КИТАЙЦЫ
Окончание. Начало в №3.Китай – это не страна, это одна из древнейших из известных нам сегодня цивилизаций на Земле. При этом не только древнейшая, но и, пожалуй, уникальная хотя бы в том, что на протяжении чуть ли не пяти тысячелетий сохранившая преемственность языка, культуры, мышления и основ философского осмысления себя и окружающего мира. Вот почему всё, что говорилось о китайцах конца XIX века, является верным и сегодня.
Китаец всегда и везде, даже проживая за границей, остаётся китайцем сердцем и по духу. При этом он может создавать семью с иностранцем или иностранкой, но в глубине души всегда будет оставаться китайцем.
Вот что по этому поводу писал Андрей Девятов (Китай и Россия в двадцать первом веке. «Алгоритм», М.: 2002): «Получив иностранное подданство, китайцы очень активно получают образование и быстро продвигаются в структуре бизнеса, и в общественных стратегических организациях. Однако практически любой китаец – это такой человек, который может, живя за границей, честно платить налоги всю жизнь, но когда Родина попросит, он сделает для неё всё, что сможет».
Кстати, японцы ведут себя точно так же. Не просто же так американцы, с началом войны с Японией, поместили в концентрационные лагеря всех, у кого, хотя бы частично, была японская кровь, до третьего колена включительно. И таких граждан США набралось более 90 тысяч.
Для каждого, кто более или менее серьёзно занимался Китаем, давно известно, что как только где-то появится китайская община, а уж тем более чайнатаун, там обязательно появится китайское тайное общество, чьи интересы всегда будут направлены против интересов той страны, где они появились.
Американцы это поняли давно. Так уже в Конституции штата Калифорния, принятой в мае 1879 года, была статья №19, которая так и называлась – «Китайцы». Пора это понять и нам. Китайцы не похожи на большинство европейцев, а тем более на нас. У них и своя философия обыденной жизни, построенная на фундаменте из пяти стихий.
Чтобы продолжить наше повествование дальше, необходимо, хотя бы кратко, пояснить, что это за пять стихий, которыми китайцы руководствуются в своей жизни.
Прежде всего, необходимо указать на такое понятие как «лицо». «Потерять лицо» – это настоящая трагедия для китайца, т.к. с этим «лицом» он будет вынужден жить дальше и общаться с людьми. Образец сохранения лица – это семья как основание китайского общества. Здесь всё должно быть взаимосвязано, и соблюдается жесткая иерархия. Отец – глава умудренный опытом, мать – милосердие и верность, а дальше и младшие, которые должны обязательно подчиняться старшим. Главное здесь – потомство.
Лучшая же награда – долгая жизнь в кругу семьи и почетная смерть в глубокой старости.
По китайским понятиям «лицо» держится на пяти добродетелях: гуманность, справедливость, долженствование, мудрость и верность, в китайском, конечно, смысле.
Следующей особенностью китайского сообщества, которую всегда нужно учитывать, является укоренившееся чувство иерархии и клановых семейных связей. Это как бы паутина, которая объединяет и связывает всё китайское общество, но в тоже время в этой паутине каждый осознает свое место в строгой иерархии отношений между людьми или «лицами».
Семья – значит клан, а клан связан круговой порукой. Чувство иерархии у китайцев составляет суть гуманности, хотя смысл в него вкладывается несколько иной.
Следующая, третья характеристика психологии китайцев – это смирение, в их, конечно, понимании.
Смирение китайского сердца проявляется во многих ипостасях, в том числе и в способности к кропотливой и монотонной работе в мелких формах (например, в создании изящных безделушек), в невозмутимости в жизненных коллизиях, в терпении, позволяющем «пересидеть» невзгоды, трудные и тупиковые ситуации.
В Китае не принято выступать против начальства. И это бесспорный пример смирения китайской души.
«Наверное, «разрядкой» от гнетущей китайцев пяты смирения (Инь) можно объяснить и склонность их к бессмысленным издевательствам над другими людьми как оборотного смирению средству собственного самовыражения и морального удовлетворения в чувстве хозяина положения. В этом же ряду естественных противоположностей смирению находится и порой исключительно острая реакция китайцев в форме бунта (Ян) на эмоционально окрашенные моменты, а также их всплески ничем не оправданной жестокости и насилия».
Четвёртой характерной черной психологии китайцев выступает прагматизм, т.е. учет для себя только полезного результата и сил. Для европейской психологии полезность – это наличие денег. При этом миллионеры, прежде всего американские, могут питаться всякой дрянью, которую наши СМИ активно навязывают нашему населению.
Для китайца это же – качество жизни, в которой одно из первых мест занимает роскошный, многочасовой обед. Прагматизм при этом совершенно лишен любого, даже только внешнего, морального содержания.
«Следует помнить, что и китайская вежливость, обходительность, гостеприимство и щедрые угощения, подарки, развлечения и рассудительный, скромный стиль обсуждения вопросов – являются прагматичной тактикой для достижения при любой возможности непреложного имущества.
Приземленный в устремлениях прагматизм китайцев пренебрегает возвышенными категориями морали, равнодушен к правде, он всегда принимает во внимание силу. Поэтому лучшая политика во взаимоотношениях с китайцами – это политика с позиции силы, которая не применяется, но демонстрируется. Отсутствие же демонстрации вашей силы приводит, в конце концов, к высказыванию китайского пренебрежения... Так или иначе, в реальной жизни у китайцев сила всегда стоит и выше правды, и выше права».
Если же подводить некоторые итоги по рассмотрению китайского прагматизма, то можно смело сказать, что ни Запад с его либерализмом, ни Россия с её идеализмом, никогда не будут привлекательными для Китая. Китай – это вотчины самой безыдейной бюрократии, можно даже сказать – родина её. И этим многое объясняется.
И, наконец, пятая характеристика, которая всегда смущала «интернационалистов», коими мы до сего дня и являемся, и подвигала их либо к замалчиванию, либо к прямому искажению письменных источников и реальных событий, – это традиционно присущий китайскому народу национализм и чувство превосходства Китая над другими странами. Вот пример.
«Секретарь Канн Тэна Сяо Ли частенько заглядывает к нам, предпочтительно к трапезе. Откушав, не прочь был пофилософствовать. Нынче изрек, ковыряя в зубах: «Что делали тысячу лет назад вы, белые люди? Стреляли из луков. У нас же был порох. Уже тогда мы построили каналы, дамбы, крепости, умели производить фарфор, шелк, писчую бумагу, тушь..., а белые люди только складывали свой алфавит. Наша культура взрастила Восток. Она проматерь мировой культуры...»(П.П. Владимиров. Особый Район Китая, АПН, М.: 1973).
Канн Тэн в КПК долгие годы после 1949 года занимал пост примерно равный посту Л.Берия при И.В.Сталине. В руководстве КНР он негласно носил название «палач партии». Поэтому его секретарь Сяо Ли никогда не позволил бы себе того, что не отображало бы настроений в высшем эшелоне власти.
Все это, что изложено выше конечно, нужно знать. Но чтобы досконально понимать китайцев – нужно родиться китайцем.
P.S.:В 1271 году внук Чигисхана Хубилай основал в Китае монгольскую династию Юань и перенёс столицу из монгольского Какакорума в Чжунду (ныне Пекин). И где сегодня Китай на своем пути к процветанию, и где Монголия, и где мы?
И. Солдатов