A- | A | A+ 12pt | №30, 4 сентября 2002 года («РИСК») |
Отвечаем |
КОММЕНТАРИЙ К КОММЕНТАРИЮ
В "Центр Азии" Ирина Качан дает очередной обзор республиканской прессы. Я давно обратил внимание на то, что она дает обзор прессы и публикаций авторов как-то избирательно, то есть не все газеты и авторы удостаиваются ее высокого внимания. Например, она почему-то в упор не видит публикации в городской газете "Столица", иногда "пропускает случайно" и интересные публикации газет "Риск-Информ", "Плюс-Информ", "Вести", и других. Главное - всегда в центре внимания правительственная "Тувинская правда". Это, видимо, зависит то ли от ее настроения, то ли от установки редактора и от того, с какой ноги она встала. Я уж не говорю о республиканских газетах и материалах на тувинском языке, хотя по этому случаю финансируемой из городского бюджета газете можно было бы нанять и переводчика. Как говорится, "назвался груздем, полезай в кузов". Пользуясь случаем, предлагаю ей свои услуги переводчика. Но на этот раз удостоился высокого внимания не столько газета "Риск-Информ", сколько моя скромная персона. И. Качан высокомерно с менторским тоном пишет про меня: "Сначала его представляют политологом, а потом - социологом. Не исключено, что, по мнению редакции, это одно и то же. Хотя можно было бы предполагать, что на такую тему интереснее будут комментарии религиоведа".
Как говорится, И. Качан предполагает, а В. Багай-оол располагает. Но где же Ваши религиоведы? Что-то я их не замечаю. А потом запомните, г-жа Качан: нет серьезной политологии без социологии. Так что редакция в этом вопросе права. Не имею чести знать, какое учебное заведение Вы заканчивали, может быть, библиотечный (чуть было не сказал кулинарный) техникум или же институт культуры? Я, в отличие от Вас, изучал философию, социально-политические учения, религию и социологию на философском факультете Санкт-Петербургского Госуниверситета и аспирантуре Московского педуниверситета имени Н.К. Крупской. Так что, как видите, я имею право комментировать религиозные отношения в Туве.
А теперь вернемся к Вашей оценке моей скромной персоны: "Автор явно не вполне владеет ситуацией". Вот так, походя, Вы пинаете человека и даете оценку. Стало быть, Вы подвергаете сомнению мою профессиональную пригодность и компетентность? Так можно дойти и до судебных инстанций, где Вам будет предоставлена возможность доказать свои профпригодность и компетентность. Далее: "...Он говорит об игумене кызыльской Троицкой церкви отце Алексии, хотя тот уже несколько лет назад стал архимандритом. Между игуменом и архимандритом, согласитесь, есть разница". Согласен, есть разница. Но, когда я с ним беседовал на религиозные темы, Алексей Костриков был всего лишь игуменом. Это уже потом его повысили до Архимандрита. А теперь, как известно, уважаемый священнослужитель покинул пределы Тувы.
"Не вполне четко автор представляет себе и разницу между конфессиями. Он ничего не говорит о баптистах и пятидесятниках, которых у нас достаточно много, а южнокорейскую церковь "Сун Бок Ым" называет католической. Между тем, - умничает госпожа И. Качан, - все знают, что никакое течение протестантизма нельзя назвать католичеством (католицизмом, очевидно, в данном случае - В. Б.), и Папа (имеется в виду Папа Римский - В. Б.) не имеет никакого отношения к необычности, красочности, современному музыкальному оформлению", как характеризует службы этих конфессий В. Багай-оол. Весьма расплывчаты и неконкретны толкования "тоталитарных сект" и "зарубежной церкви".
Насчет КАТОЛИЦИЗМА и ПРОТЕСТАНТИЗМА вынужден разъяснить Вам лично, госпожа Качан, что до 16-17 века они (католицизм и протестантизм) составляли единое целое КАТОЛИЦИЗМ как одно из основных направлений ХРИСТИАНСТВА. Вы почему-то об этом забыли. ПРОТЕСТАНТИЗМ - общее название различных церковных направлений в христианстве, отколовшихся от католической церкви во время Реформации 16 века, а также возникший в более позднее время в результате отделения от главных протестантских церквей. Протестантизм возник как буржуазная разновидность христианства и являлся в 16-17 веках сильным орудием в руках революционной буржуазии в ее борьбе с феодализмом. Протестанты отрицали верховенство Римского Папы, монашество, большую часть таинств, догмат католической церкви о "спасении" верующих "добрыми делами", почитание святых, икон, обязательное безбрачие духовенства, большую часть католической символики и другое. В противоположность этому протестанты выдвигали требование создания национальной церкви (устранение пышных богослужений, характерных для католической церкви), выдвигали так называемый принцип "оправдания верой", а не "добрыми делами". Источником вероучения считали только "Священное писание", то есть Библию, отвергая "Священное предание" и т. д. и т. п. КАТОЛИЦИЗМ - одно из основных направлений в христианстве. В отличие от протестантизма источником своего вероучения признает не только "Священное писание", то есть Библию, но и "Священное предание", или "Традицию". При этом в "Священное предание" католицизм включает помимо древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских Соборов (как это, например, делает Православие) и решения последующих Церковных Соборов, Папские послания. Это способствует возвышению Папства, а также позволяет католической церкви более гибко приспосабливаться к меняющимся историческим условиям. Как видите, г-жа Качан, у католицизма и протестантизма исторически было и есть очень много общего. Тем более, современные непрекращающиеся попытки сблизить протестантизм с католицизмом (как в организационном отношении, так и в вопросах культа) показывают, что догматические различия между ними все более отходят на задний план. А что же касается зарубежной церкви из Южной Кореи "Сун Бок Ым" в Туве, то скажу следующее: я общался с южнокорейским пастором через переводчика (как Вы понимаете, я пока еще не изучил хотя бы разговорный корейский язык) и вполне возможны существенные ошибки переводчика. Но переводчик мне сказал конкретно, что "Сун Бок Ым" - это католическая церковь. А что же касается "необычности, красочности и современного музыкального оформления" проведения богослужений зарубежных церквей в Туве, то я сравнивал их в данном конкретном случае с нашими местными буддийскими, языческими и православными богослужениями, а не с богослужениями Римской Католической Церкви.
"Так же неопределенна характеристика и "ответственного чиновника правительства РТ по вопросам религии" Камбаа Биче-оола. Даже должность его указана как-то очень приблизительно. Непонятно, почему атеист. Если Камбаа Биче-оол действительно атеист (воинствующий безбожник), он не может заниматься вопросами религии".
А зачем Вам, г-жа Качан, точное название должности правительственного чиновника по вопросам религии? Это что, очень существенно для Вас? Тем более название должности постоянно меняется. Как говорится, не в этом суть. А Камбаа Биче-оол атеист, потому что он убежденный коммунист. Во всяком случае, был коммунистом и атеистом, таковым он себя называл и таким считал. Напоминаю Вам, И. Качан, что атеист - это человек безбожный, целенаправленно воздействующий на людей для формирования у них научно-материалистического мировоззрения, преодоления религиозных предрассудков. Но, несмотря на это, пусть он занимается религией. Я не против. Я вообще ничего не имею против лично Камбаа Биче-оола. Он очень милый человек. Но время покажет, как он справится с этой работой. А что же касается претензий И. Качан ко мне о том, что я якобы не уделил достаточно внимания баптистам, пятидесятникам, тоталитарным сектам и зарубежным церквям (видимо И. Качан очень не равнодушна к ним), то, как известно, газетная площадь имеет определенные границы. Невозможно, как говорится, объять необъятное. Уж если для И. Качан это столь важно, то она может для этого выделить место в газете "Центр Азии" или же прийти ко мне на консультации. Я ее просвещу. А если Вы полагаете, что я осветил не все, что было нужно, то, будучи человеком просвещенным в этих вопросах, займитесь этими вопросами сами. Обещаю: я Вас комментировать не буду.
И в заключении я хочу сказать вот о чем. Г-жа Качан, не надо считать себя универсалом и большим специалистом во всех областях. Я вот лично не пытаюсь давать советы в библиотечных делах, и не "лезу" в эти дебри. Об этих делах, видимо, хорошо знаете Вы, но помалкиваете. Очень жаль, что Вы, г-жа Качан, находясь в буквальном смысле в окружении многочисленных книг в Национальной библиотеке РТ, не удосужилась углубленно поинтересоваться некоторыми вопросами религии. И почему-то вдруг решили, что Вы большой специалист во всех областях человеческого познания. Как говорится, "если пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник...", что получится?..
С уважением, политолог, член Российского Философского общества
Владимир Багай-оол
risk-inform.ru/text/30/koment.html |
(4125 раз прочитано) |