С ПРЕЖНИМ ЗАДОРОМ К НОВЫМ ВЕРШИНАМ
Отдохнув после каникул, депутаты Законодательной палаты Великого Хурала собрались на первое заседание нового парламентского семестра. Еще летом многие ожидали тяжелой политической осени: дискуссии по конституционной реформе, бюджетных страстей на тему секвестра, поведение нового спикера ЗП, действий прежнего спикера, ушедшего в добровольную отставку и так далее.
Но пока признаков политического обострения не наблюдается. Первое заседание, так нелюбимой Кара-оолом Законодательной палаты, прошло достаточно мирно. Отзвучали гимны, поздравления с прошедшими днями рождений депутатов, после чего слово взял инспектор А.Попов, который, правда, ничего нового депутатам не сказал.
СТРАННЫЙ ДЕМАРШ
Начав с программного выступления Президента Медведева и повторив, что сегодняшняя Россия имеет неэффективную экономику, полусоветскую социальную сферу и коррумпированное чиновничество, он перешел к тувинской действительности. Основной лейтмотив его выступления выглядит примерно так: необходимо достойно провести отопительный сезон, беречь электроэнергию в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, постараться выполнить все бюджетные обязательства, чиновникам – быть скромнее в своих желаниях, искать компромиссы на политическом поле и повысить эффективность своей работы.
Надо сказать, дежурные фразы не нашли отклика в зале – все ждали, что Попов скажет что-нибудь серьезное и существенное. И тут федеральный чиновник немного удивил, сказав: конечно, никто функции контроля за деятельностью правительства у парламента не отнимал, но все же, если и браться за контроль, то «следует начинать с себя».
К счастью, галиматью никто всерьез не воспринял и потому не поинтересовался, что имел в виду Попов. Он, видимо, и сам не понял, что выступил против нововведений Российского Президента, законодательно утвердившего контроль парламента над правительством не только на региональном, но и федеральном уровне. Наверное, поэтому Попов сходил с трибуны и шел на свое место не под аплодисменты, а при гробовом молчании депутатов.
К 40 вопросам повестки заседания депутат Д.Ооржак добавил один вопрос – изменение в закон, определяющий размер компенсаций затрат депутатов Палаты представителей. Ранее он измерялся в МРОТах, равен был 11,5 тыс. рублей в месяц и индексировался в соответствии с инфляцией одновременно с «минималкой». Правительство РТ целый год боролось за то, чтобы вернуть размер «депутатских» к сумме в 5,5 тыс. рублей и заморозить на этом уровне, но это ему не удалось. Тогда вице-премьер Тен пригрозил вообще отменить «депутатские» выплаты в суде. В конце концов, с помощью прокуратуры это ему удалось, но депутаты ЗП быстро восстановили справедливость, введя изменения в закон, и теперь депутаты ПП снова смогут получать ежемесячные возмещения в 11,5 тыс. рублей.
КАБИНЕТ СМЕНИТЬ ПОЗВОЛИЛИ, А ВОТ СТАТУС – НЕТ
Попробовал воспользоваться инициативой Д.Ооржака и спикер ЗП В.Вальков, под сурдинку «протолкнув» в повестку дня вопрос о восстановлении в должности председателя Комитета по общественной безопасности В.Бартына-Сады.
Удивительное во всех отношениях решение суда продолжает давать надежду отстраненному депутату, и он уже было возрадовался своему возвращению в кресло председателя комитета, но вынужден был разочароваться: «За» проголосовали только 14 его коллег при необходимых 17. Так что многозначительная смена кабинета депутата оказалась только бегством от туалета и не прибавила Бартына-Саде статуса.
Вообще, следует отметить сложное положение этого депутата. Так уж сложилось, что любое предложение этого крайне агрессивного и чрезвычайно активного народного избранника встречается «в штыки». Вот и в этот раз, когда он предложил включить в согласительную комиссию А.Оюн, депутаты дружно проголосовали «против», хотя она вряд ли там испортила бы погоду.
ПРОВЕРКА БОЛЬШИНСТВА НА ПРОЧНОСТЬ
Голосование по внесению поправок в Регламент Законодательной палаты показало, что устоявшееся большинство – 17 голосов – по-прежнему не принадлежит Кара-оолу, несмотря на то, что В. Оюн несколько отошел от дел парламента.
Регламент своей работы депутаты «прошерстили» на предмет удаления коррупционных признаков, при этом, постарались удовлетворить все требования прокуратуры. Пакет поправок разрабатывала рабочая группа во главе с председателем Комитета по конституционно-правовой политике В.Кысыгбай.
В большинстве своем криминальное меньшинство под разным видом пыталось заблокировать изменения в Регламент. Но грамотно выразить и документально оформить свои поправки они не удосужились. Более того: оказалось, что часть «меньшевиков» не знакома не только с отдельными положениями Регламента, но и не читала Протест прокуратуры на него. В очередной раз все свелось к выкрикам с места.
Дикая Роза, приводя пример увольнения ее с должности руководителя комитета, в порыве протестного настроения, предложила ввести в Регламент систему оценки эффективности работы комитетов. Правда, ничего конкретного сказать не смогла. Самойленко вообще не смогла сформулировать предложение. А, как обычно, активный Бартына-Сады высказал неудовольствие уточнением процедуры тайного голосования палаты. Выслушав эмоции депутатов-меньшивиков, (подпитанные оскорбленными чувствами Ю.Кара-оола, в свое время также лишенного поста председателя Комитета по Регламенту), большинство предпочло утвердить предложение В.Кысыгбай. Для этого палате хватило голосов даже в отсутствие депутатов Оюна и Сафрина.
НА БОРЬБУ С КОРРУПЦИЕЙ У ВЛАСТИ НЕТ НИ СИЛ, НИ АЗАРТА
Несколько оживил заседание вопрос борьбы с коррупцией. Как известно, еще весной парламент принял закон «О противодействии с коррупцией», но премьер Кара-оол, как и следовало ожидать, подписать его отказался. И закон вернулся в ЗП для голосования по преодолению премьерского вето.
Конечно, особых надежд на это голосование никто не возлагал – для преодоления вето необходимо 22 голоса, а проправительственное коррупционное меньшинство, как черт ладана, боится парламентского контроля за деятельностью вороватого правительства, с рук которого кормится, поправляя свое финансовое положение. Но интересна была официальная позиция правительства. Действительно, как можно объяснить барабанную дробь об отважной борьбе нашего правительства с этим злом, по которой мы чуть ли не самые первые в России, и отказ премьера подписать закон, по которому этих самых коррупционеров можно было бы «прижать».
Позицию Кара-оола разъяснил его представитель Очур, который заявил, что в целом, конечно, закон замечательный, но, по его мнению, «процесс борьбы с коррупцией в стране только начался и до конца не отработан». Впрочем, затем он все же «сдал» своего патрона, признавшись: «председателя правительства не устроила норма представительства в комиссии по противодействию коррупции, и он хотел бы самостоятельно определять количественный и персональный состав комиссии и сам мог бы назначать членов комиссии». На что живо откликнулась депутат З.Сат: «как известно, воруют у нас как раз в исполнительных органах власти» и такое требование говорит только о том, что «Кара-оол, видимо, хотел бы сам себя контролировать». Но это уже не борьба с коррупцией, а, скорее, – ее прикрытие.
Символично было отношение к закону и со стороны федеральных чиновников, присутствовавших в зале. Многоречивый федеральный инспектор, перед заседанием с азартом напутствовавший депутатов на борьбу с зажиревшим и заворовавшимся чиновничеством, так и не набрался смелости вступиться за закон о противодействии коррупции, скромно отсидев заседание, как службу в церкви. Глядя на него, и прокурор остался безучастным. Голосование по этому вопросу показало, что уже и у части депутатов-«большевиков» возникли сомнения в отношении целесообразности борьбы с коррупцией – голосование набрало только 15 голосов «За»...
ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЁТ... И ДИСЦИПЛИНУ
Все остальные вопросы прошли без особенных споров, в том числе в первом чтении были утверждены поправки в текущий бюджет республики. Социальную сферу эти поправки не затронули, но отнестись к ним необходимо внимательно. На фоне будущего бюджетного дефицита в 382 млн. рублей на социальные выплаты, в республике наблюдается неосвоение запланированных на определенные цели бюджетных средств.
Как сообщает пресс-служба Закпалаты, согласно предлагаемым правительством поправкам подвергнутся изменениям статьи республиканской целевой программы «Модернизация транспортной системы РТ на 2009-2010 годы» на общую сумму 8,9 млн. рублей. Так, со строительства автодороги «Бояровка – Тора-Хем» (27 км – 32 км), которую, по всем прогнозам, уже не успеют начать в этом году, снимается 1,5 млн. рублей. Снимаются из-за полученной экономии деньги в размере 3,2 млн. рублей со строительства подъездного пути к озеру Дус-Холь, с объекта «Мостовой переход через р. Торгалыг на автодороге Кызыл–Ак-Довурак – 6,9 млн. Вместе с тем часть этих средств – 3,1 млн. рублей направляется на строительство мостового перехода через р. Чааты «Подъезд к с.Торгалыг».
Общая сумма исключенного гарантирования (то есть, не использованных средств) составила 83 млн. рублей. Часть этих средств – 3 млн. рублей – перенаправляются на увеличение суммы гарантирования по направлению «развитие топливно-энергетического комплекса с целью реконструкции и развития электросетевого комплекса. На 25млн. рублей увеличивается сумма гарантии по направлению «развитие сельскохозяйственного производства» с целью приобретения оборудования по переработке дикоросов. Так что теперь правительству будет на что финансировать убыточное производство водки на ГУП «Чагытай».
Таким образом, картина не особенно радостная: выделенные на производство бюджетные средства плохо осваиваются, а на социалку денег не хватает.
КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА: ТУПИК В КУБЕ
Что касается политической атмосферы, то она довольно туманная, что чувствовалось и на заседании сессии. По всей вероятности, запрыгнуть в «последнюю электричку» конституционной реформы политикам не удается и процесс кастрации двухпалатного парламента к очередным выборам 2010 года не состоится. Что, собственно, и прогнозировалось в нашей газете еще в первой половине года.
Ш.Кара-оол – не та фигура, которая в состоянии обеспечить выполнение непростого задания Кремля по минимизации народного представительства в парламенте. К тому же старт конституционного процесса и проведение референдума по изменению Конституции Тувы неминуемо приведет к необходимости продления полномочий сегодняшнего парламента на полгода. Но даже одна мысль об этом бросает Кара-оола и его рать в холодный пот.
Однако, снятие с повестки этого вопроса вовсе не означает политической тишины. Впереди – осень 2010 года, очередные выборы депутатов Великого Хурала, и теперь уже очевидно – в две палаты. Вопросы: «Кто с кем и под каким флагом?» уже вовсю будоражат умы ведущих политиков республики. С одной стороны, это сплачивает команды, а с другой, должно неминуемо привести к ожесточению позиций.
Наш корр.