Благослови, Господь, семью...
Родителям хочется обеспечить своим детям хорошее будущее. Дети от природы умны и талантливы, с артистическими способностями, есть настоящие гении и вундеркинды. Они участвуют в различных конкурсах, концертных программах, и это помогает им занять свободное время, найти себя и даже определиться с будущей профессией.
Любящие мамы и папы иногда теряют правильный ориентир, поддаются соблазну на быстрый успех и соглашаются отдать ребенка для участия в сомнительных шоу. Это конкурсы «Мисс-малышка», «Топ-модель по-детски» и даже «Принцесса на горошине».
Стремление мамы понятно: выход на публику, модельное будущее и, может, даже путевка в жизнь. Взрослые уродуют детей: красят губы, приклеивают ресницы, надевают парики, делают даже пластические операции. Родители тратят большие деньги, встраивают детей в чуждый им мир интриг, зависти, конкуренции. Какая перспектива? Путевка в жизнь только у единиц. У остальных разочарование, надломленная психика, истерия.
Хорошо, если у родителей хватает вкуса, такта, этической культуры, разума убедить ребенка смотреть на конкурс, как на шанс чему-то поучиться: танцевать, хорошо двигаться, развить пластику, речь, дикцию. Преодолеть себя. Одно дело – принять участие в конкурсе «Голос», попасть в детский хор или танцевальную группу, чтобы развиваться и совершенствоваться. И другое дело, когда взрослые делают своих детей публичным достоянием, выставляют их напоказ, позволяют дефиле в купальниках и даже танцы на шесте, чем привлекают публику с соответствующими, нездоровыми наклонностями.
Психика и сознание девочек зацикливается только на красоте лица и тела, у них развивается «синдром принцессы», «самой-самой», что влечет за собой нежелательные последствия. Пятилетняя «красавица» не заняла первое место – увезли на «скорой» с нервным срывом.
Сейчас в России и за рубежом серьезно поставлен вопрос о запрете подобных детских шоу, но устроители упорно сопротивляются: из рук уплывает доходный бизнес, теряется коммерческая прибыль. Вызывает недоумение высказывание телеведущего: «Дети должны учиться еще в детстве пробивать лбом стены». Иногда поступки взрослых просто шокируют. Самое дорогое – детей – превращают в товар и отнимают у них скромность и целомудрие.
Сегодня человек переживает нелегкое время, когда потерялись нравственные ориентиры, о «героях нашего времени» говорят мало, а жизнь изменилась не в пользу большинства. Однако во многих семьях дети воспитываются достойно. Вопреки злу вокруг много доброты и сочувствия. В Назарово проходят акции «Сделай добро», «Четыре лапы», всем миром собирают вещи и все нужное людям, попавшим в беду, помогают выжить после пожаров, собирают деньги на лечение больных детей.
Вызывает уважение работа волонтеров, молодежных отрядов, борющихся с наркоторговцами и пьяными лихачами за рулем. Много добровольцев-доноров, чья помощь людям просто необходима. Хорошо, что в городе есть группы современных «тимуровцев», которые помогают больным и старикам купить продукты, убрать снег, помыть, покрасить. И все это не за деньги, а по велению сердца, по доброте душевной.
Дети – особая категория людей, которых надо кормить, одевать, воспитывать, учить уму-разуму. Если верить той же статистике, то работающие родители уделяют детям внимания всего-то 30-40 минут в день. Смешно, конечно, но проверить любопытно. Пробелы восполняют дедушки и бабушки.
Плохих детей не бывает. Они бывают заложниками или системы, или родительских отношений. За последние 10 лет в стране стало детей на 8 миллионов меньше. Печальная цифра.
Три поколения в одной семье. Все разные по возрасту, опыту, убеждениям, отношению к жизни. С одной стороны, родительские и профессиональные задачи старики выполнили. Пенсия заработана: лежи, отдыхай, читай, отгадывай кроссворды. А с другой стороны, проблемы со здоровьем, больницами, горькие размышления: «Не обуза ли детям и внукам?» Как найти золотую середину?
Жизнь не стоит на месте. Новое вытесняет старое. Но мир так устроен, что молодость и старость взаимно уравновешиваются: старость сдерживает порывы неопытной молодежи, а молодость преодолевает чрезмерную осторожность и консерватизм стариков, подталкивает жизнь вперед. Но это в идеальном варианте. А пока проблема «отцов и детей» существует, о чем подробно написано в статье Е.Мартьяновой «Старость в радость?» в «Советском Причулымье» за 6 ноября 201З года. И эта тема не одного дня, а всей нашей жизни, показатель духовного уровня развития общества, – пишет главный редактор газеты. Статья оставляет грустное впечатление, хотя написана с долей оптимизма. Старость нуждается в защите и внимании как со стороны государственных структур, так и со стороны своих уже взрослых детей и внуков. На конец 2013 года в стране было 2 миллиона брошенных стариков. И это только официально.
В воспитании мелочей не бывает. Это процесс сложный, требующий выдержки и терпения, без подавляющего диктата со стороны родителей. Мудрые люди говорили: коня можно подвести к водопою, но нельзя заставить его напиться. Жестокое подавление личности ребенка – «делай, как я сказала» – может в дальнейшем оказать нежелательную услугу.
Маленький пример. Малыш прокладывает себе дорогу через сугроб, а мама тянет его на дорожку, расчищенную от снега. Малыш капризничает, сопротивляется, стоит на своем. Ну и дай ему возможность сделать выбор, проявить характер и взять первую в своей жизни высоту. Лучше просто будь рядом, не дави силой родительского авторитета, иначе ребенок не научится принимать самостоятельных решений, будет оглядываться на взрослых, наживет себе проблем уже в подростковом возрасте.
Большие семьи. Хорошо это или плохо – главное не это. Главное – какая атмосфера царит в доме, какое воспитание получили дети и кем они стали. В нашей семье было 12 детей, у мамы есть орден «Мать-героиня». Выжили 8 человек, а вся семья в пяти поколениях – больше 50 человек. У моей двоюродной сестры четверо детей, вся семья – 13 человек, у моих подруг тоже большие семьи. Особого богатства не было, но все были обуты, одеты, воспитывались в труде, много работали. Все получили хорошее образование, все стали достойными людьми. Домостроя в семье не было, но авторитет родителей был очень высоким.
В Дорохово в деревенском доме все находили приют, заботу, поддержку, всем хватало места, никто один на один не оставался со своими проблемами. За бугор на отдых не рвались, были свои, российские, курорты. Отпуск был в радость, потому что каждое лето со всех концов страны все мы съезжались в родительский дом. Сколько нашим родителям надо было иметь доброты, любви, терпения, чтобы выдержать ораву детей, внуков, правнуков, чтобы всех их накормить, выслушать, дать совет. И это многолюдие никогда никого не обременяло. Бывало, за стол садилось по 25 человек. Всем было весело, интересно.
В семьях особой назидательности, высокопарных бесед не было, каждый знал, что можно, что нельзя. Разные как по внешности, так и по характеру, с разными судьбами, но семейные традиции соблюдали все. Это уважение к старшим, дружба всех поколений, родственная привязанность, культура поведения дома и на улице, отсутствие бранных слов. Это культ книги, знаний, уважение к школе, учителю. А школьная дружба осталась на всю жизнь. Мы, одноклассники, часто собираемся вместе, рады друг другу, нам есть что вспомнить, о чем поговорить.
Сейчас, кому не лень, пинают советское прошлое, а мы жили очень интересно, много читали, выписывали газеты, толстые и тонкие журналы, слушали радио. Из школы выходили грамотными. Конечно, кто хотел учиться. Пионерские галстуки и комсомольские значки носили с гордостью. Дороховский клуб был центром культурной жизни. Взрослые ставили серьезные спектакли. Пьесы «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Без вины виноватые» А.Н.Островского, «Свадьба с приданым» собирали в клуб всю деревню. Школьники с учителями разыгрывали спектакли не менее интересные. «Конек-горбунок», «Снежная Королева», сказки Пушкина тоже собирали публику. Декорации, костюмы делали сами. Дети, взрослые – все вместе! Стихи, песни, диспуты по прочитанным книгам. Мои подруги до сих пор поют в вокальных группах.
Понятно, что идеальных семей почти не бывает. И у нас были печальные и трагические события, о чем приходится горько сожалеть. Мне уже много лет, и давно нет родителей, старших сестер и братьев, но та духовная и нравственная атмосфера родительского дома до сих пор греет душу. Только с возрастом понимаешь, что мы, дети, больше брали, чем отдавали, что мало сказали мамам и папам слов любви и благодарности, что-то недоделали, не открыли душу. Вина перед родителями всегда есть, мы перед ними в неоплатном долгу. Но поздно, время ушло, часы назад не ходят.
Я не обделена заботой и вниманием моих племянников, они помогают и морально, и материально, за что им мое огромное спасибо. А тот крепкий нравственный стержень, заложенный старшим поколением, в наших семьях действует до сих пор, помогает жить и поддерживать друг друга.
Проблем в семейных отношениях очень много. Повторяю, тема глубокая, необъятная, и есть еще, о чем поговорить. Конечно, хочется, чтобы из нашей жизни навсегда исчезли такие понятия, как «неполные семьи», «дети-сироты», чтобы в семьях не было вражды, жестокости, а был лад, любовь и понимание. Чтобы неукоснительно соблюдались семейные традиции всеми поколениями, дети были защищены от всякого рода посягательств, а конфликты «отцов и детей» решались бы не так болезненно.
Помощь родителям всегда окажут школа, учителя и умные книги. Верующий ты человек или атеист – все равно должен жить по божеским законам, то есть по законам совести.
А пока, по словам Е.Евтушенко,
Не крест – бескрестье мы несем,
А как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всем,
Дай, Бог, ну хоть немного Бога.
Дай, Бог, всего, всего, всего
И сразу всем, чтоб не обидно...
Дай, Бог, всего, но лишь того,
За что потом не будет стыдно.
Ирина Добычина,
Заслуженный учитель школ РСФСР.