ОБЗОР ПРЕССЫ |
ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
Так уж сложилось в постсоветской Туве, что никаких праздничных мероприятий, приуроченных к дате вхождения Тувы в состав СССР, не проводится. И этот год 65-летия вхождения не стал исключением. Оно и понятно – главный идеолог нынешнего тувинского правительства Бичелдей, в девяностых годах, возглавляя парламент Тувы, вообще подвергал сомнению легитимность этого шага. Мол, всенародного референдума в Туве не проводилось, а Малый Хурал на подобное решение полномочий не имел.
Но если раньше власти Тувы, не особенно радуясь событию, под него пробивали в Кремле кое-какое финансирование и под сурдинку где-то что-то ремонтировали, то нынешнее правительство не удосужилось сделать и этого. И 65-летие вхождения Тувы в состав СССР в республике прошло незамеченным.
Глава правительства Ш.Кара-оол объяснил это так: «Круглые даты», по словам Президента страны Медведева, «имеют скорее символическое, чем практическое значение». Эти слова вполне созвучны нашему празднику». И в этом ничего неожиданного нет. Странно другое: правительство, главной целью которого является ускорение осуществления процесса поглощение Тувы Красноярским краем, не смогло воспользоваться моментом «для демонстрации преимуществ совместного ведения хозяйства Тувы с братскими народами Хакасии и Красноярья». Кара-оол лишь сообщил: «Основной точкой экономического роста Тувы, локомотивом ее развития станет строительство железной дороги и освоение минерально-сырьевых ресурсов. Реализация этих проектов «потянет» за собой оживление экономики, общее повышение уровня жизни населения». И вот тогда «Тува на равных вольется в экономику страны и займёт в ней достойное место». Что, видимо, следует расценивать, что 65 лет советской и постсоветской Тувы не хватило, чтобы она могла «влиться в экономику страны» и «занять в ней достойное место».
А повод похвастаться достижениями был действительно хорош...
КТО В ТУВЕ КОМПРОМЕТИРУЕТ ФЕДЕРАЛЬНУЮ ВЛАСТЬ?
Советник Главы правительства РТ попытался проанализировать цели, задачи и методы деятельности тувинской оппозиции. После достаточно замысловатых псевдонаучных исследований советник пришел к выводу, что главным ориентиром в политических исследованиях в Туве является отношение различных политических сил к бывшему руководителю ТНР, Тувинской автономной области и Тув. АССР С.Тока. Называя его тувинским Сталиным, автор, тем не менее, обходит стороной проведенные репрессии и методы строительства коммунизма на костях зеков.
Переходя от истории к реалиям, автор касается тувинской оппозиции и вынужденно признает: «тувинская оппозиция присягает на верность идеологии действующей власти». Она «постоянно пытается убедить общественность в том, что именно оппозиционеры в Туве являются верными «путинцами» или «медведистами».
И с этим невозможно не согласиться. Откровенно криминальная деятельность отдельных членов тувинского правительства, которым, по оценке автора не присущи такие черты характера, как «личная скромность, отсутствие стремления к материальным благам, идейность, требовательность и жесткость к себе и к другим», подрывает авторитет лидеров страны, которые невольно становятся сопричастными к тем преступлениям, что они совершают. Мало того: проправительственное меньшинство в тувинском парламенте в угоду местному правительству дружно проигнорировало голосование в поддержку инициатив Президента России Медведева по внесению изменений в Конституцию станы, а затем провалило голосование по созданию Конституционной комиссии для продвижения конституционного процесса в республике, на чем настаивает Кремль.
В такой ситуации даже не отличающийся правдивостью советник Главы республики вынужден признать: оппозиция Ш.Кара-оолу в республике гораздо ближе своими взглядами, а главное – действиями – к лидерам России Путину и Медведеву, чем чиновничество Тувы, собравшееся под крышей исполнительной власти. И даже «беглый взгляд позволяет сделать однозначный вывод: идеологически действующая власть и публичная оппозиция абсолютно тождественны». А разница состоит в «критике хозяйственной деятельности исполнительной власти, коррупции и т.п.». «Оппозиционеры говорят: нынешняя власть плохо реализует курс Путина-Медведева. Мы тоже самое будем делать, только хорошо».
И это понятно: хуже хозяйствовать, чем это делает правительство Кара-оола, вряд ли возможно. Похоже, он своей деятельностью демонстрирует возможность пяти ошибок в слове из четырех букв. Все, к чему он прикасается, как по мановению злого колдуна, превращается в труху. Достаточно вспомнить ситуацию с «прямым» авиасообщением Кызыла с Москвой и сибирскими городами, строительство водочной линии или реконструкцию птицефабрики – кругом развал и бесперспективность.
А если к этому прибавить бесплатное благоустройство начальственных коттеджей на Серебрянке, контрабанду мяса через монгольскую границу, неуплату налогов с поджогом бухгалтерии, криминальные разборки с горами трупов по переделу сфер криминального влияния и откровенный бандитизм в боулинг-клубе будущего первого лица республики, то становится очевидным, кто в республике подрывает авторитет федеральной власти. Поскольку Ш.Кара-оол не устает публично повторять: все, что он делает, санкционировано Шойгу, Путиным, Медведевым.
ЖУЛИКОВ ЗАЧИСЛИЛИ В ПЕРЕДОВИКИ
Правительственная газета сообщила, что в 2009 году площади посевных в Туве вновь сократились в сравнении с прошлым годом – с 13,8 тыс. га до 12 тыс. га. Соответственно «Получено 12 тысяч тонн зерна против 12,4 тысячи тонн в 2008 году».
Впрочем, правительство видит проблемы снижения урожая не столько в сокращении посевных площадей, которые за 3 года сократились почти вдвое, сколько в другом, сопровождающим наше сельское хозяйство бедствии: «Основная причина недобора урожая – сложные погодно-климатические условия».
При этом развал тувинского сельского хозяйства можно проследить на одном примере: говоря об успехах в заготовке кормов, газета сообщает: «По итогам месячника по заготовке кормов, который был объявлен Минсельхозпродом РТ, на первое место вышло ООО «Туранское» Пий-Хемского района». И это притом, что оно было создано уже после окончания заготовки кормов и отчиталось тем сеном, что было заготовлено работниками СПК «Нива». И лишь присвоило то, что было выращено другими. А заодно новое руководство ООО «Туранское» во главе с Лопато в сговоре с руководством Минсельхоза Тувы также незаконно присвоило субсидии и дотации, выделенные государством для СПК «Нива».
ВЕТЕРАН ВСПОМНИЛ ПРОШЛОЕ И УМОЛЧАЛ СОБСТВЕННЫЕ ПРОМАХИ
Газета вдруг вспомнила о ветеране строительного комплекса Иване Остапце и спросила его о том, как строителям жилось раньше и как живется сейчас. Ответ оказался не в пользу сегодняшней власти.
«Кавалер двух орденов «Знак почета», ордена Республики Тыва, заслуженный строитель Тувинской АССР по-прежнему занимается строительством». Приехал он «в Туву в 1964 году в составе группы из 37 специалистов». «Работал в тресте «Тувинстрой», затем перешел в СУ «Кызылстрой». В то время «каждый месяц сдавали но одному 80- или 100-квартирному дому, при этом практически ежегодно сдавали детский сад или школу». «Темпы строительства наращивались очень мощно, и к 2000 году могли обеспечить каждую семью жильем. Но... не успели, перестройка началась».
Правда, к самой стройке Остапец имел косвенное отношение, отработав в отрасли только 10 лет: «я в 1974 году был переведен в обком КПСС завотделом по строительству». Видимо, поэтому среди людей, внесших серьезный вклад в развитие строительного комплекса республики, он называет тех чиновников, кто «отметился» работой в Обкоме КПСС, Верховном Совете Тувы и Совмине: «Ч.-Д.Б.Ондар, В.Е.Серяков, Г.Н.Долгополов... до сих пор плодами их трудов жива республика», забыв тех, кто работал на стройплощадках и руководил трестами и управлениями. К примеру, Остапец умудрился «забыть» И.К.Гнездилова, который руководил трестом «Тувинстрой» в 1985-87 годах. А ведь именно при нем трест нарастил объемы работ и впервые в своей истории выполнил государственный план, запустил Домостроительный комбинат, освоил новую серию крупнопанельных домов, после чего ДСК под руководством А.Антонова начал строить и сдавать жилые дома с неведомой до того скоростью.
Впрочем, наверное, строительный комплекс не стал бы так стремительно разваливаться, если бы Остапец в компании с зампредом правительства Болбатом и секретарем Обкома Ванжой в 1987 году не «выдавили» из республики Гнездилова. Это они развалили набирающий мощь трест, «распотрошив» самый работоспособный за время существования треста коллектив и создав на его базе нежизнеспособное ТСО «Тувастрой», которое сначала возглавил, а затем и привел к полному упадку этот самый И.Остапец. Тем самым, похоронив стройку не только в Кызыле, но заодно в Шагонаре и Ак-Довураке. Об этом, конечно, интервьюируемый не сказал ни слова, хотя к началу развала строительного комплекса республики он имеет самое непосредственное отношение.
Сам он оказался настолько беспомощным руководителем, что не смог даже сохранить в составе ТСО строительную базу уникального отделочного управления СУ-48, в которое вынужден был прийти главным инженером после развала ТСО. И теперь стенает: «Обидно, что полностью разорили базу «СУ-48», я сейчас отстаиваю некоторые объекты в суде, ведь база создавалась за счет строительной организации; несмотря на это, все забрали, гонят».
Впрочем, не обошлось и без общей оценки сегодняшнего состояния строительной отрасли в Туве, с которой трудно не согласиться: «Обидно за то, что творится сейчас с капитальным строительством. Отрасль разваливается, на стройках – безграмотность, отсутствие квалификации. А ведь общеизвестно: если нет в регионе капитального строительства, оно не развивается». «Чтобы сдвинуть, нужны деньги и четкое планирование, видение перспективы», – говорит Остапец. «На глазах отрасль разваливается – душа болит», – с болью заканчивает интервью ветеран.
ПОХВАЛЬБА ГЛУПОГО ПЕТУШКА
Начальник тувинского автодора С.Санаа заявил: «На федеральной дороге не должно быть выбоин». Жаль, конечно, что его ведомство не следует подобным мыслям и курируемая им дорога М54 является одной из самых худших в Сибири. Как он умудряется в год «осваивать» более миллиарда рублей капвложений фактически без улучшения качества дороги, так и осталось огромной тайной.
Видимо, воровство в его ведомстве бьет все рекорды России. И при этом он умудряется сообщать газете: «мы постоянно проводим ямочный и капитальный ремонт отдельных участков, следим за состоянием дорожных знаков, два раза в год подновляем дорожную разметку, по необходимости меняем барьерные ограждения». Видимо, имея в виду то, что оплачивается, хотя и не выполняется. Ему, наверное, следовало бы хоть изредка бывать на подведомственной трассе. Тогда бы он постеснялся делать заявления типа: «что наша дорога не хуже, а местами даже лучше других».
Может быть, тогда он узнал бы, что даже во время первого большого снегопада 16-17 октября т.г. на большинстве участков трассы не было ни снегоуборочных машин, ни грейдеров, ни разбрасывателей песка. Дорогу во многих местах перегородили упавшие деревья, которые вместо дорожников убирали водители проезжавших автомашин. На опасных участках дорога, как и в прошлую зиму, посыпана не песком, а углем проезжающих углевозов. Дорожные знаки повсеместно загнуты еще прошлой зимой, и некому их поправить, а о разметке никто уже и не мечтает. В целом вся М54 находится в плачевном состоянии, а уж участки от Танзыбея до Арадана и от Турана до Кызыла в большинстве своем просто ужасны. И потому заявление типа «трасса становится удобнее и безопаснее, ее общее состояние улучшается» выглядит нелепо и издевательски. Видимо, у не страдающего трезвостью начальника не все в порядке с головой после банкетов на трассе.
НЕСВЯЗАННАЯ ГЛУПОСТЬ
Не мог обойти стороной День дорожника и министр разрушенного дорожно-транспортного комплекса и отвратительной связи РТ О.Саая. Не имея за собой никаких достижений, кроме развала и разрухи, министр в числе успехов заявляет: «Наладили водное сообщение с Тоджей», как будто до него этого сообщения не было.
Не имея возможности отчитаться о достигнутом, Саая сообщает, что он разрабатывает «рейс «Кызыл – Сочи». И это невзирая на то, что даже «рейсы в Абакан оказались нерентабельными».
Впрочем, три года бездействия министра не пропали даром: «Министерством подготовлен проект программы по развитию связи в республике».
Что же касается работы общественного транспорта в столице, то министр заявляет: «выдавливание» «газелистов» с рынка пассажиро-перевозок города – лишь вопрос времени. 20-30 автобусов решат проблему пассажироперевозок». При этом о степени интеллектуального развития чиновника можно судить по заявлению: «У водителей «ГАЗелей» на первом месте выручка. Такое отношение – следствие малого опыта вождения». Интересно, как он нашел связь между опытом вождения и желанием заработать и почему у водителей автобусов не будет интереса в доходах. Видимо, министр просто спорол чушь.
КАК УДЕРЖАТЬ ВЛАСТЬ
Газета рассказала, как ЕР в 65 регионах «делала выборы» 11 октября. Для начала она отменила порог явки для признания выборов состоявшимися. Затем, не ограничившись отказом в регистрации независимых кандидатов, приняла меры, чтобы к избирательным урнам пришли только те, кого ЕР контролирует – чиновничество. Остальных пришлось запугать. В том числе и «опасностью заразиться на избирательных участках свиным гриппом».
«Появились фальшивые объявления от ДЕЗов, в которых избирателей пытались запугать и заставить 11 октября сидеть дома. Листовки информировали избирателей, что «11 октября с 10.00 до 19.00 Вам необходимо находиться дома». Далее следовали страшилки про «прорывы труб», «начало отопительного сезона» и завершался текст прямым внушением «не покидать своих квартир». Тех, кто не поверил сразу, добивали угрозой: «В связи с опасностью затопления квартир представители Мосгаза, МЧС и ДЕЗ будут вынуждены вскрывать квартиры, в которых отсутствуют жильцы». «Управления здравоохранения» пугали свиным гриппом».
Результат оказался на высоте: в Москве, к примеру, из 35 депутатов 32 будут представлять ЕР и только 3 – КПРФ. Остальные «угорели».