Все познается в сравнении |
Особенности российского колониализма
Самый «прожорливый» регион в России – вовсе не Чечня, как уверяют «патриоты», а Камчатский край – из федерального бюджета на 1 человека там выделяется 87 тысяч рублей (против 50 тысяч в Чечне). Затем идёт Ю.Осетия – 72 тысячи. Но и эти суммы не сравнить с тем, сколько тратит Франция на содержание своих национальных окраин – по 300 тысяч на человека в пересчете на рубли.
В 2011 году федеральный бюджет выделит дотаций регионам на сумму 470 млрд. рублей (из них 70 млрд. – целевая программа медицинской помощи). В националистических кругах принято считать, что наибольшим выгодоприобретателем среди российских субъектов является Чечня. Однако, это не так.
Согласно утверждённому федеральному бюджету, наивысшие дотации на одного человека имеет вовсе не Чечня, а сибирско-дальневосточные автономии. Так, на 1 жителя Камчатского края выплаты из федерального бюджета составят 86 тысяч 957 рублей, Якутии – 42 тысячи 998 рублей, Тувы – 31 тысяча 686 рублей, Республики Алтай – 29 тысяч 683 рубля. На 1 чеченца будет выделено «всего лишь» 13 тысяч 21 рубль (кстати, вот тройка регионов, куда направляются самые маленькие бюджетные дотации в расчёте на 1 человека: Белгородская область 958 рублей, Свердловская область – 997 рублей, Нижегородская – 1004).
Но в ситуации с дотациями Чечне есть всё же лукавство. Дотации этому региону обставляются ещё и выплатами за «разрушенные строения», «на восстановление сельского хозяйства» и т.д. Так, министр финансов Чеченской республики Эли Исаев сообщал такие параметры бюджета: доходная часть – 9 млрд. 362 млн. рублей (доходы республиканского бюджета 6 млрд. 385 млн. рублей, доходы бюджетов муниципальных образований 2 млрд. 978 млн. рублей), расходы – 63 млрд. 149 млн. рублей. Несложно подсчитать, что дотация республике составит 53,8 млрд. рублей. В расчёте на 1 жители Чечни выплаты составят около 50 тысяч рублей.
Интересно посмотреть, как год от года растут аппетиты Чечни. В 2004 году дотация ей из бюджета составляла 23,3 млрд. рублей.
Но одна из самых дотационных территорий – недавно признанная Россией Южная Осетия. Де-юре это независимое государство, де-факто часть России – наша страна почти полностью содержит. На 2011 год помощь ей из федерального бюджета России составит 5,7 млрд. рублей. Сумма вроде бы не поражает воображение – но она приходится на 72 тысячи человек, официально проживающих в Южной Осетии (фактическое население республики – около 25 тысяч человек, остальные выехали в соседнюю Северную Осетию или в другие российские регионы). Получается, что на 1 южного осетина приходится 79,1 тысяча рублей (с учётом фактического проживания населения – около 200 тысяч рублей).
Но не стоит думать, что Россия одинока в столь крупных выплатах своим автономиям (особенно в сравнении с исторически-российскими территориями). К примеру, Франция удерживает свои бывшие колонии дотациями, в разы превышающими российские. Собственно говоря, и удерживать ей никого особенно не нужно – её заморские территории всеми конечностями держатся за метрополию.
Так, 10 января 2010 года народы двух французских колоний – Гвианы в Южной Америке и Мартиники в Карибском море – проголосовали против расширения своего суверенитета (на Мартинике 78,9%, в Гвиане 69,8%).
В общей же сложности Франция в 2010 году выделила на 2,3 млн. человек, проживающих в её бывших колониях, 17,2 млрд. евро дотаций. Т.е. на 1 жителя этих автономий приходится 7,5 тысяч евро в год (в рублях – это чуть больше 300 тысяч). По сравнению с Чечнёй, Франция выплачивает дотаций своим заморским территориям примерно в 6 раз больше.
При этом, во французских бывших колониях ситуация с безработицей примерно такая же, как на нашем Северном Кавказе (в Ингушетии она около 50%, в Чечне около 25%). В среднем этот уровень 22% – против 11% в самой Франции, а во Французской Гвиане – и вовсе 31%. В целом, около 40% людей на этих территориях живут на социальные пособия.
Более того, в ситуации с Францией произошёл и вовсе беспрецедентный случай – остров Майота (он находится в Индийском океане) попросился стать де-факто колонией этой страны (де-юре – 101 департаментом Франции). Жители острова получат 1 место во Французском парламенте, дотации (Франция в первые месяцы после присоединения уже направила туда 200 млн. евро), а метрополия – 186 тысяч мусульманского населения, 45% безработных на этом острове, а также 5,4 ребёнка в среднестатистической майотской семье.
Но не стоит думать, что колониальные державы получают лишь право кормить свои заморские территории. На примере Франции хорошо видно, что она получает от них взамен.
Так, Франция благодаря своим зарубежным территориям контролирует огромные водно-ресурсные пространства: общая площадь французской морской акватории превышает 4,7 млн. кв. км (основная их часть – в Тихом и Индийском океане). На ряде островов находятся военные базы. К примеру, в Западном полушарии, рядом с Канадой Франция располагает небольшими островами Сен-Пьер и Микелон, где расположены станция радиоэлектронной разведки и база для подводных лодок. Там же – крупный рыбный порт (ежегодный вылов рыбы – около 300 тысяч тонн).
Рядом с западным побережьем Мексики Франции принадлежат крошечные острова Клиппертон и Вилль-де-Тулуз – там расположены радиоэлектронные станции слежения. Получается, США с обеих сторон «просматривается» и «прослушивается» французскими спецслужбами.
В Индийском океане Франции принадлежат острова – вышеупомянутый Майота, а также Реюньон. Благодаря этому страна может контролировать стратегический морской путь в Мозамбикском проливе.
В Латинской Америке Франции принадлежит Гвиана, и там расположен ракетно-космический полигон Куру. На военных базах в Гвиане сосредоточено около 20 тысяч французских военных – это примерно 10% от общей численности населения данной заморской территории.
Кстати, ради стратегических выгод Франция, как и Россия, закрывает глаза на коррупцию местных «национальных чиновников». Так, бывший правитель Таити Гастон Флосс был прозван у себя на острове «Гастон 10%» – из-за суммы откатов, которые он привык брать. Иногда масштабы воровства превышают и эти 10% – на том же Таити однажды выяснилось, что из 180 млн. евро, на которые якобы были закуплены муниципальные автобусы в Китае, в реальности было потрачено 40 млн. евро, а 140 млн. поровну поделили китайские и таитянские чиновники. Проворовавшихся коррупционеров, как это бывает и в России, судить не стали, а тихо отправили в отставку.Павел Пряников