СУД ЛИНЧА
15 декабря 2010 года должно было начаться оглашение приговора М.Ходорковскому и П.Лебедеву судьёй Хамовнического суда Москвы. Этого события ждали многие. И не только из сострадания к подсудимым, которым на этот раз вконец оборзевшая прокуратура вменила кражу у себя всей нефти, произведённой ЮКОСом и попросила наказание в виде 14 лет лишения свободы, невзирая на то, что подсудимые уже отсидели по предыдущему приговору по 7 лет.Перед вынесением приговора президент и премьер высказались по этому поводу. И если номинальный президент страны Медведев провозгласил требование верховенства закона, то нацлидер огорошил высказыванием, что у подсудимых, якобы, «руки по локоть в крови». И суд находился в явном замешательстве по поводу квалификации действий Ходорковского и Лебедева, учитывая абсурдность обвинения и отсутствия в деле каких-либо доказательств их вины. Особенно тех, что могли бы подтвердить активную криминальную деятельность подсудимых, находившихся в это время в СИЗО.
И судья Данилкин, видимо, вынужден был взять тайм-аут, который бы прояснил отношение к подсудимым со стороны власти. А на 16 декабря было назначено телевыступление Путина. Скорее всего, поэтому оглашение приговора было перенесено на 27 декабря. И, как выяснилось, не напрасно. В.Путин в своем выступлении дал чёткий ориентир суду, сказав по поводу Ходорковского и Лебедева сакраментальную фразу: «вор должен сидеть в тюрьме». После этого ни у кого не оставалось сомнений, что позиция формального президента страны будет судом проигнорирована, и приговор слово в слово повторит обвинение. Так оно и случилось. В итоге – обвинительный приговор с перспективой отсидки повторно осужденных за одно и то же деяние ещё до 2017 года.
Первой реакцией на страшный приговор стали эмоциональные материнские проклятия Марины Филипповны судье Данилкину. Они задали тон всем прочим комментариям, полным отчаяния и ярости. Политики и деятели культуры, русские и зарубежные, системные и непримиримые, оптимисты и пессимисты, простодушные и лукавые – все говорят о поругании права и здравого смысла, о бесстыдстве и жестокости. И многие считают, что этим приговором враги Ходорковского приблизили свою кончину.
Взрыв недоумения, негодования и ярости был беспрецедентен. Все понимают: этот приговор – живое воплощение мести нацлидера опальному олигарху, не пожелавшему играть по его правилам. Но не это сейчас интересует общество. Д.Медведев объявил главными целями страны модернизацию российского общества и экономики России, борьбу с коррупцией и невмешательство в судопроизводство любых категорий граждан, в том числе «президента и иных лиц», к коим он недвусмысленно отнёс премьера Путина, цитировавшего на всю страну по поводу Ходорковского мнение опера Жеглова о карманнике по кличке Кирпич. И так уж получилось, что вердикт судьи Данилкина касался не столько судьбы Ходорковского и Лебедева, сколько констатировал уровень влияния в стране премьера и президента и соответствующий этому приоритет их мнений для судебной системы страны.
Знающие люди утверждают, что Данилкин до этого процесса имел авторитет грамотного, законопослушного и толкового судьи. И начинал он судебный процесс в строгом соответствии с законом. Но ближе к концу надломился и в итоге вынес приговор, с юридической точки зрения не выдерживающий никакой критики. А уж с точки зрения здравого смысла – и подавно.
К примеру, немало людей готово согласиться с позицией власти по поводу незаконного присвоения собственности олигархами, но вполне резонно спрашивают: а почему до сих пор не на скамье подсудимых Чубайс и Кириенко, вместо отсидки в местах не столь отдалённых они поставлены государством во главе могущественных госкорпораций Росатом и Роснано? Почему рядом с Ходорковским нет Абрамовича, Дерипаски, Прохорова, Потанина, Мордашова или Вексельберга, использовавших и использующих до сих пор точно такие же схемы приобретения собственности и прироста своего состояния, как и подсудимые Ходорковский и Лебедев? Почему в отношении их не действуют принципы, приведшие на скамью подсудимых экс-руководителей ЮКОСа?
Всё это рождает серьёзное беспокойство, учитывая, что неприкрытая система двойных стандартов в России открыто продемонстрировала свою сущность при беспрецедентно высоком внимании к процессу в стране и во всём мире! А это указывает, что не только судебная система страны неизлечимо больна – уродлива до человеконенавистничества сама система власти в стране. Ниже приведём наиболее типичные и на наш взгляд объективные высказывания разных известных деятелей по поводу судебного процесса над Ходорковским и Лебедевым, получившим меткое название Суда Линча и вынесенным 30 декабря судьёй Данилкиным абсурдным и бесчеловечным приговором.
Ходорковский Михаил, политзаключенный
Мы с Платоном показываем на своем примере: не надейтесь в России на судебную защиту... Но мы не унываем, и того же желаем друзьям.
http://khodorkovsky.ru/mbk/statements/2010/12/30/15770.html
Лебедев Платон, политзаключенный
30 декабря 2010 года всем наглядно показали, что «прокуроры» и «судьи» совсем не боятся совершать преступления. Они уверены, что у них надежная «крыша».
Проблема в том, что и «крыша», и «прокуроры», и «судьи» сошли с ума, но сами они этого уже не понимают. А это может быть опасно для страны.
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/145/45.html
Ходорковская Марина Филипповна
Я считаю, что Виктор Данилкин профессиональный и неглупый человек, и то, что он сегодня говорил, можно было написать только под пытками, только на электрическом стуле. Видимо, сильно его прижали.
http://www.novayagazeta.ru/news/968148.html
Невзлин Леонид, бывший совладелец «ЮКОСа»
Мое отношение к этому суду несколько раз менялось... в ходе процесса под давлением доказательств, которые представляла сторона защиты, было очевидно, что позиция судьи Данилкина меняется на нейтральную. Он достаточно объективно работал в процессе, давая обеим сторонам высказаться, представить свои доказательства. Но после того, как Путин публично выступил в своем телеобращении против Ходорковского, я не счел это случайностью, и понял, что не стоит ожидать ничего хорошего для Ходорковского и Лебедева. Так что я не удивился жесткому приговору.
http://www.svobodanews.ru/content/article/2263741.html
Шмидт Юрий, адвокат
Я считаю приговор абсолютно незаконным, не основанным на реальных доказательствах. Приговор явно вынесен под давлением. Перенос оглашения приговора и выступление Путина 16 декабря перед всем народом по всем телевизионным каналам лишний раз подтвердили, что господин Путин просигналил суду, кто сегодня является главным и кто определяет жизнь и судьбу Ходорковского и Лебедева.
http://www.novayagazeta.ru/data/2010/145/210.html
Клювгант Вадим, адвокат
Я хотел бы пожелать всем участникам, организаторам и исполнителям этой преступной расправы, чтобы когда будут судить их, суд был так же внимателен и честен по отношению к их доводам и к доводам их защиты, как Хамовнический суд к доводам наших подзащитных.
http://khodorkovsky.ru/defense/comments/2010/12/30/15772.html
Улицкая Людмила, писатель
Сегодня день позора нашего отечества. Правительство показало всем, что процесс мочения в сортире завершен, и граждане сидят там глубоко с ощущением того, что они это заслужили.
http://www.svobodanews.ru/content/article/2263403.html
Чхартишвили Григорий (Борис Акунин), писатель
Единственное, что радует: будет неправедный судья лизать в аду раскаленные сковородки тринадцать с половиной лет; прокурорская команда отработает гибкими языками четырнадцать лет, а тем, кто науськивал эту свору, лизать – не перелизать все плиты в преисподней. А когда Ходорковский и Лебедев выйдут на свободу, зависит от нас с вами.
http://borisakunin.livejournal.com/8367.html
Шевчук Юрий, лидер группы «ДДТ»
Почему другие не сидят? Судьба Ходорковского и Лебедева меня восхищает, их стойкость, их принципиальная позиция, они ведь шли по самому дну, и не сломались. Они были на вершине мира, упали, и остались людьми мощными. Таких людей держать в тюрьме – это свинство, они могли бы очень много пользы России принести.
http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2010/12/30/15769.html
Войнович Владимир, писатель
Признав подсудимых виновными в том, в чем они невиновны, судья Данилкин вынес три приговора. Первый – Ходорковскому и Лебедеву: к дальнейшему заключению. Второй – российской судебной системе: к смертной казни. И третий – самому себе: к высшей мере наказания – пожизненному презрению.
http://grani.ru/blogs/free/entries/184907.html
Меркель Ангела, канцлер Германии
Я разочарована приговором Михаилу Ходорковскому и жестокостью его наказания. Остается впечатление, что в этом процессе играли роль политические мотивы. Это противоречит постоянно высказываемым Россией намерениям идти по пути верховенства права.
http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2010/12/30/15769.html
Бузек Ежи, председатель Европарламента
Я очень разочарован. Процесс против Михаила Ходорковского стал лакмусовой бумагой, показавшей, в каком состоянии находится правовая система в сегодняшней России. Ходорковский превратился в символ системных проблем российской судебной власти.
http://rian.ru/world/20101230/315563298.html
Хейг Уильям, министр иностранных дел Великобритании
Я глубоко обеспокоен тем, как этот процесс над Михаилом Ходорковским отразится на практике правоприменения в России. Великобритания призывает Россию уважать и соблюдать принципы правосудия и верховенства права. Пока этого не будет, Великобритания и другие страны будут считать данный процесс признаком деградации страны.
http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2010/12/30/15769.html
Эштон Кэтрин, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности
Были сделаны заявления о нарушениях в ходе судебного разбирательства, и это вызывает у нас серьезную озабоченность и разочарование. Независимость суда и право каждого гражданина на справедливое судебное разбирательство, закрепленное в Европейской конвенции по правам человека, которую подписала Россия, имеют решающее значение для стратегического партнерства между Европейским Союзом и Российской Федерацией, и верховенство закона является краеугольным камнем Партнерства для модернизации. Европейский союз продолжит внимательно следить за делом Ходорковского и Лебедева и поставит этот вопрос перед Россией. ЕС ожидает от России уважения международных обязательств в области прав человека и верховенство закона.
http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2010/12/30/15769.html
Ясин Евгений, экономист
Приговор Ходорковскому – это приговор самой России. У нас нет и тени правосудия. Вместо этого у нас Владимир Владимирович Путин. Полагаю, это даже было одним из условий передачи президентского кресла Медведеву: у каждого свои сферы влияния. Скорее всего, именно поэтому Дмитрий Медведев и не вмешивался в дело «ЮКОСа».
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1565178
Гонтмахер Евгений, член правления ИНСОРа
Судья, с моей точки зрения, проявил необъективность при рассмотрении этого дела. Надеюсь, приговор будет обжалован и рассмотрен более объективно. Все специалисты, юристы, которые занимались этим делом, говорили, что состав обвинения очень слабый.
http://khodorkovsky.ru/publicsupport/news/2010/12/30/15769.html
Немцов Борис, член бюро политсовета движения «Солидарность»
Это политическая расправа Путина над Ходорковским, вендетта. Путин страдает «ходорофобией» в особо извращенной форме, он считает, что Ходорковский страшнее, чем Бен Ладен и Басаев. В неправовом государстве не может быть никакой модернизации, не может быть никаких инноваций...
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1565173
Рыжков Владимир, сопредседатель Партии народной свободы
Я не сомневаюсь, что завтра на акции (в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади – ред.) два главных лозунга будут: «Будьте вы прокляты!» – это слова матери Ходорковского после оглашения приговора, – и «Свободу Ходорковскому и Лебедеву». Будут тысячи человек, которых этот приговор выведет на площадь.
http://echo.msk.ru/news/738288-echo.html
Каспаров Гарри, лидер ОГФ
27 декабря состоялся последний и главный тест для «либерала» Медведева. Никаких неожиданностей: Хамовнический суд начал свое историческое заседание с утверждения виновности Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Все красивые слова про неприемлемость давления на суд со стороны «иных должностных лиц», разумеется, оказались словами. Если у кого-то еще оставались иллюзии, теперь уже для них нет никаких поводов.
http://ej.ru/?a=note&id=10711
Гозман Леонид
Приговор, как и сам процесс, – это все стыдно для страны. Но то, как этот приговор объявлялся, этого позора добавляет, с моей точки зрения. Мне за мою страну в этой ситуации стыдно.
http://rian.ru/politics/20101230/315484118.html