Обзор прессы |
КАРА-ООЛ ПОСУДАЧИЛ С КИТАЙЦАМИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТЭЦ-2 В КЫЗЫЛЕ
Последние восемь лет Тува насобачилась на проведении различных развлекательных мероприятий и выборов. В нескончаемой суете дней как-то пропало из виду существенное – реальные инвестиции. Но одними концертами, спортивными мероприятиями и приёмами Шойгу сыт, как говорится, не будешь. Нужны реальные дела или хотя бы их имитация. И вот, в рамках подобной имитации инвестиционной активности тувинского правительства, «Глава Тувы провёл совещание по вопросам реализации инвестиционного проекта строительства ТЭЦ-2 в г.Кызыле». Дело в том, что Путин с подачи Минэнерго отказал в федеральном финансировании этого проекта и предложил реализовать этот проект «строительства в Туве новой ТЭЦ по принципу гарантированного возврата инвестиций». Кара-оолу предложили найти инвестора, который бы в это поверил и реализовал проект «стоимостью 20 млрд. рублей». Ранее построить ТЭЦ-2 обещали олигарх Дерипаска и авантюрист Байсаров. Но за семь лет никто из них так с силами и не собрался и к проекту не приступил.
Минэнерго РФ считает, что в случае строительства ТЭЦ-2, тепловые мощности будут использоваться на 40-45%. А это не обеспечит требуемой рентабельности или резко повысит тарифы на потребляемую тепловую энергию. Мощности по генерированию электроэнергии в лучшем случае будут востребованы на уровне не выше 60%, но электроэнергия будет дороже сегодняшней, как минимум, на 40-60% и не выдержит конкуренции с электроэнергией, поступающей с Саяно-Шушенской ГЭС.
Если верить официальной прессе, то «по итогам встречи с главой Тувы Шолбаном Кара-оолом представители корпорации «China Тianchen Engineering» выразили заинтересованность» и даже «приняли решение погрузиться в вопросы реализации проекта». Впрочем, неторопливость китайцев общеизвестна – от подписания протоколов о намерениях до реального участия в проекте может пройти и 10, и 20 лет. А может не случиться никогда. В этом плане нужно понимать, что строительство ТЭЦ-2 и железной дороги Курагино-Кызыл – события одного порядка. Байсаров ранее также заявлял, что построит дорогу за свой счёт. Однако очень скоро выяснилось, что и денег у него таких нет, и с окупаемостью в 50 лет большие проблемы...
Так что Кара-оол сколько угодно может собирать каких-нибудь китайцев и пытаться изображать с ними хорошую мину при плохой игре, но нам с вами нужно быть реалистами и понимать, что с реальной сегодняшней Кызылской ТЭЦ и «Тываэнерго» нам жить ещё многие, многие десятилетия. И пока наш Глава предаётся маниловским планам, нам придётся жить с реальными повседневными проблемами. В конце концов, всё сведётся к тому, что всё равно придётся вернуться к ооржаковскому плану 15-летней давности и закончить реконструкцию Кызылской ТЭЦ.
ДИРЕКТОРОВ НЕУСПЕШНЫХ ШКОЛ РЕШИЛИ БЕЗЖАЛОСТНО УВОЛЬНЯТЬ
Уже стало историей, как тувинские сепаратисты во главе с нынешним министром образования Тувы в конце 80-х и в 90-е годы создали условия для массового исхода русских из республики. В результате не только остановились такие промышленные предприятия, как «Туваасбест» и «Тувакобальт», не только региональная медицина лишилась большой части талантливых врачей и лучшей части педагогического сообщества. Причём из республики бежали не только русские филологи, но и преподаватели физики, химии, математики... Общий исход русскоязычного населения привёл к утрате необходимости общения на русском языке в большинстве районов республики. Прошло всего каких-то 15-20 лет, как выяснилось – русский язык в районах преподаётся по методике иностранного – английского, немецкого или французского. Как итог – упал общий уровень преподавания в школе и тувинцы стали стремительно забывать великий и могучий язык Пушкина, Лермонтова и Толстого.
К началу нового тысячелетия поток уезжающих из Тувы уже изрядно сократился, и думалось, что вот-вот начнётся новый этап – на этот раз уже притока русских специалистов в Туву, недостаток которых уже никем не отрицался. Но тут в республике сменилась власть, бывший создатель Народного Фронта «Хостуг Тыва» вошёл в правительство Кара-оола и события стали развиваться по старому сценарию. Только теперь из Тувы наряду с русскими поехали и тувинцы...
Результат не замедлил сказаться: тувинское образование по всем объективным показателям скатилось на последние строчки российских рейтингов. Положение оказалось настолько серьёзным, что в республику прибыл «руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов», в связи с чем «в правительстве провели экстренное расширенное совещание» на тему состояния образования в республике. Учитывая сложившуюся ситуацию, «одной из основных проблем в сфере образования глава Тувы Шолбан Кара-оол обозначил кадровый вопрос».
Отдельная тема – положение «с преподаванием русского языка в сельских школах». Кара-оол вынужден был признать, что сейчас как никогда «вопросы качества образования остаются актуальными для школ Тувы», и определяющим в этом вопросе «специалисты называют действующий педагогический состав». Было прямо сказано: «результаты, которые наши выпускники демонстрируют на ЕГЭ, трудно назвать удовлетворительными». Хотя «не всё так плохо»: в виде достижения сообщено, что «в этом году уровень обученности русскому языку повысился на 3%».
Сказал своё слово и Кравцов, огорошив присутствующих сообщением, что после анализа ситуации «по итогам будут приняты административные меры, вплоть до увольнения директоров школ». И немудрено: за качество обучения наших детей кто-то должен ответить. Хотя, конечно, директора в этом вопросе – далеко не главная проблема. Если в республике в ближайшее время не изменится национальная и кадровая политики, образование обречено на медленную деградацию.
КАРА-ООЛ: НЕ ПО СЕНЬКЕ ШАПКА
В стране кризис. Похвастаться реальными успехами в экономике могут редкие губернаторы. В связи с этим «компания «Медиалогия» решила провести исследования в области активности губернаторов в блогосфере. «По итогам августа наиболее цитируемыми блогерами среди глав регионов РФ стали Рамзан Кадыров (Чечня), Валерий Шанцев (Нижегородская область) и Сергей Аксенов (Крым)». Попал под исследования и наш Кара-оол.
В связи с этим любопытно, чем отличается его медийная активность от других коллег. Выяснилось, что если «Кадыров из Чечни пообещал навести порядок на дорогах республики», «Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев сообщил о решении федеральных властей отказаться от поднятия уровня Чебоксарской ГЭС до 68-й отметки», «Рамазан Абдулатипов из Дагестана прокомментировал ситуацию с задержанием главы Кизлярского района и намерениями СКР объявить в розыск Муртазалиева», «Александр Карлин с Алтая рассказал о современном Барнауле, проанализировал состояние социальной сферы, жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры», то тувинский Глава Шолбан Кара-оол отметился тем, что «поздравил борца Баткара Баасана с победой». Мелковато, конечно. Без размаха, без масштаба. Тяжела, видать, ему шапка Мономаха.
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, ПЕРВЫМ ДЕЛОМ – САМОЛЁТЫ?..
Вряд ли кто станет спорить с тем, что тема реконструкции взлётно-посадочной полосы в Кызылском аэропорту уже всем изрядно поднадоела. Вот уже несколько лет разговоров вокруг этой темы ведётся много, а толку чрезвычайно мало. И до сих пор никто не может внятно ответить на простой вопрос: даже если реконструкция будет всё-таки проведена, «будет ли модернизированный объект действительно востребован российскими и международными авиакомпаниями», даже если «обновлённая взлётка будет соответствовать международным требованиям, позволит принимать такие воздушные судна, как Boeing, Airbus, «Сухой Суперджет»?
Как известно, Путин скептически отнёсся к затее устроить в Кызыле международный аэропорт, сославшись на дороговизну проекта и наличие обустроенного международного аэропорта в Абакане. «Не первый год власти региона заявляют о том, что для обеспечения транспортной связи с другими регионами России аэропорту Кызыла непременно нужен международный статус». В принципе, все понимают, что тупиковый Кызыл вряд заинтересует солидные авиакомпании для организации международных рейсов из Кызыла. В связи с этим родилась мысль: «Аэропорт Кызыла на восточных направлениях может быть использован для дозаправки лайнеров». Но и в этом варианте больше вопросов, чем ответов. Во-первых, топливо в Кызылском аэропорту будет чрезвычайно дорогим из-за неприемлемо дорогой инфраструктурной доставки. С другой стороны, «проблема в том, что на данный момент у Тувы нет аэропорта, который бы отвечал международным требованиям».
Всё это требует денег, и немалых. Правда, Кара-оол планирует «данную часть проекта осуществить на деньги инвесторов». Но откуда они возьмутся и с какой стати начнут вкладывать деньги в тувинский аэропорт, неизвестно. Известно лишь одно: «крупных инвесторов в республике фактически нет».
Недавно стало известно, что «между ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» и авиаперевозчиком» «в конце августа этого года» был подписан «договор о намерении передать в лизинг «Тувинским авиалиниям» десяти самолётов «Сухой Суперджет-100». И даже заявляется, что «Эксплуатация воздушных судов стартует уже в 2016 год». Куда они станут летать и кого возить – пока тайна за семью печатями. Но мало кто сомневается, что и эта бредовая идея Кара-оола, как и его прежние прожекты, обречена провал. И куда смотрят федеральные власти?
В КАЗНЕ УЖЕ НЕТ ДЕНЕГ, А У НАСЕЛЕНИЯ – ЖИЛЬЯ
Программа ликвидации ветхого и аварийного жилья в Туве превратилась в кормушку для чиновников и бедствие для несчастного населения, десятилетиями ждущего решения своей жилищной проблемы. Активисты ОНФ занялись этой проблемой и выяснили, что тувинская «программа «Ветхое жильё» в полном провале».
Как было установлено в ходе проверки, правительство Тувы «в 2013 году вернуло в федеральный бюджет 28 млн. руб. за невыполнение программы переселения из аварийного жилья 2011-2012 гг.». В Кызыле не было построено ничего. «В 2014 году должны были переселить 388 семей (1142 человека) из 23 аварийных домов в трёх населённых пунктах: Кызыл – 21 дом, Чадан – 1 дом, Бай-Хаак – 1 дом». В итоге тщетных попыток правительства удалось «в Чадане и в Бай-Хааке, переселить только 89 человек». В Кызыле снова случился провал. Чтобы как-то подправить отчётность, пришлось «в конце 2014 года выполнение программы переселения 2013-2014 годов передвинуть до апреля 2015 года». Но и к апрелю ситуацию выправить не удалось – пришлось продлевать её ещё «до конца года».
«В 2015 году запланировано переселить 358 семей (958 человек) из 43 аварийных домов в двух населённых пунктах: Кызыл – 41 дом, посёлок Каа-Хем – 2 дома». А всего, с учётом отставания за 2011-15 годы для выполнения программы переселения из ветхого жилья, теперь «надо переселить уже 3287 человек». Потому что, что за четыре года удалось переселить только... 202 человека. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: правительством Тувы «программа по переселению из ветхого жилья провалена» окончательно и бесповоротно.
В настоящее время для выполнения программы «В Кызыле на 4 участках идёт строительство 11 многоквартирных домов для выполнения сразу трёх программ переселения: 2013, 2014, 2015 годов». Но сдать их до Нового года нереально, поскольку «некоторые дома – ещё на уровне фундамента», «где-то уже есть стены, а где-то – только котлованы». Самая высокая готовность – в «микрорайоне Спутник», где «строится 5 домов». Как убедились активисты ОНФ, там «в четырёхэтажных домах идёт строительство в основном вторых этажей». Но до сдачи этих домов в эксплуатацию – как до Китая хотя бы потому, что там даже «тепловых сетей нет».
Как известно, премьер Медведев публично пообещал уволить тех губернаторов, что не справятся с программой переселения. Чтобы выправить ситуацию и избежать экзекуции, Кара-оолу необходимо «сдать дома к концу декабря». Так что приписки тут просто неизбежны. Жаль только: «это не означает, что можно будет заселяться» в дома, находящиеся на стадии фундамента или без инженерных сетей. И «что будет» с Кара-оолом, «если не успеют»? А они не успеют ни при каких обстоятельствах.
Но, по сведениям из Минфина, хоть жилья и нет, «деньги освоены в полном объёме». В переводе с бюрократического на обычный язык, деньги уже украли. Если разразится скандал, «деньги придётся вернуть». А это – «крах» всей выстроенной тувинской властью системы присвоения инвестиционных средств. Будем ждать дальнейшего развития событий.