Кара-оола за перевозку наркотиков.
Но политическую активность и борьбу за голоса он умело поменял на покровительство С.Шойгу. В результате острейшей борьбы между командами В.Оюна и Ш.Ооржака победителем проскочил третий – на пост Главы Республики Президентом России был выдвинут малоприметный и ничем себя не зарекомендовавший Ш.Кара-оол. Нужно отдать должное команде Оюна, которая приняла этот вариант. 6 апреля 2007 года Ш.Кара-оол занял высший должностной пост, а В.Оюн был избран Председателем Законодательной палаты Великого Хурала. Соотношение голосов на тот момент между ЕР и РПЖ, двумя партиями, имевшими представительство в Закпалате, было равное.
Вся вторая половина 2007 года прошла в консолидированном режиме, безболезненно был утвержден состав нового правительства и определены парламентские комитеты. С уст Кара-оола не сходили слова «консолидация» и «общественное согласие». На фоне визита в Туву В.Путина, при активной поддержке депутатов, Кара-оолу удалось в декабре 2007-го с отличным результатом, без фальсификаций, провести выборы депутатов Государственной Думы, дав второй по стране результат поддержки «Единой России».
Казалось, была нащупана нить взаимоотношений ветвей власти. Однако уже спустя 3 месяца после выборов, в местном еженедельнике стали появляться аналитические статьи советника Кара-оола, «пугающие» общественность республики импичментом молодому Главе со стороны депутатов, тогда как сами депутаты ни сном, ни духом.
Серьезные аналитики поняли, что исполнительная власть начала информационное сопровождение кампании по дискредитации депутатского корпуса и, в частности, его спикера, которого пиарщики правительства намертво привязали к сенатору С. Пугачеву. Одновременно антикампания началась и против самого Пугачева. Всем стало понятно, что в борьбу за месторождения Тувы вступили высокие сферы, активным представителем которых расценивается Герой России С. Шойгу.
Борьба с сенаторами от Тувы Пугачевым и Нарусовой, естественно, обострила политическое противостояние внутри республики. Основной удар пришелся на спикера. В.Оюн очень не устраивал Кара-оола, опасающегося всякой конкуренции. В мае 2008 года, не найдя согласия с Кара-оолом на выборах столичных депутатов, В.Оюн выставил свою команду кандидатов, которая тут же начала набирать обороты. Чтобы не допустить их победы, Кара-оол был вынужден прибегнуть к «властным методам» для обеспечения победы своих кандидатов, чем серьезно скомпрометировал «Единую Россию», победа которой большей частью была обеспечена административными методами и массовой фальсификацией при досрочном голосовании.
Убедившись в эффективности команды В.Оюна, правительство активно начало раздувать миф о некой несговорчивости законодателей. При любых, самых безобидных вопросах со стороны депутатов при внесении изменений в бюджет, представители правительства буквально впадали в истерику, а депутаты, поддерживающие Ш. Кара-оола, стали устраивать шоу с криками и ломанием микрофонов.
Истерика и неприличные провокации дали побочный эффект: Ш.Кара-оол за три-четыре месяца умудрился растерять половину своих сторонников среди депутатов. Потеря поддержки большинства Законодательной палаты объясняется только тем, что молодому Главе республики не хватило ума и такта найти общий язык даже с теми депутатами, кто шел по списку «Единой России». Видимо, получив высший пост из рук покровителя, он надеялся, что все внутренние политические проблемы будут решаться автоматически. Это стало его основной ошибкой – не обеспечив себе поддержки большинства в депутатском корпусе, он безоглядно ринулся в бой. Видимо, в очередной раз надеясь, что все проблемы за него будут решать С. Шойгу и центральные органы партии власти.
В недрах Канцелярии Главы республики стали один за другим рождаться планы подковерной борьбы. Позже, глубокой осенью, в прессу попадет копия документа, который развеет все иллюзии о стремлении Ш. Кара-оола к консолидации, – «Алгоритм смещения В. Оюна с поста Председателя Законодательной палаты Великого Хурала». Алгоритм включал в себя привлечение представителей судебной власти, правоохранительных органов и федеральных лиц от партии «ЕР», включая нашего именитого земляка.
К тому моменту, когда широкая общественность увидит копию этого документа, станет ясно, что алгоритм запущен. В июле на В.Оюна возбуждают уголовное дело, которое даже при отдаленном рассмотрении не тянет на превышение должностных полномочий при создании в 2002 году Хозяйственного управления Закпалаты, так как это решение принималось коллегиально депутатами. Что интересно, за него голосовал и сам Ш. Кара-оол, будучи тогда обладателем мандата.
Но государственный маховик запущен, и под его пресс попал не только В. Оюн, но и его сестра, полгода отсидевшая в следственном изоляторе по сфабрикованному обвинению в даче взятки. Аналогичные обвинения вменяются депутату Закпалаты В. Кысыгбай и еще девятерым депутатам Чеди-Хольского района. И, хотя окончательных обвинений еще нет, эти люди познали все прелести допросов, условий СИЗО и федеральный розыск. После того, как в задержании сестры В. Оюна принимали участие сотрудники ЧОПа «Щит», патронируемого братом Ш. Кара-оола, надежды на справедливое рассмотрение дел стали весьма призрачными.
Политическая слабость Ш. Кара-оола привела к тому, что его покровителю пришлось применить в Туве «ставропольский вариант», ставший страшилкой для всего российского политического пространства. И если для чрезвычайного министра подобные методы в Ставрополье могли показаться хоть и жесткими, но и эффективными, то на его родине – Туве они вызвали болезненную реакцию. То, что наш земляк в рамках политической борьбы считает возможным аресты своих земляков, основательно расшатало постамент Героя. Тувинцы стали осознавать, что из родины чрезвычайного министра республика превращается в его вотчину, а его способность манипулировать людьми и ситуацией, в том числе доверием земляков, стала вызывать протест.
Тувинский проект Сергея Шойгу при всем желании не назовешь удачным. И главная неудача – это Ш.Кара-оол с его неспособностью самостоятельно принять маломальское решение, найти общий язык с ведущими политическими персонами и способностью настроить против себя целые коллективы.
Так было с ОАО «Разрез «Каа-Хемский», который был искусственно обанкрочен, выведен из федеральной собственности и передан в управление ОАО «Тувинская горнорудная компания», о которой известно только то, что ее учредители зарегистрированы в оффшорной зоне Кипра. Потеря стабильности работы единственного угледобывающего предприятия, лишенного в условиях финансового и экономического кризиса федеральной поддержки, перспектива массовых увольнений вызывают протестные настроения у коллектива.
Ш.Кара-оол также вошел в жесткое противостояние с педагогическим коллективом Тувинского государственного университета, навязывая на пост ректора сомнительную кандидатуру своего друга. Пройдя через запугивания, шантаж и моральное унижение, педагоги университета все же добились утверждения избранного ими ректора. Сказать, что после такого плотного общения с властью у них остался осадок, значит не сказать ничего.
Не принесла ему дивидендов и безуспешная попытка смещения руководителей Госналогслужбы и фонда медицинского страхования республики.
Не прибавило народного доверия и благоустройство личных коттеджей. Жители республики шутят, что единственной дорогой, которой можно похвастаться, является дорога к дому Кара-оола. К тому же, район обитания высокого лица защищен надежной водозащитной дамбой, о строительстве которой в черте города давно мечтают жители подтапливаемых микрорайонов. Причем, как стало известно широкой общественности, все эти работы были выполнены строителями без оплаты, но на каких условиях, следствие так и не выяснило. Уголовное дело по признакам коррупции, понятное дело, так и не было возбуждено.
Интересно то, что, не дав за два года практически ни одного развернутого интервью по экономической тематике, Ш.Кара-оол разразился сериальным интервью о новом доме и семье. Фундаментальное интервью на тему личного дома дало ясную картину жизненных приоритетов Ш. Кара-оола.
Всем известна его нелюбовь к отечественным автомобилям. В разгар финансового кризиса и митингов в поддержку российского автопрома, он приобрел на бюджетные деньги два автомобиля «Lexus», взамен годовалому «Land Cruiser». Надо заметить, что жители совсем небольшого Кызыла имеют хорошую возможность оценить марку и стоимость автомашин, на которых передвигаются Глава республики и его ближайшее окружение.
Это самое окружение также вызывает много вопросов. Первый вице-премьер Шолбан-оол Иргит, сосед по коттеджу, является владельцем местного мясокомбината, к которому налоговые органы имеют серьезные претензии. Видимо, поэтому в марте этого года на предприятии выгорел один кабинет – тот, в котором хранились приготовленные для изъятия документы.
Это не единственный криминальный факт, связанный с приближенными Ш.Кара-оола. Те самые депутаты, которые устраивают по заказу исполнительных органов шоу в парламенте, перешли к более предметной деятельности. Так, депутат Онер Ондар, возглавляющий Общественную приемную В.Путина, фигурирует в одном из уголовных дел в качестве взяткодателя. Другой депутат – Роман Монгуш, фигурирует в криминальных разборках со взрывом боевой гранаты. Если учесть, что подобные факты стали происходить уже через два года после назначения Ш. Кара-оола, то можно представить, что ожидает Туву на третий год.
Окружение Главы республики не спасают имиджевые акции, которые куда активнее, чем его производственная деятельность. Что он только ни делал перед камерами – марш-бросок в военизированной форме «Боевого братства» (это был урок мастерства школьникам), ныряние в православную прорубь, участие в шаманских камланиях, многочисленная смена национальных нарядов в дни празднования Шагаа, волейбол, футбол и так далее.
Вопрос депутатов «Какое моральное право имело правительство направлять деньги, предназначенные сельчанам, на водочную линию?» был риторическим. О пятикратном увеличении средств на сельское хозяйство Ш.Кара-оол лично доложил премьер-министру страны В.Путину, правда, не уточнил, на что конкретно пошли деньги.
В череде препирательств между правительством и депутатами Тувы есть одна тема, которая носит принципиальный характер. Она возникла в ходе дискуссий по принятию антикризисных мер, по которым правительство до сих пор не определилось. Из общения на парламентских комитетах с представителями правительства у них проскальзывает мысль, что кризис для Тувы только во благо – при том, что ситуация резко не изменилась, так как республика находится в состоянии кризиса уже более 15 лет, появляется возможность дополнительно получить финансовые средства из федерального бюджета.
Депутаты выступают против таких иждивенческих настроений и настаивают на том, что необходимо мобилизовать внутренние резервы, есть возможность оптимизировать бюджет, так как по оценке Счетной палаты Тувы объем неэффективно используемых средств достигает 300 миллионов рублей. Есть необходимость оптимизировать содержание госаппарата, которое приближается к 10% всех бюджетных затрат. Пришло время, когда властям Тувы необходимо взять на себя ответственность и приложить собственные усилия для вывода республики из кризиса. Но подобные предложения воспринимаются как оппозиционное настроение депутатов.
Таким образом, отсутствие политической стабильности, которую так и не может обеспечить Ш. Кара-оол, привело к отсутствию конструктивной работы органов госвласти республики. Если прибавить к этому раскол в рядах Тувинского регионального отделения «Единой России», то вряд ли Глава Тувы сможет сегодня обеспечить решение тех задач, которые ставит перед регионами федеральная власть. И вряд ли Кремль допустит в нынешних условиях роспуск парламента республики, массовых исключений из партии власти. Тем более, что в основе тувинского политического ступора все-таки лежит неспособность лидера добиться политической стабильности.
А. Гаврилов