В Центральноафриканской республике убили съёмочную группу из России
Журналисты не говорили о своей поездке властям ЦАР или РФ – но связывались с сотрудником ООН и предположительно надежным водителем.
Александр Расторгуев, Орхан Джемаль и Кирилл Радченко прибыли в Центральноафриканскую республику (ЦАР) 27 июля – как утверждают их партнеры из издания «Центр управления расследованиями» (ЦУР), чтобы снять фильм-расследование про работающих в стране российских «инструкторов» из частной военной компании «Вагнер». «Расследование являлось совместным продуктом. К моменту поездки оно длилось уже несколько месяцев», – сообщал ЦУР в своем телеграм-канале. Издание финансировало съемку «из денег нашего инвестора Михаила Ходорковского».
Чтобы никто не мог помешать расследованию, группа не дала о себе знать ни местным властям, ни российскому посольству. ЦУР сообщил, что за помощью они обратились только к сотруднику миротворческой миссии ООН по имени Мартин (его фамилия неизвестна). «Проблемы безопасности были в числе приоритетных, они обсуждались с сотрудником ООН, с ним же обсуждались подходящие в плане безопасности маршруты», – говорится в телеграм-канале издания.
Миротворцы ООН, вошедшие в ЦАР в 2014 году, чтобы остановить многолетнюю гражданскую войну, хоть и не остановили насилие окончательно, контролируют большую часть территории республики. Пресс-секретарь миссии Владимир Монтейро 1 августа уточнил, что журналисты не информировали ООН о своем приезде, а сама организация не занимается выдачей аккредитаций журналистам.
В ЦУР говорили, что Мартин же посоветовал группе водителя. Местный журналист Анри Гроте сообщил, что водителя зовут Бьенвеню Ндувокама. ЦУР утверждает, что его имя водителя есть в базе данных французских журналистов, где собраны контакты проверенных людей в ЦАР.
Журналисты пытались попасть на военную базу в Беренго. Российские военные находятся там официально.
28 июля Ндувокама отвез расследователей на главную базу российских «инструкторов» в поместье Беренго... Поместье находится в 60 километрах от столицы страны Банги. База российских «инструкторов» создана здесь с разрешения ООН: военные из РФ должны обучать обращению с оружием и тактике батальоны правительственных сил.
15 января 2018 года британское аналитическое агентство Stratfor первым сообщило со ссылкой на свои источники, что гражданские инструкторы принадлежат к ЧВК «Вагнер».
Погибшие хотели снять золотые прииски. Их контролировали боевики, а теперь там, возможно, работает российская горнодобывающая компания.
По данным ООН, одно из мест размещения российских инструкторов – город Сибю, центр префектуры Кемо. Маленький городок находится на пересечении двух дорог: Одна идет через Декао на север к оплоту мусульманских повстанцев в Кага-Бандоро; вторая – на восток, в город Бамбари. В докладе ООН сообщается, что в Сибю «задействованы» российские инструкторы, а в Бамбари их часто видят в составе колонн правительственных сил – без сопровождения россиян колонны не могут проехать по занятым мусульманскими повстанцами территориям...
В ЦУР утверждают, что из Сибю журналисты должны были отправиться в Бамбари. Там они собирались встретиться с Мартином из миссии ООН – «он должен был предоставить информацию по ситуации с российскими военными инструкторами и помочь со съемками золотых приисков Ндассима».
Ндассима – местечко в пятидесяти километрах на севере от Бамбари, где находится крупнейший в стране золотоносный район. В 2010 году, до начала гражданской войны в ЦАР, право на его разработку в течение 25 лет купила канадская компания Axmin. В 2013 году мусульманские повстанцы из оппозиционной властям ЦАР коалиции «Селека» захватили прииски, а Axmin эвакуировала сотрудников и приостановила работы.
В октябре 2017 года глава МИД России Сергей Лавров встретился в Сочи с президентом ЦАР Туадера. В частности, они обсудили «значительный потенциал для партнерства в сфере разведки полезных ископаемых». Тогда же в ЦАР появились две российские компании – горнодобывающая Lobaye Invest и охранная Sewa Security Service. Французские СМИ предпологали, что обе они связаны с Евгением Пригожиным – бизнесменом и ресторатором, которого связывали как с Кремлем, так и с ЧВК «Вагнера». 18 июля исследовательский французский сайт africaintelligence.com написал, что одна из главных целей российских компаний – прииски Ндассима.
Существует несколько версий того, как убили журналистов. Какая из них достоверная – непонятно.
Как рассказал потом полиции и следствию выживший водитель Бьенвеню Ндувокама, через 33 километра пути их остановили десять вооруженных людей – и открыли огонь. Ему удалось укрыться и выжить.
31 июля Мэр Сибю Анри Депеле заявил, что на журналистов устроили засаду около 22:00 – их машину обстреляли из кустов по обочинам дороги. «Трое журналистов погибли сразу же», – сказал он.
Несколько информационных агентств – например, AFP, – сообщили 31 июля, что россиян сначала остановили на блокпосту, а потом убили. Французская газета Le Monde 1 августа утверждала, что одного из членов группы убили сразу, а двоих расстреляли позже.
1 августа издание Parlames Centrafrique со ссылкой на собственные источники написало, что журналистов сначала похитили, затем допросили, потом убили; оно первым опубликовало фотографию тел Джемаля и Расторгуева с пулевыми ранениями. Без указания источника информации Parlames Centrafrique обвинило в убийстве людей из группировок, вышедших из коалиции «Селека».
2 августа пресс-секретарь правительства ЦАР Анж Максим Казаги рассказал РБК, что ночью на дороге в Дакоа журналистов остановила группа из примерно десяти человек «в тюрбанах», говоривших по-арабски, и потребовала отдать автомобиль. Один из журналистов стал сопротивляться, атакующие открыли огонь, убив того на месте, двое других скончались от ранений. Казаги добавил, что по ночам дорога «кишит налетчиками, повстанцами и вооруженными бандитами».
В этот же день министерство информации страны уточнило, что нападавшие точно говорили не на французском или санго – двух государственных языках в ЦАР. Местный сайт corbeaunews.ca со ссылкой все на того же водителя (не уточняя, из какого источника были получены его слова), сообщил, что журналисты «видимо, понимали язык нападавших»...
«Медуза»
(в сокращении)