17 + 8 = 15,
или О том, как министерство образования относится к талантливым детям.
Прошел региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам 2011-2012 учебного года. Как это уже стало нормой, обсуждение итогов организации этого важнейшего для республики мероприятия, с приглашением специалистов не состоялось, поэтому приходится высказать свои соображения в газетной статье.
Как и в прошлые годы министерство не заинтересовано в отправке лучших ребят по предметам на следующий этап олимпиады. Для того, чтобы лучший среди ребят был объявлен «победителем», он должен преодолеть предусмотренный инструкцией процентный барьер. Эти проценты вычисляют не представители предметных жюри, а представители Оргкомитета олимпиады. При этом ошибки совершаются далеко не в пользу ребят. Объясню это на примере прошлогодней олимпиады по математике, когда барьер для победителя устанавливался в 50%. По всей России предлагалось решить 8 задач за 8 часов. В Кызыле Оргкомитет решил дать те же 8 задач, но не на 8 часов, а на 4 часа. Как будто наши школьники должны быть умнее московских в два с лишним раза. При этом норма 50% вычислялась не от 4 задач, которые нужно было решить за данное ребятам время, а от 8 задач, которые должны были предлагаться за время в два раза большее. Таким образом, мой ученик Айыыжы Кудер, лучший по результатам олимпиады среди девятиклассников, не был объявлен победителем, хотя, согласно той же инструкции он им является.
В этом году, он также был лучшим и согласно той же инструкции, должен был быть объявлен победителем олимпиады по математике среди десятых классов. Однако его не объявили даже призером олимпиады. До апелляции он допущен не был, хотя явился вместе со мной утром в тот же день, когда стали известны итоги. Оказалось, что апелляция завершилась за 15 минут до нашего прихода, и посетил ее один (!) ученик с учителем той школы, где проводилась олимпиада. Понятно, что о сроках проведения ни я, ни другие учителя и ученики ничего не знали. На стене были вывешены итоги набранных баллов. У Кудера: 17+8=15. Первая цифра должна обозначать баллы, набранные учеником за первый день, вторая – за второй, третья – итог за два дня.
Неверное сложение чисел не дает нам права подозревать представителей Оргкомитета в том, что они не знают арифметики. В чем ошибка, могло быть обнаружено только после того, как нам покажут работы Кудера. Однако мы смогли добиться этого только спустя неделю, после закрытия олимпиады. Председатель предметного жюри, в присутствии представителя Оргкомитета Татьяны Викторовны подтвердила, что в первый день, согласно протоколам, Айыыжы Кудер набрал 17 баллов, 8 – во второй. Кроме того, согласно ошибке жюри, за совершенно правильное решение еще одной задачи не было прибавлено 7 баллов. Итого ученик набрал не 15, а 32 балла и при максимуме баллов 56, он преодолел 50 процентный барьер и должен быть объявлен победителем олимпиады.
Считаю, что в ошибках предметных жюри виноваты, прежде всего, не члены жюри, а Оргкомитет, но об этом лучше говорить не в статье, а в другом месте. Многие ошибки могли быть исправлены, если бы была апелляция. В прошлом году председатель предметного жюри по математике, перед награждением заходил в Оргкомитет, пытаясь получить работы ребят с целью исправления неточностей в назначенных баллах. Работы ему не были даны на том основании, что в этом году, мол, апелляция не предусмотрена. Представляю, какое отношение министерства образования (Оргкомитета олимпиады) к детям, если председатели жюри получают от ворот, поворот. Как будто не понимают, что речь идет о наших детях, а к ним мы должны относиться не только объективно, но и конечно, внимательно.
До сих пор к моему ученику Кудеру не подходили представители Оргкомитета с извинениями за то, что отобрали у него (второй год подряд) звание Победителя олимпиады. Похоже на то, что второй год подряд он не будет приглашен на следующий этап олимпиады. Какое нужно терпение учителям, для того, чтобы не угас интерес ребенка к олимпиадной и научной подготовке!
Чиновники министерства чувствуют свою безнаказанность во многих делах. Конечно, они не считают своим долгом обсуждать со специалистами Положение о проведении олимпиады. Похоже, такого Положения не было и в этом году. Во всяком случае, его не приносили администрации нашего лицея.
За долголетнее время своей работы не припомню такого талантливого ученика как Ондар Адыгжы, ученик 11 класса республиканского лицея. За последние три года он выполнил уже три серьезные научные работы на различные математические темы. Только в прошлом году он входил в тройку призеров порядка в десяти различных международных и российских соревнованиях по математике. Понятно, что все это известно в министерстве образования Тувы, куда администрация лицея относила результаты и многочисленные свидетельства того, как он защищал честь нашей республики. Присутствовал на раздаче многочисленных денежных премий талантливым детям Тувы в различных номинациях. К трибуне Ондара Адыгжы пригласили последним и наградили … грамотой … с неверно указанной фамилией. Стало стыдно за республику, где не замечают научно-исследовательских успехов школьников на международном уровне.
Гнилое состояние нашего общества проявляется не только в образовании, но и во многих других областях. Больно наблюдать, когда боясь потерять работу, люди вынуждены говорить не то, что думают, делать не то, что подсказывает им совесть. Непорядочные судьи нарушают законы в угоду власти. Они убеждены в том, что за это наказаны не будут, и высокие пенсии в будущем у них не отнимут. На мнение людей на выборах откровенно плюют. Фальсификация грубая и очевидно, в пользу власти. Понятно, что никто за это не наказывается. Люди, прежде чем проголосовать на предстоящих выборах подумайте, нужна ли нам такая власть? Подумайте о будущем наших детей. На выборы обязательно придите и проголосуйте так, как подсказывает совесть.
А. Борзенко,
Кандидат ф.-м. наук,
учитель математики республиканского лицея.
20.02.2012