В омуте коррупции
Как говорится, сбылась мечта идиота... Алла Донгур-оол помещена в СИЗО. В правительстве царит атмосфера ликования. В Кызылском городском суде – уныние. Там понимают, что так «нагибать» суд – явный перебор. К тому же невиновность подсудимой в инкриминируемом ей преступлении очевидна. Вдумайтесь сами: её суд обвинил в том, что она якобы не имела возможности разместить статью в газете «РИСК» о том, как правительство Тувы и агентство ЖКХ украли в Хову-Аксах многомиллионные бюджетные средства, выделенные на поддержание инженерной инфраструктуры посёлка. Из-за чего, собственно, и случилась жилищно-коммунальная авария с небывалыми для Тувы последствиями. Думается, только глупый или пьяный судья мог положить в основу своего приговора такой довод – газета только тем и занимается, что еженедельно разоблачает власти в воровстве. Жаль, её не хотят читать в МВД, прокуратуре и следственном комитете, а то бы в камерах Кызылского СИЗО не хватало бы мест для обустройства тувинских чиновников.
Но приговор абсурден не только в этой части. Даже если бы Алла была виновна, то в соответствии со ст.751 п.2 УИК РФ она обязана была бы через 10 дней после вступления в законную силу приговора добровольно прибыть в колонию-поселение для отбывания наказания. Но суд (понятно, по чьей просьбе, если учесть, что председатель суда Донгак – дядя жены председателя правительства Кара-оола), вопреки закону, взял осужденную под арест прямо в зале суда.
Кому-то покажется странным, что пожилой судья, вроде не дурак, и пошёл на такое явное нарушение закона, очевидное любому юристу. А уж тем более – судье. Говорят, ему за это обещано место в Верховном суде. Может быть. Но виноваты в судейском беззаконии не только те, кто «давил» на суд. Думается, что торжество беззакония стало возможно благодаря бесхребетной позиции СУ СК по РТ и его начальника, не возбуждающего уголовное дело в отношении мирового судьи Кыргыс, в 2010 году точно также в нарушение закона по впоследствии признанному незаконным и отменённому приговору суда отправившего Конвиза на месяц за решётку. Кыргыс до сих пор на свободе. Это, видимо, и даёт основания полагать другим судьям, что они по заказу из правительства могут безнаказанно нарушать закон.
В связи с этим вспоминается уголовное дело известного в Туве криминального авторитета с гирляндой уголовных дел Романа Монгуша. Тот же Кызылский городской суд приговорил его к отбыванию срока в колонии-поселения. И, невзирая на то, что имели дело с уголовником, избившим полицейского, в зале суда его не арестовывали. Более того: продажные тюремщики и врачи позволили ему «отбыть срок», ни дня не проведя в застенках колонии. Наверное, потому что Рома – личный друг премьера и про него компромат не собирал...
Впрочем, просматривается в этом решении и ещё один резон. Дума готовит амнистию. В том числе и по ст.159 УК РФ, по которой осуждена Алла. Ожидается, что до 28 мая закон будет принят. Будут сняты претензии со 110 тыс. подозреваемых, подсудимых и осужденных. На свободе может оказаться даже личный враг Путина М.Ходорковский. Наверное, именно поэтому судье Шыырапу пришлось идти на крайнюю меру – брать осужденную под стражу в зале суда, хотя это закон напрямую запрещает. В этом просматривается некая месть: мол, раз нет уверенности, что приговор устоит, к тому же скоро будет амнистия, пусть хоть месячишко посидит в СИЗО – другим неповадно будет разоблачать власть. А разоблачать есть что.
К примеру, тувинский Университет еще в дореформенные времена начал строительство в Кызыле в районе «Своротка» 139-квартирного кирпичного дома. Но закончить строительство не удалось – советская власть, а с ней и финансирование строительства рухнули. Недостроенный дом простоял лет 10. И вот его решили достроить. Правительство Тувы «протянуло руку помощи» университету и за долю в жилом доме под переселение из ветхого и аварийного жилья предложило своё финансирование. На основании решения котировочной комиссии от 15.04.2009г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ заключило с ТГУ государственный контракт от 05.05.2009г. №7 на приобретение жилых помещений в количестве 69 квартир общей стоимостью 91 960,92 тыс. рублей. Заказчиком дома выступил УКС правительства. Поскольку деньги использовались из фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, правительство Тувы рассчитало и утвердило стоимость квадратного метра жилья, которая составила не более 24,3 тыс. рублей, что и было закреплено приказом Минрегионразвития РФ от 26 декабря 2008 года №303.
Впрочем, это не стало препятствием для воровства. Строительство дома странным образом досталось скандально известному ООО «Шевер». Тому самому, которым руководит племянник первого зампреда правительства Тувы и сын директора мясокомбината «Урянхай» Ичис Монгуш. Да, да, тот самый депутат Кызылского городского Хурала от партии «Единая Россия» Ичис, что регулярно подпадает под уголовное преследование по подозрению в убийстве. Это он после очередного заседания Хурала перемещается в застенки СИЗО, а затем странным образом перевоплощается в «честного человека», которого не только выпускают из тюрьмы, но и с которого вообще снимаются все обвинения.
В результате искусных манипуляций с цифрами, фактическая стоимость одного квадратного метра общей площади в 139-квартирном жилом доме к моменту окончания строительства составила уже не 24,3 тыc.руб. за квадратный метр, а 30,2 тыc.руб. Об этом можно было бы и не писать, если бы несоблюдение условий финансирования не привело к завышению общей стоимости строительства 139-кв. дома на сумму в 22 млн. рублей.
Впрочем, Госконтракт, зарегистрированный Минфином РТ 15.05.2009г. под реестровой записью №0100009000724, так и остался не исполненным и по нему средства не перечислялись. Вместо него Минстрой РТ в нарушение закона средства, выделенные из республиканского бюджета на приобретение квартир, неправомерно направило УКСу на строительство 139-кв. жилого дома, находящегося в балансе федерального учреждения, чем грубо нарушило п.7 ст.79 БК РФ.В результате этого беззакония фактическая сметная стоимость строительства объекта согласно акту приемочной комиссии от 23 апреля 2010 года составила 112 860 тыс. рублей. А цена 1 кв. метра общей площади 3-4 блоков 139-кв. дома оказалась завышенной на 5,9 тыс. рублей на каждый квадратный метр общей площади жилья.
Но на этом перечень грубых нарушений закона не заканчивается. В нарушение ФЗ-94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» УКСом на один объект без проведения торгов было заключено сразу три государственных контракта на строительство 3 и 4 блоков 139-кв. жилого дома: с ООО «Енисей Монтаж», ООО «Шевер» и ИП Киноян С.С. Общая стоимость трех контрактов была определена в сумме 91 997,6 тыс. рублей. Тем не менее, они в нарушение закона были зарегистрированы Минфином РТ.
Впрочем, по понятным причинам почти все деньги были перечислены одному подрядчику. Несложно догадаться, что им стал ООО «Шевер». ООО «Енисей Монтаж» получил 5 561,4 тыс. рублей, из которых он вернул в УКС как ошибочно перечисленные средства 3 218,6 тыс. рублей. Всего были составлены справки на выполненные им работы на сумму в 3 752,9 тыс. рублей. ИП Киноян С.С. получил 4 598,0 тыс. рублей, хотя были оформлены справкии акты о выполненных работах на общую сумму 7 683,3 тыс. рублей. А вот ООО «Шевер» умудрился получить от УКСа аж 81 279,3 тыс. рублей, хотя за проверяемый период 2009 года подрядчиком предъявлено актов и справок на сумму только на 19 690,9 тыс. рублей. Остальные 61,6 млн. рублей, как показала проверка, были перечислены на основании подложных документов, так как акты приемки выполненных работ отсутствовали.
Таким образом, в 2009 году заказчиком УКСом правительства РТ были перечислены подрядчикам за выполненные работы на 139-кв. жилом доме 88 220,1 тыс. рублей при наличии подтверждающих документов всего на 31 127,1 тыс. рублей.
Курировала стройку работник УКСа Л. Ильина. Она и подписывала от имени УКСа акты о приемке выполненных работ. Таких по этому объекту по состоянию на 27 апреля 2010 года имелось на сумму 38 460,1 тыс. рублей. Последние акты она подписала 27 апреля и уволилась, уехав за пределы республики. Правда, затем «всплыл» ещё один подозрительный акт на сумму 681,8 тыс. рублей от этой же даты, но подписанный с пометкой «проверил» уже другим работником УКСа – Ооржак Э.Б. Скорее всего, он «липовый», хотя, как показала проверка, подпись Ооржак реальная.
К этому времени строительство дома было завершено. Разрешение на ввод в эксплуатацию 3-4 блоков 139-кв. жилого дома было выдано начальником Управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РТ Байыр-оол О.В. за 4 дня до этого – 23 апреля 2010 года. В подписанном документе зафиксирована фактическая сметная стоимость строительства блоков 3 и 4 данного жилого дома в сумме 112 860,0 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 91 960,9 тыс. рублей. Что соответствует стоимости одного кв. метра жилья в 30,2 тыс. рублей, что по оценке экспертов значительно выше, чем стоимость других домов, построенных в г.Кызыле в это время. Для примера: стоимость 1 кв. метра общей площади в 27 кв. доме в г.Кызыл составила 16 тыс. рублей, 27 кв. дома (корпус 2) – 20,8 тыс. рублей. И это притом, что блоки только достраивались, что должно было значительно удешевить строительство. Оценки ущерба от махинаций при достройке дома разнятся от 40 до 90 млн. рублей. Счётная палата, проверявшая объект, полагает, что при строительстве этого дома бюджету республики и Фонду нанесён ущерб в размере 72,6 млн. рублей.
Однако этих денег махинаторам оказалось недостаточно. Парламент Тувы был заменён на марионеток, не способных контролировать исполнительную власть. Руководитель Счётной палаты был устранён под надуманным предлогом. В самой СП царили инициированные руководством правительства раздор и склоки. Прокуратуру возглавил и фактически парализовал новый прокурор Бухтояров. Воспользовавшись этим и чувствуя бесконтрольность, чиновники правительства и УКСА распоясались. И снова, уже после ввода в эксплуатацию жилого дома, было продолжено составление актов и справок о вымышленных выполненных объёмах работ. Всех «нарисованных» объёмов строительных работ, якобы выполненных на 139-кв. жилом доме, выявить так и не удалось. Но и то, что обнаружилось, стоит своего упоминания.
Так, были составлены акты о приемке выполненных работ от 20 мая 2010 года и справка о стоимости выполненных работ от 1 июня 2010 года на сумму 30 210,6 тыс. рублей. К примеру, УКС оплатил ООО «Шевер» за якобы выполненные им работы по электроосвещению в сумме 7,4 млн. рублей, хотя по государственному контракту выполнение этих работ возложено на ООО «Энергомонтаж». Да и лицензии на выполнение таких работ у «Шевера» никогда не было. Более того: подрядчик ООО «Шевер» с января 2010 года по 30 июня 2010 года вообще не имел допуска к осуществлению строительных работ. Кроме того, среди актов выполненных работ появился ещё один – о демонтаже конструкций 3-го блока до перекрытия технического подполья и строительстве новых 5 этажей. Фактически демонтажные работы не производились, подпись куратора УКСа Ильиной Л.А., на указанных актах неизвестными злоумышленниками была подделана.
Однако самое время подумать, с какого такого перепугу работники Минфина, Минстроя и УКСа правительства РТ взялись без тендера отдавать строительные подряды, регистрировать противозаконные контракты, подделывать документы о выполненных работах, перечислять по ним деньги за невыполненные работы, в том числе подрядчику, не имеющему допусков к строительно-монтажным работам, оплачивая превышение установленной стоимости квадратного метра жилья, рискуя не только должностью, но и свободой? Что ими двигало? При этом следует иметь в виду и политический момент: объект достраивался из средств фонда реформирования ЖКХ для граждан, переселяемых из аварийного жилья. Три этажа дома в соответствии с той документацией, что имеется в деле, подлежали демонтажу и новому строительству. Однако никто ничего не разбирал и не строил по-новой.
Таким образом, выходит, что жильцов переселили из одного аварийного дома в другой аварийный дом. А это – полная дискредитация государственной политики, деятельности самого президента Путина.
И что, тувинские министры этого не осознавали? Конечно, понимали, но что-то их двигало наперекор закону, здравому смыслу и чувству самосохранения...
Наверное, ключ понимания ситуации состоит в том, что строительным комплексом республики руководил (и руководит вновь!) личный друг и соратник премьера Тувы Иргит Шолбан-оол Советович. Дядя того самого известного своими частыми посадками в СИЗО руководителя ООО «Шевер» Ичиса Монгуша. Ознакомление с банковскими проводками, в частности, показало: сразу же после составления фиктивных актов за подписью Ильиной Минфин перечислил УКСу 30 млн. рублей, а тот, в свою очередь, тут же перевёл деньги «Шеверу».
А «Шевер», не задумываясь, тут же перечислил всю сумму... на мясокомбинат ООО «Урянхай»! Но и там деньги не задержались – тут же были перечислены в банк на погашение кредитов физических лиц, в том числе директора Монгуша, исполнительного директора Содунама и самого владельца мясокомбината... Иргита, являющегося дядей руководителя ООО «Шевер» Ичиса Монгуша, родным братом директора ООО «Урянхай» Сергея Монгуша и к тому времени ставшего первым заместителем премьера республики Шолбана Кара-оола и главным начальником по управлению всем строительным комплексом республики.
Пока не удалось выяснить, кто подписывал постановление правительства об увеличении стоимости строительства дома, связанного с демонтажом и новым строительством двух блоков. По логике вещей это могли быть либо Кара-оол, либо Иргит. Если подписал премьер, то это его «косяк». А если подписал его заместитель Иргит, то он тем самым обеспечил необоснованное перечисление незаработанных бюджетных средств в сумме 30 млн. рублей, которые в конечном итоге частично ему же и достались в виде погашения кредита банка. Тут уже, как говорится, и доказывать-то нечего. Бери под руки и веди в тюрьму. Однако он до сих пор на свободе. И это невзирая на то, что все документы, раскрывающие махинации, находятся в следственном комитете. Проведены необходимые экспертизы. Установлены почти все персонажи. Обсчитан ущерб, нанесённый государству. А жулики не только на свободе, но и при должностях. Одни творят новые преступления, другие заметают следы прежних. Все при деле. Правда, Россия прекратила финансирование процесса переселения в Туве граждан из ветхого и аварийного жилья. Выходит, чиновники заняты совсем другими проблемами, чем обоснованием необходимости республики в деньгах по исполнению этой программы.
Фактически, всё описанное – просто перечисление нарушений закона. Подставлять под фигурантов фамилии и расписывать применимые к ним статьи Уголовного кодекса – задача следователей и прокуроров. Но всё дело в том, что в России главными нарушителями закона являются руководители исполнительных органов власти. Но именно они сейчас и занимаются подбором и расстановкой прокуроров, руководителей следствия и органов внутренних дел. Самый простой пример – назначение прокурором республики однокашника того самого Иргита по Харькову. Конечно, не Иргит назначал Гринёва, Генпрокурор Чайка. Но вряд ли стоит думать, что районного прокурора далекой Рязанской области для Тувы кадровики Гепрокуратуры нашли без подсказки из Тувы... Да и Шаронов в Кызыле тоже оказался в результате некой правительственной селекции... К тому же генеральские звания им дают по рекомендациям Главы республики Кара-оола. Может, потому Иргит до сих пор и на свободе? Но тогда, где объявленная Путиным борьба с коррупцией? Что, так и будут пожарных инспекторов и санврачей с учителями ловить на трех тысячах?
Повторюсь: всё выше перечисленное хорошо известно и Лобанову, и Шаронову. Наверное, в курсе и Гринёв. Можно предположить, сейчас они знают много больше того, о чём я поведал читателям. Думаю, укрывать преступление и дальше после этой публикации будет опасно. Надеюсь, МВД, прокуратура и СУ СК ответят на эту публикацию мотивированными ответами. А то они, похоже, увлеклись политическим сыском и не видят коррупции у себя под носом.
А я буду держать этот вопрос на контроле и информировать читателей обо всех изменениях в этой ситуации. Хотя не исключено, что они ответят на публикацию очередными обысками и изъятием тиража газеты.
До встречи.
Кондрат Пчёлкин