Обзор прессы |
РЕШИЛИ ПУСТИТЬ ПЫЛЬ В ГЛАЗА. НО И ПЫЛИ НЕ ОКАЗАЛОСЬ
Газета сообщила, что «с 26 по 28 августа в Кызыле пройдет универсальная выставка-ярмарка «Тыва Экспо-2011». А поскольку никто в этой «выставке-ярмарке» добровольно и за свой счёт участвовать не хочет, правительство Тувы решило провести мероприятие за наш с вами счёт: «торговые площадки тувинским предпринимателям будут предоставлены на льготных условиях». Но этого нашим «производителям» оказалось недостаточно, и потому правительство решило, что участники ярмарки «смогут получить субсидию» на «50-процентное возмещения затрат на участие в данной выставке-ярмарке». И всё это – «за счет республиканской целевой программы по развитию малого и среднего предпринимательства».
Да хоть бы было что выставлять! «Традиционно на универсальной выставке будут представлены строительные материалы, металлоконструкции, различные оборудование и инструменты, услуги в области благоустройства», – сообщает «ТП». Ну, какие у нас «строительные материалы, металлоконструкции, различное оборудование и инструменты», сами представляете. «Общий товарооборот выставки в 2010 году превысил 5,9 млн. рублей. Было заключено 104 договора». Интересно, а какую сумму народных денег они намерены выдать в виде субсидий? Наверное, раз в пять большую. И на хрена нам эта демонстрация кипучей деятельности?
ЛЮДИ БЕЗ БУДУЩЕГО
Серьёзную проблему подняла «ТП»: специалистов с высшим образованием в Туве пруд пруди, а работать – некому. К примеру, в Кызыле ходят толпами в поисках работы «специалисты» с дипломами юристов, экономистов и бухгалтеров. Но никто брать на работу их не хочет. К примеру, «иметь диплом юриста стало обычным делом», – сообщает автор публикации. И действительно, были бы деньги. Правда, наличие диплома в наше время совсем не гарантирует профессионализма. С новеньким дипломом «на работу устроиться – проблема». Система высшего образования в России полностью дискредитирована. Как правило, молодые специалисты ничего не знают и не умеют. Поэтому «дипломированные законоведы стоят сегодня за прилавками и торгуют». И это – в лучшем случае. «Слава Богу, хоть такая есть», – думают они. И это уже –сложившаяся практика.
«Абитуриенты об этом отлично знают и... продолжают сдавать документы в юридические вузы». На это их ориентируют родители, думая: «выучится дочь – пристроим». Но «свободных вакансий у правоохранителей сейчас практически нет». А если появляются – их тут же занимают родственники начальства, «у которых тоже свои связи есть». Так что сейчас у дипломированных юристов «выбор примерно такой: сидеть дома и ждать у моря погоды, либо, как большая часть молодежи, устраиваться продавцом». Впрочем, «нужны юристы в районах». Но кому охота ехать в такую разруху?
Впрочем, давайте начистоту: какие они на самом деле «специалисты»? Представьте себе молодого парня или девушку, окончившую школу в Туве. Как правило, фактически, не знает русского языка. Поступает по блату. За деньги учится. Получает диплом без знаний, поскольку, какие могут быть знания, если ты не разбираешься в языке, на котором преподают... Тут не надо быть семи пяди во лбу, чтобы предугадать, что «такой специалист» никому не нужен. Разве что родственнику. Вот и думают «юристы»: чем буду заниматься после учёбы? К примеру, некая «Азиана говорит»: на всякий случай во время изучения юриспруденции в Иркутске «прошла курсы дизайнера по ногтям». «Сертификат получила». И рада. «А что? Тоже специальность», – считает она. «Можно устроиться в какой-нибудь салон красоты». Другое дело, что «пять лет-то на юриста училась. Коту под хвост, получается, эти пять лет?». Парням легче: в отсутствие работы по специальности «поняв, что ловить нечего, собрались в армию».
Но ведь в республике есть вакансии! Неужели никто под них не подходит? Вот, к примеру, недавно «прошла такая ярмарка». Так, «юрист требуется в Улуг-Хемский район». «В администрацию Шагонара нужен начальник юротдела». «В Пий-Хеме в отдел образования требуется правовед». Но и там наших зелёных юристов не хотят – знают их уровень образования и трудолюбия, «ждут юристов опытных, имеющих хотя бы года по три стажа». Да и сами т.н. «юристы» туда не рвутся: лучше торговать презервативами в Кызыле, чем в районе заниматься юриспруденцией.
Но всё это – не новость. «О переизбытке юристов и экономистов в тувинской столице сделали заключение специалисты службы, когда в прошлом году, после такой же ярмарки, проанализировали анкеты посетителей, ищущих работу». «А нужны республике учителя да врачи». Известно: «выпускает их наш госуниверситет». Да толку с этого – ноль. «Мало кто из выпускников едет работать домой, в район. Все пытаются осесть в городе».
Дело дошло до абсурда – «в Эрзине требуется преподаватель горлового пения». И найти не могут. «В Кызыле нужны электросварщики, сантехники, монтажники». Но «юристы» и «экономисты» работать там не хотят. А других «специалистов просто нет». Вот так разрушенная система образования, в которой не осталось места государствообразующему русскому языку, помноженная на насаждение идеологии нежелания трудиться, подложили свинью нашей молодёжи. И каково её будущее?..
ГИМН, ВЗЯТЫЙ В ДОЛГ
Совсем недавно Кара-оол одарил нас новым гимном Тувы. Похоже, доволен этим он один. Почему? Невзирая на тувинское название, он не нравится ни русским, ни тувинцам. Ни по процедуре принятия, ни по музыке, ни по словам. «И это ярко показала процедура принятия нового гимна Республики Тыва, испытания которой не выдержала новорожденная Общественная палата РТ», – считает автор. Так что «первый блин» получился «не просто комом, а очень солидным комом».
Как выяснилось, «никакой вдумчивой профессиональной экспертизы» не было. «Документ был роздан членам Общественной палаты за десять минут до начала совместного заседания правительства, палаты и депутатов Верховного Хурала». А ведь вопрос стоял не шуточный: «Об одобрении проекта конституционного закона». Впрочем, нынешняя уродливая система власти не подразумевает каких-либо размышлений, споров и убеждений. Членам Общественной палаты было всего лишь предложено автоматически проголосовать за то, чего они не понимают. Ну и те тут же «начали дружно одобрять по примеру членов правительства и депутатов, которые уже давно научились дисциплинированно поднимать руки «за». Так им показалось «проще и спокойнее», «ведь персональную ответственность несу не я лично, а председатель правительства, только его имя и будет стоять под законом – Шолбан Кара-оол, вот пусть и отвечает, а я – как все».
Оказалось: принятие нового гимна было проведено так же бестолково, как и всё, что делает наше правительство. «Конкурс на новый гимн был объявлен, только какой-то странный: четкое положение о нем не было размещено на официальном сайте РТ». Председателем конкурсной комиссии назначили бывшего прокурора А. Дамба-Хуурака, который по воле судьбы сейчас возглавляет Минздрав республики, хотя он в искусстве вообще ничего не понимает. В помощь ему отправили К.Бичелдея, которому, похоже, медведь на ухо наступил ещё до его рождения. К тому же «ни анализа, ни критериев отбора, ни данных о том, кому конкретно и в каких размерах будут выданы премии: ведь серьезный конкурс подразумевает и серьезное вознаграждение», не проводилось. «Итог – в качестве гимна выбрана песня «Мен – тыва мен» – «Я – тувинец», песня, которая «в 1999 году была привезена из экспедиции в Монголию». «Авторы ее – жители сумона Ценгел Баян-Улэгэйского аймака Монголии». Правда, при представлении гимна «их имена как авторов в гимне исчезли».
Известно, что специалисты сразу отклонили идею признания песни гимном Тувы, полагая: «хоть Тува и национальная республика, все же тувинцы здесь не единственный народ, как некоторым кажется. Государственный гимн, четко утверждающий принадлежность человека к титульной нации, будет выглядеть некорректным». Судя по всему, под неопределённым «некоторым», они имели в виду Ш.Кара-оола, неосторожно увлекающегося бредовыми идеями Бичелдея. Они совершенно справедливо полагают, что «гимн должен объединять общество, нации». К тому же «новый гимн был представлен и исполнен только на тувинском языке». «И это – большая политическая недоработка», – считает автор, «ведь по конституции в Туве два государственных языка: тувинский и русский». И только тогда «наш недоделанный символ сможет стать полноценным государственным гимном».
Поживём – увидим. Но может статься, что этот «новый» гимн долго не протянет. Уж больно много у него противников. Даже среди безвольных членов Общественной палаты.
ГИМН «НА СЕПАРАТИСТСКУЮ ПЕРСПЕКТИВУ»
Похожего мнения придерживается и известный в Туве писатель, автор «Хозураан Тыва», альпинист М.Ховалыг. Он считает: «при утверждении нового гимна Тувы снова наступили на те же грабли». Да, действительно, «хорошая песня цэнгэльских тувинцев Монголии «Мен – тыва мен» – «Я – тувинец». Про «ледники, горные серебряные ручейки». Он считает: «Прежний гимн республики – «Тооруктуг долгай тандым» – «Моя ореховая тайга» забраковали как песню простого таежного арата. А новый гимн «Мен – тыва мен» тоже ведь песня простого, только горного арата, восхваляющего свой край, свой род». Особой смысловой разницы между ними нет.
«Обе песни изобилуют словами «мен» – «я». Мен и мен, я да я». Это – ни к чему. «В государственном гимне должны быть только местоимения «мы», «наш», и никаких яканий», – считает автор. Но и это ещё не всё. «В тексте нового гимна понятие «мы» отсутствует», к тому же он «без понятия о том, что Тува – часть России». Наверное, именно это и стало решающим, когда Ш.Кара-оол, А.Дамба-Хуурак и К.Бичелдей решили сделать его гимном Тувы. Так сказать, «на перспективу».
Автор полагает, что в многонациональной Туве «Государственный гимн не может быть мононациональным». Он должен «объединять, вызывать гордость». Но эти «требования к важному государственному символу в новом тексте не учтены», – считает он. «Как член республиканской комиссии по государственным символам», он вынужден признать: «мы в течение целого года не собирались по вопросу гимна, потом вдруг проснулись и в спешке стали искать гимн, объявлять в кратчайшие сроки конкурс на его написание». И вот – «вторично наступили на те же грабли». «Время для сочинения нового гимна мы проспали». Снова решили: «чаа». Тем самым «пришли к выводу, что за 90 лет не родился еще тувинский композитор – автор мелодии национального гимна». «Гимн, конечно, хороший по мелодии», – пишет он. «Но чужие мелодии, будь они хоть бриллиантовые, нам ни к чему». И фантазирует: «будем стоять навытяжку под монгольскую мелодию с китайскими нотками. И все это – из-за отсутствия нашей мудрости и политической прозорливости». У кого – догадайтесь сами.
СТРАСТИ ПО ПУГАЧЁВУ
«ПИ» в трансе: «Межпромбанк нанес России ущерб на миллиарды долларов». Согласно данным следствия, «банк не вернул около миллиарда долларов кредита». И какое нам дело до его миллиардов? Пугачёв из Тувы, похоже, ушёл. И чего им надо? «В результате неправомерных действий и допущенных нарушений действующего законодательства в сфере деятельности кредитных организаций со стороны руководителей и учредителей Межпромбанка, кредиторам этого банка был причинен ущерб на общую сумму более 34 миллиардов рублей». А кредиторы – это мы, что ли? Какой пример государственности! Лучше бы рассказали, сколько украли Иргит и его команда. А они ведь покопались в нашем кармане!
«Как показала проверка, в реальные объект, шли порядка 6-7% средств, привлеченных банком. А вот куда пошли остальные средства – не понятно», – витийствует автор. А куда дел сотни миллионов Колбас-оол? Или чьи 30 миллионов снимал в банке Карлик? Список можно продолжить. Еженедельник пытается выставить опальному олигарху счёт: «среди прочего Пугачев успел обанкротить свой телеканал Luxe TV, продать телекомпанию «Московия», «Народный банк Тувы» и угольное предприятие «Енисейская промышленная компания». Ну и что? Зато теперь они имеют возможность мыть ноги Байсарову и унижаться перед его холуями. Красота!
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?
«ПИ» продолжает цикл публикаций «Республика Тыва в цифрах и фактах: выводы». На этот раз речь идёт о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения.
«В традиционном обществе узы семьи были крепкими: старших уважали, брошенных детей почти не было». «Сегодня в Туве мы наблюдаем другую картину: появилось много сирот, причем 80% из них – при живых родителях», – сообщает автор. Сейчас «в республике 5382 ребенка-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей (5% от общей численности детей)». «Предпочтительным для ребенка является усыновление», – считает автор, «но почти каждого второго ребенка в 2010 г. (!) вернули обратно в детский дом».
Конечно же, это – свидетельство полного провала работы правительства в этой сфере. В итоге для Тувы «характерно «сниженное» социальное самочувствие, слабая гражданская активность, пассивная модель социального поведения». «Непрекращающаяся миграция в направлении «село-город» усиливает социальную напряженность в городах». Мало того: народ потихоньку из республики разбегается: «для части городских тувинцев и русских более привлекательными становятся благополучные регионы РФ». При этом «перспективы социально-экономического развития республики связываются со строительством железной дороги «Кызыл-Курагино» и освоением месторождений полезных ископаемых. Однако идея этих проектов имеет и множество противников». К тому же очевидно: самых острых проблем строительство дороги не решит, лишь значительно разбавит мононациональное население людьми с другим менталитетом.
Ну что ж. К учёным следует прислушаться...