A- | A | A+ 12pt | №35, 4 октября 2002 года («РИСК») |
Л.С.НОВИКОВА: "Сердце отдаю детям..."
Лидия Сергеевна Новикова - одна из старейшин образования нашей республики, проработавшая в должности директора без малого 30 лет. Она возглавляла и знаменитую в свое время школу №7 и Сосновскую среднюю школу, куда приезжали молодые учителя со всей страны, чтобы молодежным комсомольским отрядом, своим примером учить ребятишек доброму и светлому. Лидия Сергеевна проработала в школе почти полвека. Она помнит и любит всех своих учеников и считает, что без учеников учитель ничего не значит.
И сегодня, в преддверие Дня учителя, мы беседуем с Лидией Сергеевной о воспитании подрастающего поколения, о жизни школы вчера и сегодня и о будущем нашего родного города.
- Лидия Сергеевна, с высоты своего преподавательского опыта оцените сегодняшних учителей.
- Сегодняшним учителям я, в какой-то степени, даже завидую. Им предоставлена свобода творчества: сами выбирают программы обучения, учебники, методику. А нас в свое время ограничивали, мы были закомплексованы идеологией. До смешного доходило: присутствующий на уроке представитель ГорОНО или министерства вдруг замечал: "Хороший урок, но где идейная подоплека? Вот Володя Ульянов на этот вопрос не так бы ответил". Тогда ведь нам всем полагалось быть идейными, особенно учителям.
- Однако не каждый может стать настоящим учителем. Что необходимо для этого?
- Учительским горением не всякий воспылает, а только тот, кто имеет призвание. Тут уж одно из двух - либо учитель в школе, либо казенный человек, который пришел, провел урок и ушел. А настоящий педагог в школе с учениками, дома с семьей - об учениках. Часто на этой почве возникают семейные ссоры, разногласия, но без заботы о детях, о своих подопечных нельзя, в этом весь смысл жизни учителя.
- Вы следите за жизнью сегодняшней школы?
- Хотя я мало общаюсь с сегодняшними учителями, но о жизни школы, так или иначе, знаю. Мне нравится, как организована школа сегодня. Преподаватель литературы туранской школы Ю.Н. Некрасов создал учебник культуры. Это творческий человек, его уроки столько нового дают ученикам! Кызылская школа-гимназия №5 очень серьезно работает по вопросам экологии. Каждый педагогический коллектив определяет для себя направление (вот мы в свое время работали по Ленину). И там, где учитель - человек творческий, он обязательно сумеет заинтересовать детей, чтобы они учились с удовольствием.
- Лидия Сергеевна, а как же нынешние проблемы учителей, маленькие зарплаты начинающих преподавателей? Да и ученик теперь совсем не тот, что 10-20 лет назад.
- И сейчас много хороших учителей. Не может настоящий учитель избежать возможности творить. Но порой он связан по рукам, его еще в большей степени, чем прежде, ограничивает быт. Учителю надо содержать дом, одеть, обуть, накормить детей, им в школу на питание и на проезд денег дать. Из чего? Если бы учителю сегодня платили столько, сколько он заслуживает, он бы горы свернул.
А детей сегодня нельзя бросать на произвол судьбы, это наше будущее. Кто же за нами? Что видят сегодня дети, если многие живут в нужде, если они идут на улицы, чтобы не просто повеселиться, погулять, а провоцируют драки, воруют, прибирают к рукам то, что плохо лежит. Дети-алкоголики, наркоманы, это же, страшно подумать, что творится!
Раньше, если вдруг мой ученик попадал в вытрезвитель, я его сама шла выкупать, чтобы ему, прежде всего, передо мной стыдно было за то, что своим поступком школу опозорил. Но тогда и время было другое, а кто сегодня удивляется, если ученик появится на уроке пьяным? Такова окружающая среда - что дети видят, тому и учатся.
И наоборот, очень мне импонируют семьи с правильной организацией воспитания детей. Дети хотят учиться, трезво смотрят на жизнь, понимают, что только человек с образованием может самореализоваться, получить специальность, которая даст возможность выжить в этом сумасшедшем мире. У меня три внука. Старший, Сергей, закончил Юридическую академию в Москве, работает там в налоговой полиции. Миша, второй внук, тоже поступил в эту академию, но он более склонен к информатике. Младший, Саша, учится в 11 классе, тоже собирается получить высшее образование, утвердиться в каком-либо деле.
Без этого выжить просто невозможно. Или будешь ты на побегушках, или станешь заниматься любимым делом, жить как хочется, как нравится. Надо любить себя, чувства самоуважения, самосознания, самореализации - это все от самого человека зависит. Поэтому, наверное, он и человек.
- А кто из ваших учеников стал настоящим человеком, кто пошел по вашим стопам и стал действительно творческим учителем?
- Большинство моих учеников люди думающие, они многого достигли. Марина Фирсова стала предпринимателем, но ко всему у нее творческий подход. Умница, от нее можно было (в хорошем смысле) ожидать чего угодно. Она всем ученикам дарила чувство радости. Как-то при встрече я спросила, удовлетворяет ли ее нынешняя работа. Ответ мне запомнился: "Меня больше бы удовлетворяла работа, если бы дали возможность творить".
Часто вспоминаю я Иру Антышеву, она была секретарем комитета комсомола школы, помню и нынешнего директора школы №5 Ирину Самойленко. Они такими и росли, честными, целеустремленными, воспитывали в себе добрые качества: дисциплинированность, уважительность, добросовестность. Где бы они ни оказались, они всегда на своем месте.
Зину Дехтяр (ее девичья фамилия Мочалова) помню со школьной скамьи. Эта девчонка с косичками училась хорошо, ровно, тревог по ее поводу у преподавателей никогда не было. Зину особо интересовали гуманитарные предметы, а ее преподавательница литературы Валентина Митрофановна Оськина была и сама влюблена в свой предмет, и детям эту любовь прививала. Очень эмоциональна, с ней не соскучишься, ее уроки отличались живостью, были очень занимательны. Я считаю, что на Зину все это оказало определенное влияние. Я даже при встрече у взрослой Зины замечала некоторые манеры Валентины Митрофановны, ведь частое общение накладывает определенный отпечаток. Тем более что литература была любимым Зининым предметом, но, в отличие от других, внешне это она не выражала. У нее внутреннее горение. Улыбалась - одолжение тебе делала. Она с детства молчаливая, но знающая. Все эмоции у нее внутри, они проявлялись только при определенных обстоятельствах. Чаще молчала, но если что-то говорила, прямо в точку попадала.
Тогда на заседаниях комитета комсомола кого-то разбирали, решали различные вопросы, возникало много споров. А я сидела и ждала, что Зина скажет? И когда она, наконец, высказывала свое мнение, все вдруг понимали, что именно ее слова наиболее верные. И я этому ничуть не удивлялась.
Вот такой школьницей я помню Зину Дехтяр.
- Тогда вы думали, что Зинаида Васильевна станет преподавателем, известным всей стране?
- Когда ученики проходят перед твоими глазами, задаешься вопросом: кем они будут? Зину я именно учителем не представляла. Она относится к той категории людей (какой бы профессии они не отдали предпочтение), в чьих руках спорится любое дело. Она была бы столь же замечательным инженером, врачом или юристом, каким стала учителем. Она творит!
Еще одно замечательное качество Зины - она превзошла своих учителей. Я бы не смогла сделать то, что сделала она для педагогики. Потому что она от природы творец, Зина день и ночь думает о школе, о своем деле, о том, что даст ученикам завтра. Я бы хотела попасть к ней на урок и узнать, что значит быть современным, творческим, умным педагогом, безумно влюбленным в свое дело.
Я наблюдала за ее выступлением во время телевизионного "Круглого стола", посвященного началу учебного года. На все вопросы она отвечала четко и понятно, без лишних слов, но грамотно и аргументировано.
- Зинаида Васильевна баллотируется в мэры Кызыла. Вы поддерживаете в этом одну из своих лучших учениц?
- Безусловно. Но мне обидно, что другие кандидаты не видят в Зине конкурента, не понимают того, что она может сделать. Если ее выберут мэром, у нее все получится. Она потому и баллотируется, что хочет изменить саму жизнь, у нее есть и желание, и возможность, она видит людей перед собой, видит каждого. Будь Зина мэром, она бы жила нуждами и заботами горожан, как живет сейчас заботами своих учеников.
- В канун Дня учителя что бы вы пожелали всем ученикам, родителям и учителям нашего города?
- Тут надо хорошенько подумать.
Ребятам надо самым серьезным образом задуматься об учебе, без этого не самореализуешься, не найдешь место в жизни, не выживешь. Сейчас ведь так легко свернуть с правильного пути, который не делает человека счастливым.
Родителям я бы пожелала больше внимания уделять семье, дому, детям. И при всей занятости надо, чтобы дети жили заботами семьи. Необходимо уважать мнение детей, не притеснять их.
А учителям желаю, чтобы любили школу и детей, которых вам доверили, старайтесь, осуществляйте творческий подход в образовании и воспитании. Сегодня очень мало уделяется внимания нравственному воспитанию. А этот стержень у каждого ребенка должен быть прочным, именно на него "нанизываются" все другие добродетели.
Только в единстве школы, семьи и общества мы сможем выжить и воспитать людей, достойных изменить нашу жизнь к лучшему, добиться того, чтобы жить нормальной человеческой жизнью.
risk-inform.ru/text/35/novik.html |
(3149 раз прочитано) |