Обзор прессы |
ПОЗДНЕЕ ПРОЗРЕНИЕ
Создаётся такое впечатление, что в правительстве Тувы уже не знают, кого можно обвинить в создании в республике тупиковой ситуации во всех областях. Видимо, Кара-оол никак не может определиться, кого в чём обвинить. А проблемы нарастают. И это не только вопрос утраты большинством населения республики навыков владения русским языком или окончательный развал транспортной инфраструктуры республики, всплеск заболеваемости туберкулёзом и сифилисом или дикий уровень преступности, отсутствие перспектив привлечения в республику частных инвесторов или отток за Саяны русскоязычного населения. Похоже, под «чутким руководством» Ш.Кара-оола в республике разваливается всё. Самый яркий тому пример – состояние дел с электро- и теплоснабжением столицы Тувы Кызыла.
Отсутствие квалифицированных кадров в правительстве Ш.Кара-оола, его личная недальновидность и откровенный хозяйственный непрофессионализм сказываются повсюду. К примеру, сразу после прихода в Белый Дом он отверг наработки своего предшественника Ш.Ооржака по увеличению пропускной способности ЛЭП, идущей в Кызыл с Саяно-Шушенской ГЭС и реконструкции Кызылской ТЭЦ. В своем послании парламенту в 2007 году он даже в обоснование своей позиции приводил какие-то псевдонаучные расчеты. Время шло, ситуация усугублялась. Только спустя четыре года он был вынужден признать собственную никчёмность и обращаться в Центр для реализации планов Ооржака.
Президент Медведев пришёл на помощь республике. Но у команды Кара-оола не хватило компетентности для правильного формулирования задачи. В итоге, как отмечает автор публикации в «ТП», «линию «Кызыл – Чадан» протянули, но до новых подстанций руки не дошли». В итоге «в Кызыле подключения ждут 12 новостроек. В подключении всем отказано».
А с теплоснабжением столицы дела обстоят ещё хуже. Начатая реконструкция Кызылской ТЭЦ, на которой ещё при Ооржаке было выполнено до 70% строительно-монтажных работ, окончательно «заморожена». Поздно хватившись, Кара-оол столкнулся с отсутствием желания обсуждать эту тему со стороны руководства владельца ТЭЦ – СУЭКом. Прибывший в Туву «полномочный представитель Президента России в Сиб ФО В.Толоконский в ходе своего визита» констатировал: «это ни в какие рамки не укладывается!». «Когда мне говорят, что нет энергии на четыре дома с крохотной общей нагрузкой – это неправильно».
Толоконский считает, что «любой собственник обязан обеспечивать надежное теплоснабжение и потребности растущего города». С ним трудно не согласиться. Однако от его заявлений Кызылу ни холодно, ни жарко. Чтобы сегодня подключить три дома, надо было принимать конкретные решения и исполнять их пять лет назад. Не носиться с глупой неосуществимой идеей строительства мифической блочной ТЭС, а заканчивать начатую Ооржаком реконструкцию Кызылской ТЭЦ или строить быстровозводимые микрорайонные котельные на газу. Но, видимо, прилично украсть на этих проектах не получается, поэтому Кара-оол привлекает Толоконского для нагнетания обстановки и популяризации своих откровенно маниловских планов.
«КАРАУЛ!» НАКАНУНЕ ЗИМЫ
В мире существуют прописные истины. Но всем и не всегда они доступны. Любой провал требует анализа его причин. Но не всегда этот анализ приходит оперативно. Вот, к примеру, Ш.Кара-оол со своим младым племянником-министром завели ситуацию в энергетике Тувы в глубокий депрессивный тупик, апофеозом которого стала авария на ТЭЦ в Хову-Аксах, последствия которой не ликвидированы до сих пор. Казалось, причин для крутых кардинальных мер больше, чем достаточно. По-хорошему, нужно было срочно увольнять самого Кара-оола и разгонять руководство местного Минэнерго. Однако ничего подобного не произошло. В глазах московского начальства Кара-оол со своими жуликоватыми подчинёнными существует отдельно от тех бед, что они натворили совместными решениями.
Но такая ситуация не может продолжаться бесконечно долго. Все же знают, кто виноват в аварии. И вот, спустя почти год, Ш.Кара-оол разразился критикой в адрес министра Кажин-оола и «подверг критике Минпромэнерго Тувы за слабую кадровую политику». Премьер «вдруг» за месяц до наступления отопительного сезона понял, что «подготовка к зиме проходит неравномерно». Более того: «по темпам работ можно судить о степени ответственности тех или иных руководителей». А поскольку последний вид деятельности Ш.Кара-оола был связан, мягко говоря, с торговлей, то и реакция его касалась не готовности энергетических мощностей, а «нареканий в организации завоза угля».
Впрочем, даже в этом достаточно примитивном деле у правительства большие проблемы. «На носу» зима, а в котельные и ТЭЦ не только не завезён уголь, но и даже не проведены тендеры на эти работы. В связи с чем «глава региона поручил министру промышленности и энергетики Роману Кажин-оолу взять под личный контроль и ответственность проведение тендерных торгов на поставки угля». Ну что можно сказать о правительстве, которое за месяц до наступления зимы не имеет даже «соответствующего нормативно-правового акта», регулирующего этот процесс. Что уж тут говорить о «завершении сооружения котельной и наружных сетей в поселке Хову-Аксы Чеди-Хольского района».
Как известно, рыба гниёт с головы. В этом плане, подчинённые премьера по нисходящей очень напоминают самого премьера. Это становится настолько очевидным, что Ш.Кара-оол вынужден был признать «слабую кадровую политику министерства промышленности и энергетики», которая, по его мнению, и привела «к событиям в Хову-Аксы». Однако тут, похоже, начальники не поделили деньги. Наверное, поэтому Кара-оол попенял Кажин-оолу за то, «на ремонтные работы в Чаа-Хольском районе приглашаются специалисты из Бийска, в то время, как нечем платить своим работникам». Хотя причём тут «зарплата своим работникам»? Проблема же не в том. Платить нужно хоть бийским, хоть тувинским ремонтникам. Просто «кадровая политика» Ш.Кара-оола привела к тому, что в Туве ремонтировать котельные может только Бабкин – остальных в Туве уже нет.
ОБЩЕСТВЕННОСТЬ УДАРИЛА ПРЕМЬЕРА ПО РУКАМ
Самовольное решение премьера Тувы вырубить молодёжный сквер в Кызыле на берегу Енисея у коммунального моста вызвало такую волну народного гнева, а рейтинг самого премьера настолько упал «ниже плинтуса», что игнорировать это было уже невозможно. И вот Ш.Кара-оол вынужден «идти в народ» и «отрабатывать своё решение назад». Рассказав о грандиозных свершениях в будущем, он сообщил о том, что «Сергеем Кужугетовичем Шойгу... принято решение о строительстве в Кызыле президентского кадетского корпуса». Но он напрочь отказался от того, что им принято решение о строительстве этого корпуса в природоохранной зоне. И пообещал: «выработать несколько приемлемых вариантов и организовать самое широкое общественное обсуждение этой проблеме в СМИ». А на всякий случай подстраховался заявлением о том, что «рассматриваются 3 площадки». Как говорится, цыплят по осени считают...
МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ БЕЗДЕЙСТВИЯ
То, что в столице республики дела обстоят отвратительно, ни для кого не секрет. Но тут на днях выяснилось, что в районах ситуация ещё хуже. Об этом рассказывает репортаж из Дзун-Хемчикского района. В ходе совещания под руководством премьера снова и снова «говорили о плохих дорогах, необходимости строительства школ, создании условий для переработки сельхозпродукции». Но появилась и новая тема – для выхода района из тупика районные власти «обращались с просьбой привлечь в район русскоязычных специалистов».
Люди убедились, что это не только «поможет повысить качество знаний русского языка», но и «создаст более благоприятную социальную среду» на «малой родиной Героя России Сергея Шойгу». А в настоящее время, как отметил «первый вице-премьер Михаил Козлов, Дзун-Хемчикский район находится на последнем месте в рейтинге муниципальных образований республики». Новые назначенцы премьера Тувы район «довели до ручки». «Снизилась доля собственных доходов в бюджете муниципального образования, увеличилась протяженность автодорог, не отвечающих требованиям, выросла безработица».
Население бежит из района – «миграционная убыль населения составила 557 человек». Но Ш.Кара-оол не намерен отвечать за всё: «у правительства другие задачи». По мнению премьера, «региональная власть не должна подменять муниципальную». Тут он даже вспомнил подзабытое словечко и заявил, что его «решения развития муниципалитета» должны были «дать мультипликативный эффект, «потянуть» за собой создание новых производств и новых рабочих мест». И жёстко раскритиковал своих нукеров в районе, «подчеркнув, что идея проекта «одно село – один продукт» заключается в том, чтобы в каждом селе появилось производство, где будет выпускаться конкурентоспособная продукция, создаваться рабочие места». Однако ничего подобного в районе до сих пор не произошло. Впрочем, как и в других районах...
РЕТИВЫЙ ПОМОЩНИК ИЗ СИБФО
Давно в Туве не видали президентского полпреда в СибФО Толоконского. И вот он прибыл на контрольную проверку со свитой, среди которой выделялся его племянник-предприниматель. Все сразу поняли: речь пойдёт о федеральных деньгах, в случае выделения Туве которые следует «правильно пристроить». Поездка оказалась стремительной – уже «9 августа он завершил рабочую поездку по Туве совещанием с руководством республики по узловым проблемам социально-экономического развития и подготовки объектов коммунальной сферы к зиме». Полпред на всякий случай сразу заявил, что «ехал в Туву с не самым хорошим настроением», поскольку специалисты СибФО, обследовавшие Туву, «ему доложили о состоянии дел на строительстве котельной в поселке Хову-Аксы».
Как известно, его предшественник Квашнин постоянно удивлял тувинцев своей «неординарностью мышления». Однако Толоконский его, похоже, переплюнул, безапелляционно заявив: «Я не смог посмотреть» на реальную ситуацию, но, тем не менее, «мог почувствовать» «уверен, что программа модернизации в Туве дала изменения». Действительно, нужно быть очень проницательным, чтобы прийти к выводу, не ознакомившись с предметом. И на всякий случай «подчеркнуть – есть заметные изменения» в Туве. Но «занимать время примерами» благоразумно не стал. В общем, единственное, что стало очевидным – это дикий восторг полпреда тувинским премьером, который ходит по московским кабинетам и «размахивает поручениями главы государства». Правда, толку от них мало, в связи с чем полпред пришёл к выводу, что проблема не в тувинском премьере, а в целом в устройстве федеральных органов власти. Так что «полпред заявил, что укрепился в понимании необходимости иных подходов к организации федеральной помощи социально-экономическому подъему Тувы». Видимо, 80% дотации республиканскому бюджету – это явно мало.
«Виктор Толоконский заверил, что готов поддержать Туву и ее лидера во всех начинаниях», но «при условии – она должна формироваться на новых принципах, предполагающих не только задачи, но и механизмы их решения». Наверное, давать Туве деньги – это полдела. Нужно ещё и освоить их. Этим, видимо, Толоконский в ближайшее время и займётся. Не случайно после его отъезда племянник-предприниматель полпреда остался в республике для уточнения объёмов «финансовой помощи» республике. Кстати, злые языки утверждают, что появившаяся строительная компания «Водный мир» имеет к нему непосредственное отношение...
Впрочем, в случае утверждения программы федеральной помощи Туве Толоконский может прислать в Туву и другую «помощь». Было бы что «осваивать». К примеру, строить железную дорогу в Туву. Толоконский предложил «переосмыслить обоснование проекта и рассматривать потребность в дороге как задачу инфраструктурного развития республики», а не в увязке с развитием угольного бизнеса в Туве. Соответственно, можно предположить, что строить дорогу должен уже не Байсаров на свои деньги, а кто-то другой, очень похожий на племянника полпреда Толоконского и за бюджетный счёт.
НИКЧЁМНАЯ ПОЛИЦИЯ
Социологические исследования показали: «каждый шестой отрицает наличие положительных моментов в деятельности полицейских Тувы». Невзирая на «реформы» в милиции «население по-прежнему жалуется на грубость и хамство полицаев – 33,9%». «Четверть опрошенных отметила усиление формализма в работе полицейских». А из позитивных изменений – лишь «повышение зарплаты и социального обеспечения сотрудников МВД».
Опросы показывают: «четверть респондентов не доверяет ни правоохранительным органам, ни судам, «полицейские не всегда заводят дела, а если и заводят, то не расследуют максимально объективно и в срок».
И зачем нам такая полиция?