ОБЗОР ПРЕССЫ |
ОТРАСЛЕВОЕ ВОРОВСТВО С ГРАНДИОЗНЫМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ
На четвёртом году руководства сельским хозяйством республики министр Ендан наконец усвоил, что ничего не понимает в нём. И собрал ветеранов посоветоваться, «что необходимо сделать для того, чтобы возродить земледельческую отрасль, чтобы зерноводство приносило выгоду?».
Конечно, было бы честно прямо сказать: для этого нужно прекратить воровство и гнать поганой метлой таких горе-специалистов, как Тыхеев. Но аксакалы сельхозпроизводства – люди деликатные. И такого они Ендану не сказали, невзирая на то, что «обстановка позволяла каждому высказаться откровенно и по существу». Да и как можно высказываться, если сам организатор поисков рецепта по духу и сноровке очень близок тому же Тыхееву. А когда все кругом тырят по карманам, селянин обязательно останется последним в очереди за государственной помощью.
Впрочем, министр доложил, что дела в его ведомстве не так уж плохи: «средняя урожайность составила почти 10 центнеров с гектара». Помнится, ещё неделю назад он заявлял об 10,1 центнеров с га. Видимо, после публикации в нашей газете пришлось урожайность пересчитать. «В хозяйствах Каа-Хемского района – 12, в Дзун-Хемчике – 11, в Сут-Холе – по 10,3 центнера зерна с гектара», – сообщил он. Примечательно: ни о Пий-Хемском, ни о Тандинском районах уже и речи нет. После того, как там попасся Тыхеев, житницами республики их больше не называют. Там полный разор и коллапс сельскохозяйственного производства. Тем не менее, «в Минсельхозе считают такой результат сносным». И приводят пример: «В соседнем Алтайском всего на 40-50% больше, чем в Туве», хотя «в Туве было посеяно всего 26 тыс. га». Из которых в зачёт урожайности пошло всего лишь 18 тыс. га – остальное «списали». А не «спиши» – пришлось бы отчитываться не о 11 центнеров с га и «не менее 10», а всего лишь чуть более 6 центнеров с га. Такое нормальному специалисту может присниться разве что в кошмарном сне. При этом правительство ссылается на малый объём посевных.
Такое впечатление, что кто-то внешний виноват в том, что в Туве при Кара-ооле стали мало сеять. К тому же, чем меньше посевных, тем качественнее должны быть обработка земли и уход за урожаем. Впрочем, и в Минсельхозе признаются: «развивать земледелие необходимо и возможности для этого есть». Смог же Пирогов из Каа-Хема, «с каждого из 210 гектаров намолотить по 20 центнеров зерна». Однако и тут парадокс: при таком намолоте у Пирогова средний показатель по району оказался всего в 12 центнеров с га. Выходит, что у остальных урожайность составила не более 4 центнеров. Видимо, и там побывал засланец министерства Тыхеев.
В результате, собранного в республике урожая не хватит даже для того, чтобы прокормить кур Енисейской птицефабрики. Впрочем, себестоимость собранного в республике зерна такова, что если им кормить чучевских кур, то им и вправду придётся нести золотые яйца. Правда, не по качеству, а стоимости.
Кстати, министр сообщил, что «за три года финансовые вливания в АПК из республиканского бюджета увеличились в 9 раз». Правда, куда подевались деньги, непонятно. Видно, всё сожрали «Урянхай», водочное производство и птицефабрика. А аратам остались «нули». Потому и стало земледелие в Туве нерентабельным. Так что теперь «земледелием не в убыток себе могут заниматься только 15 хозяйств республики». «Только эти зернопроизводящие хозяйства и будут получать господдержку». Поимённо они, конечно же, названы не были. Наверное, среди них опять окажутся всё те же «Урянхай», водочное производство и птицефабрика.
В общем, там, где требуется «чистый пар», Минсельхоз применяет «обыкновенный пиар». И пока министерство не очистят от жуликов, проходимцев и бестолочи, никаких положительных сдвигов ожидать не приходится. И проблема эта – не столько экономического, сколько социального плана. Сельхозпроизводство – исконный вид деятельности тувинцев. Разрушая его, енданы-тыхеевы разрушают их уклад жизни, подтачивают корни нации. И потому воровство в этой отрасли следует рассматривать не столько как экономическое преступление, сколько преступление против народа и его истории. Их разрушительная деятельность приводит к сворачиванию производств, как это произошло на наших глазах в сельскохозяйственных кооперативах имени Сергея Шойгу в Балгазыне и «Ниве» в Туране. А это следом приводит к росту скрытой (а порой и к зарегистрированной) безработицы, преступности и социальному напряжению в обществе. Они думают, что крадут деньги. На самом деле они крадут у людей настоящее, а у их детей и внуков – будущее.
ПОСЛЕ НИХ – ХОТЬ ПОТОП
Парламент Тувы скоро приступит к обсуждению бюджета Республики на 2011 год. «На правительстве утвержден проект бюджета РТ на 2011 год с доходами в 13 млрд. 363 млн. рублей, расходами в 13 млрд. 659 млн. рублей», – сообщила «ТП». Даже с учётом роста к бюджету 2010 года на 700 млн. рублей, он более чем на миллиард уступает бюджету 2009 года. Такова цена республики за некомпетентное руководство и отсутствие профессионализма чиновников правительства.
Впрочем, сомнений нет: бюджет будет принят в том виде, в котором поступит в парламент. Этот состав народных избранников примет всё, что подаст правительство. И лучшее доказательство этого – репортаж с последнего заседания Хурала. Как с восторгом сообщает «ТП», «17 минут потребовалось депутатам Верховного Хурала на рассмотрение 34-х вопросов. По всем 34-м пунктам – единодушное «за». Складывается впечатление, что такое голосование – симптом низкой компетентности большинства депутатов нового состава парламента и отсутствия у них всякой самостоятельности. То, что и было нужно правительству. Теперь воруй – не хочу! На что можно сказать: сбылась мечта мародёра. Но что достанется потомкам?
ПРОДАВЦЫ ВОЗДУХА
Президент России утвердил программу экономии всех видов энергии, а Правительство РФ приняло решение об усилении экономической заинтересованности граждан в экономии энергоресурсов путём установки счетчиков потребленного тепла и расхода холодной воды. Но программа упёрлась в открытый саботаж со стороны поставщиков тепла и воды. Об этом и пишется в статье «Коммунальная головоломка».
«Президент Медведев справедлив в своем решении обязать россиян установить в квартирах индивидуальные приборы учета энергоресурсов», – с пафосом заявляет автор. «И подсчитали, какая из этого выйдет экономия. Экономия получилась приличная». Тем не менее, оптимизма в публикации не чувствуется. Потому как ясно, «чем эта экономия станет для ресурсоснабжающих предприятий». К примеру, если «в 2012 году горожане хотя бы 80% «оприборят» свои квартиры – тогда в разы снизятся и доходы коммунальных предприятий», – с ужасом сообщает «ТП». «А они и сейчас жалуются, что им не на что ремонтировать оборудование и сети».
Так что по всем признакам «выходит, самим коммунальщикам должно быть невыгодно, чтобы устанавливали счетчики». «Введение приборов учета энергоресурсов позволит экономить: потребитель оплатит только то, что потребил, не переплачивая лишнего. Производитель, в свою очередь, лишнего не произведет и сократит расходы», – рассуждает автор. Но в реальной жизни всё не так просто. «Судя по первым отзывам счастливых обладателей приборов, эксплуатация счетчиков принесла им ощутимую выгоду. И при этом все они тратили воду, как всегда – полной мерой. Выходит, счет складывается явно в пользу покупателя, а не продавца». И становится очевидным, что ранее потребители тепла и воды значительно переплачивали поставщикам коммунальных услуг, оплачивая фактически не оказанные ими услуги. И приходят к страшному выводу: «те, кто рассчитывается по показаниям прибора, экономят именно на том, что не оплачивают потери», к которым не имеют ровным счётом никакого отношения.
Именно поэтому в Кызыле руководство Водоканала и Кызылской ТЭЦ панически боится массовой установки счётчиков учёта расхода тепла и воды – горячей и холодной. Ведь как рассчитывается тариф на оплату тепла или воды – берутся все расхода предприятия и делятся на годовой объём услуг. Так и появляется стоимость гигакалории и литра воды. Причём, в расчет стоимости берется и зарплата, которая, к примеру, у директора ТЭЦ Троцана составляет нескромные полмиллиона рублей в месяц, и стоимость угля в 1560 руб. за тонну. Так что с затратами у них проблем нет.
А что касается произведённого продукта, то при отсутствии счётчиков у потребителей ТЭЦ имеет возможность варьировать объёмом оказанных услуг, как Бог на душу положит. И в целях извлечения выгоды для себя и своего хозяина – СУЭКа – готова на любые прегрешения. Особенно учитывая, что на кону – огромные деньги. Газета справедливо отметила, что при установке счётчиков потребители выигрывают. Причём порою – в разы! При существующих тарифах это серьёзные деньги, которые ранее необоснованно попадали в карман троцанов и фалалеевых. И если счётчики установят в большинстве зданий, может случиться жилищно-коммунальная катастрофа. Поскольку, ни того количества тепла, ни той воды, за которые Троцан и Фалалеев гребут деньги, на самом деле никогда не производилось. А если что и производилось, то безвозвратно терялось по дороге к потребителю.
Именно поэтому, как справедливо отметила «ТП», «коммунальщики пока даже вероятности постановки проблемы не допускают». И потому под различными надуманными предлогами препятствуют в установке приборов учёта потребления тепла и воды потребителями. А возможности у них, к сожалению, есть. Или не выдают техусловия на установку приборов или обставят их таким количеством труднореализуемых требований, что потребитель сам откажется. К примеру, возьмёт и предложит для этого построить на проезжей части метрах в 100 от здания тепловую камеру и провести туда электричество. Или заменить теплосеть. Какая уж тут экономия!
Но им просто деваться некуда: они понимают, если президентская программа будет реализована, то ни о полумиллионных зарплатах, ни о командировках в Питер для поступления дочери в ВУЗ не будет и речи. К тому же, чем тогда прикрыть бесхозяйственность и воровство на предприятии, которые сегодня оплачивает потребитель? Наверное, поэтому автор замечает: «тема-то непростая», «как говорится, поживем-увидим». Тем более что, как справедливо заметил автор, «тарифы меняются у нас, как известно, в одну сторону...». Остаётся надеяться, что прокуратура, антимонопольное ведомство и комиссия по тарифам Минэкономики РТ проявят в этом вопросе компетентность, а Арбитражный суд при рассмотрении подобных споров – принципиальность и государственный подход. Всё же программа-то – президентская, а нужда – всенародная...
РАЗВАЛ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ВЕТЕНАРИИ ПРИВЁЛ К БРУЦЕЛЁЗУ
Газета сообщила, что над республикой нависла угроза эпидемии бруцеллеза. В связи с этим, «к борьбе с распространением бруцеллеза подключены финансовые рычаги».
Правительство утвердило новые размеры компенсационных выплат за забой скота, больного бруцеллезом, так как «из-за низких закупочных цен мясо зараженного скота часто пускается в свободную продажу». Оказалось, что ветеринарами «выявлено 223 больных бруцеллезом животных». Причём, в разных районах: «в Бай-Тайгинском районе – 126 голов, Кызылском – 38, Дзун-Хемчикском – 23, Барун-Хемчикском – 14».
Среди мелкого рогатого скота в тех же районах «обнаружено 247 больных животных». А поскольку больным мясом торгуют, «в республике зарегистрирован 31 случай инфицирования бруцеллезом людей». Рост заболеваемости составил 70%. «Случаи заболевания зарегистрированы в Кызыле, Овюрском, Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском, Кызылском, Улуг-Хемском, Чеди-Хольском и Каа-Хемском районах».
ОЛИГАРХИ ПОДТВЕРДЯТ МУДРОСТЬ МАРКСА
Еженедельник вернулся к теме строительства железной дороги в Туву. Как считает М.Чанзан, «Железную дорогу в Туву будут строить ЕПК, Evraz и «Северсталь». Сегодняшнюю ситуацию она назвала «индустриальной перезагрузкой Сибири», в которую «Туве предстоит въехать по железнодорожной ветке «Кызыл-Курагино». Но, судя по всему, произойти это должно не скоро. Как выяснила автор, «Путин назвал два проекта, реализация которых вызывает большие вопросы: освоение Элегестинского угольного месторождения и строительство Богучанского алюминиевого завода». Причём «ЕПК, осваивающее Элегестинское месторождение с запасами 950 млн. тонн угля, получила лицензию еще в 2000 году. Но компания за 9 месяцев 2010 года инвестировала лишь 16% от плана –185 млн. руб.». Соответственно, и строительство железной дороги, которая «была привязана к освоению только Элегестинского месторождения», тоже не двигалось. «Инвестиционный паспорт проекта был одобрен правительством России еще в декабре 2007 года. Стройку предполагалось начать в 2009-2010 годах, а в конце 2013 года – запустить дорогу». Но воз и ныне там.
Стоимость строительства всё время росла. Сначала речь шла о 54 млрд. рублей, затем – о 98 млрд. рублей. Но реализация проекта затянулась. Даже предложение правительства оплатить половину хорошо надутой стоимости не приводило потенциальных инвесторов в восторг. Они требовали больше. И вот Путин пошёл им навстречу, в результате после трудного торга с олигархами «стоимость обновленного железнодорожного проекта оценивается уже в 130 млрд. рублей».
Куш медленно, но верно приближается к 80 млрд. Хватит ли этого олигархам, чтобы начать работы – посмотрим. Но, похоже, наш прогноз, что к окончанию строительства оно «потянет» на все 150 млрд. чтобы «олигархи-строители» могли на нём заработать сотню миллиардов, сбывается. Все прямо как по Марксу.