Обзор прессы |
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ВОПРОС: ПОПЛАКАЛИ И РАЗОШЛИСЬ
Вряд ли стоит распространяться на тему того, что в Кызыле давненько уже нет никакого хозяина. «Нарисованный» городской Хурал назначил мэром брата председателя правительства, который ранее ничем, кроме составления хитроумных финансовых схем, не занимался. И, похоже, не имеет никакого понятия о том, как функционирует городское хозяйство. Наверное, поэтому городская мэрия за четыре года так и не удосужилась подготовить к застройке ни одного земельного участка в Кызыле. В итоге дело дошло до того, что мэрия вообще отказалась от управления муниципальными землями и все эти функции передала Минземимущества правительства Тувы. Ну уж а там расстарались...
В результате горожане не имеют никакой возможности получить землю в собственность или аренду, а разного рода «жучки» типа Тунёва или Кара-оола «развернулись» вовсю. А как следствие – в Кызыле стали учащаться случаи самозахвата земли. Причём этот процесс принял настолько массовый характер, что властям уже ничего не остаётся, как задним числом узаконивать самозахват, тем самым провоцируя население на новые незаконные акции. Вот эта тема и стала обсуждением в парламенте Тувы, о чём и написала «ТП».
Как сообщается, «поводом для рассмотрения темы послужили события, которые в течение двух майских дней разворачивались в поселке Спутник. Там, как известно, была предпринята попытка овладеть пустующими землями у подножия горы Хербис». При попустительстве властей «порядка двухсот жителей сами провели разметку на местности и объявили о том, что стоять на этих землях будут до последнего». Вёл заседание С.Ондар, который «обозначил причину «земельного кризиса» в столице республики: «Все хотят жить в городе, и все хотят здесь учить детей». Таким образом, был сделан акцент, согласно которому к конфликту привело не бездействие властей по подготовке земельных участков к строительству индивидуального жилья, а провальная социально-экономическая политика правительства. В результате такой политики жить населению в районах уже настолько невыносимо, что они в массовом количестве переезжают в Кызыл и захватывают земли для строительства своего жилья.
Оставим эти выводы на совести депутата и перейдём к сути обсуждения. Как сообщил собравшимся замминистра земельных и имущественных отношений И.Ултургашев, «Министерство два года занимается вопросами жилищного строительства на территории столицы, потому что, как выяснилось, в мэрии Кызыла «с распределением земли много напортачили». В соответствии с законом «участок можно приобрести у государства либо в собственность, либо в аренду». Причём «в обоих случаях предусмотрены торги». Министерство, получив кызылскую землю в управление, недолго думая, «привлекло инвесторов из Хакасии». Почему не своих, надеюсь, объяснять не надо. С чужих ведь взятки брать удобнее и безопаснее. Но «договориться» с чужаками почему-то не удалось. То ли чиновники много запросили, то ли хакасы оказались жадными. Но факт остаётся фактом: «что-то не заладилось у нас с абаканцами, и первый «проект века» повис в воздухе». А раздавать своим гражданам землю «за так» в Минземимуществе, судя по всему, посчитали непростительным. В итоге, как признался Ултургашев, «за те несколько лет, что министерство занимается в Кызыле земельной проблемой, не проводятся аукционы по передаче земли в аренду под индивидуальное жилищное строительство», хотя «от желающих обосноваться на небольшом земельном участке никогда не было отбоя».
Посыпав голову пеплом, депутаты перешли к архитектурной части вопроса. И выяснили, «что жители в Кызыле «отстраивают» на своих участках дома, состоящие из четырех деревянных стен и с печкой посредине», поскольку «не в состоянии покупать дорогостоящие типовые проекты домов». Такой практике, естественно, воспротивился главный архитектор города, отвечающий за внешний вид столицы. Присутствующий на совещании Фан Чен Ир сказал: «меня упрекают в незнании особенностей национального колорита, и потому, дескать, я не подписываю всех разрешительных документов индивидуальным застройщикам». «Но такое жилье не отвечает эстетическим требованиям, не отвечает и критериям современного жилища». И понять его можно: невзирая на финансовые возможности застройщиков, разрешать им заполонять Кызыл разобранными в районах халупами, означает погубить Кызыл, сделать его непривлекательным не только для туристов и других гостей, но и для жителей столицы. К тому же это – повсеместная практика, отступать от которой не может и Кызыл. И если «национальный колорит» состоит в том, чтобы застраивать цивилизованный город домами из разобранных кошар, то такой «колорит» нам вряд ли подойдёт. И потому на возглас дурочки Кужугет о том, что «если у людей нет средств на «большое» строительство – где им еще жить?! Не на улице же!», можно ответить просто – для нищих должны быть построены цивилизованные ночлежки, а для всех жителей районов необходимо по месту их жительства создавать такие условия, чтобы они не бросали свои дома в районах и толпами не бежали в Кызыл. Похоже, такой подход для большинства депутатов кажется достаточно странным. Тем не менее, «оппоненты сошлись на том, что за внешним видом домов на участках вдоль улиц городская архитектура будет следить, а вот на облик жилищ, которые запрятаны в глубине кварталов, можно смотреть и сквозь пальцы». Ну что возьмёшь с убогих?
Но если бы это были все проблемы... Нерешённым остаётся вопрос «с подключением к электрическим сетям». Город об этом не думал все четыре года, по дешёвке распродавая вип-персонам городское имущество. И потому «модернизация энергетических мощностей» Кызыла, на которую потребуется «87 миллионов, начнется с 2013 года», когда истечёт срок полномочия этих городских властей. А «дефицит энергетических ресурсов на территории Кызыла привел к тому, что в ряде районов столицы, отведенных под индивидуальную застройку, невозможно организовать электроснабжение», – признались власти. В связи с чем «под вопросом судьба 56 домов в районе «Орбита» и 49 – на Правом берегу».
А самое интересное – в конце. Как сообщает автор, в итоге трудных размышлений присутствующие пришли к выводу, что «проблема с индивидуальным строительством на территории Кызыла пока остается открытой...». И зачем тогда они собирались? Да и, вообще, зачем нам такие власти?
ПРОСИТЬ С УМОМ
Как сообщила «ТП», «Тува остается в зоне внимания МЧС». Оно и понятно – у нас постоянно что-то происходит. Даже землетрясения случаются. Поэтому в Туве «15 июня побывал новый глава МЧС РФ В.Пучков». Он «провел совещание по вопросам выполнения решений Правительства РФ по ликвидации последствий землетрясения и сейсмоусиления зданий». Для начала он сам себя похвалил: «мы стали работать намного эффективней и слаженней», – отметил он. И на всякий случай похвалил ради протокола Кара-оола.
«Затем первый вице-премьер РТ Михаил Козлов представил отчет о работе по ликвидации и предупреждению последствий сейсмособытий, а также озвучил проблемы, возникшие при выполнении решений Правительства РФ». Как выяснилась, проблема, собственно говоря, одна – «согласно подготовленной нами документации, от второго землетрясения в республике пострадало 644 объекта». Правительственные специалисты составили заявку «на 1 млрд. 663 млн. рублей, но после фильтрации Минфином РФ осталось только 694 миллиона». В связи с чем, Козлов попросил Пучкова этот миллиард как-нибудь выпросить для Тувы. Министру не осталось ничего другого, как «пообещать содействие в этом вопросе». Но для всех понятно, что такой ритуальный ответ никаких практических последствий иметь не будет, невзирая на то, что «доля ветхого жилья в Туве более чем в 6 раз превышает средний показатель по России». Что ж, нужно и нашим чиновникам когда-то учиться составлять документы в Москву. А просто просить – время давно ушло...
СМЕРТЕЛЬНЫЙ РИСК
«Менять профессию не будем!» – заявили на встрече с главой Тувы пятеро сотрудников тувинской авиалесоохраны, которым удалось спастись от верхового пожара 6 июня в бай-тайгинской тайге». И понять их можно: никакой другой работы им никто не предоставит. И придётся им и дальше за 3 тысячи рублей рисковать своими жизнями.
Наверное, только в Туве возможно подобное рабство, если человек, переживший такое, ради семьи готов на новые риски. «Это было очень страшно. Я бежал изо всех сил. Падал. Полз. И снова вскакивал, и снова бежал. Очень устал, – вспоминает Байлак Тонгурбан. – Сил совсем не осталось. Я остановился, но подумал о семье, о ребенке. И тут вдруг почувствовал, откуда дует ветер. Я побежал ему навстречу...». А восьми другим его товарищей, бежавшим вопреки инструкции по ветру, уже ничего не вспоминается... И кто ответит за их жизни?
У КОГО ЧТО БОЛИТ...
В Кызыле состоялось «первое заседание Совета по поддержке гражданских инициатив». Наверное, им было что обсудить. Фальсификация итогов выборов, коррупция правительственного аппарата, беспредел правоохранительных органов, катастрофическое состояние судебной системы республики. Но у человека, сколотившего начальный капитал на торговле водкой, свои приоритеты. Наверное, поэтому Совет начал свою работу с «обсуждения проблемы, связанной с алкоголизацией населения».
Добрых два часа поговорив «ни о чём», «члены совета единодушно высказались за принятие более жестких и последовательных мер в борьбе с этим общественным злом». Сам инициатор обсуждения Кара-оол«отметил, что данная проблема не имеет однозначных решений». В борьбе с этим злом, как выяснилось, не помогает даже «создание рабочих мест», поскольку, «трудоустроившись, бывшие безработные находятся на рабочем месте до первой зарплаты, а затем пропадают на недели».
Помогая торговцам суррогатом, «правительством принимаются меры по ограничению продажи спиртного». Но этого мало. В связи с чем «Глава Тувы заявил, что в случае поддержки со стороны общественности правительство готово идти еще дальше». Как и ожидалось, «активисты Совета поддержали правительство в этом вопросе и призвали не воздерживаться от решительных, наиболее действенных мер».
С САМОЛЁТОМ, КАК С ТОРБОЙ
«ТП» сообщала, что «депутаты разрешили продать «ЯК-42». Их не смутило, что цена продажи совсем ещё не старого самолёта «всего 9 миллионов», хотя ранее он выставлялся за «80–90 миллионов». Но «покупателей не нашлось». И не могло найтись, поскольку в аннотации к продаже Минимущество РТ так расписало его недостатки, что впору было покупателю доплачивать... Ну уж теперь-то кто-то (скорее всего, хорошо известный продавцу) с хорошей выгодой, в том числе и для тувинских чиновников, сумеет перепродать самолёт настоящему авиаперевозчику.
У МИНИСТРА КРЫША РОДДОМА ПОЕХАЛА
Дураков, как известно, специально не выращивают. Но от этого меньше их не становится. К примеру, у нас есть министр здравоохранения. Большой чудак. На букву «М». За свою деятельность он наломал немало дров. Но последние его «достижения» не лезут ни в какие ворота. Как рассказывает «ТП», он умудрился закрыть в столице сразу оба родильных дома. До него подобного не удавалось никому.
«Передайте, что в медицинских учреждениях города роды принимаются в привычном режиме!», – было заявлено на брифинге в Минздраве. А ведь «до недавних пор в столице республики действовало два родильных дома. Но осенью 2011 года власти закрыли на ремонт первый родильный дом». Якобы для «установки пластиковых окон и кровельных работ». Однако «все оказалось гораздо сложнее». Тут же «всплыла проблема систем отопления, водоснабжения и канализации», поскольку «трубы в этом здании не менялись с 1954 года». Как будто раньше об этом не было известно... А деньги на ремонт к тому времени закончились. Как говорится, «приехали»: «вопрос о возобновлении деятельности родильного дома повис в воздухе». И в это время «другой кызылский роддом закрыли по другой причине: «пришел срок обязательной процедуры – ежегодной плановой дезинфекции помещений». «Так Кызыл остался разом без двух роддомов. Ситуация неординарная», – признаёт автор.
Такого в истории столицы Тувы никогда не было. Теперь рожениц возят в Туран или Шагонар – просто кошмар. Автор полагает, что «министерство в этой ситуации сделало все возможное, чтобы притупить остроту ситуации». Но два вопроса все же остаются. «Первый – кто и как принимал решение, заварившее эту кашу? Ведь любой мало-мальски подкованный инженер-строитель, ознакомившись с проектом здания роддома №1, технической документацией, должен был предвидеть и необходимость замены перекрытий, и проблему коммуникаций, а значит, и смету разрабатывать с учетом этих обстоятельств. Второй – понесет ли должностное лицо, которое приняло решение, повлекшее такие траты, какую-либо ответственность?».
А ведь всё это случилось по причине глупости и непрофессионализма бывшего прокурора, взявшегося не за своё дело. Плохо, когда сапожник берётся печь пироги.
ПАПАША-ПРАГМАТИК
Еженедельник рассказал, как «государственный миллион врачу разрушил молодую семью и оставил сына без отца». А дело в том, что молодой папаша «в январе подал заявку на получение миллиона подъемных для молодых врачей, готовых уехать работать в сельскую местность». Ранее он «работал в Кызыле врачом-психиатром», но у него «не было своего жилья». Но оказалось, что «он решил уехать», но не со своей семьёй, а «с выпускницей медицинской академии, так как она тоже претендовала на миллион». А затем он «прислал сообщение, чтобы отстали, так что ни копейки не собирается отдавать». Его жена считает, что для него «миллион заменил родного сыночка». И теперь «он и его новая супруга, тоже врач, поехали работать в Чадан и живут вместе в хорошем доме».
Брошенная жена в отчаянии спрашивает: «неужели в Министерстве здравоохранения Тувы при распределении этих злополучных миллионов, никак не учитывается морально-этическое поведение претендующих на них врачей?». Наверное, нет. А если это любовь?