A- | A | A+ 12pt | №28, 21 августа 2002 года («РИСК») |
Много религий хороших и разных |
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТУВЕ
Корр.: А что происходит внутри самих конфессий? Ведь все это как бы находится "за семью печатями"?
В.Б.: Совсем другое дело, когда речь идет о внутрицерковных противоречиях и конфликтах. Разумеется, это их внутреннее дело, и государство не имеет права вмешиваться в их дела, поскольку церковь отделена от государства. Мы стали невольными свидетелями конфликтов между шаманами и их отдельными группами. Дело дошло и до судебных инстанций и, прежде всего, по имущественным спорам. Это, как говорится, нонсенс. Раньше в старой Туве такие споры и разногласия по вопросам собственности решались полюбовно между шаманами, как говорится, "не вынося сор из избы". Есть проблемы и у наших буддистов, о чем свидетельствует недавняя конфликтная ситуация вокруг Камбы-Ламы республики, о чем сообщали почти все средства массовой информации не только нашей республики. Тува в очередной раз прославилась.
Корр.: Говорят бывший президент РТ Шериг-оол Ооржак отказался участвовать в инаугурации новоиспеченного "скандального" Камбы-Ламы РТ?
В.Б.: Да. Его действительно не было на инаугурации. Я считаю, что Шериг-оол Дизижикович правильно поступил, ибо другого выхода у него не было. Остается только сожалеть о том, что после стольких лет гонений на религию, религиозные деятели некоторых конфессий не могут разобраться между собой, когда предоставлена свобода совести и религии.
Корр.: А что Вы можете сказать о деятельности представителей зарубежных религиозных конфессий?
В.Б.: Это особый разговор. Как известно, у нас в Туве функционируют представители различных религий из США, Южной Кореи, Норвегии и других стран. Как известно, наши российские законы не запрещают их деятельность на территории России. Хотя и существует другое мнение, в том числе и официальных представителей русской православной церкви о том, что российские законы в этом плане слишком либеральные и необходимо их ужесточить. В середине 90-х годов по инициативе русской православной церкви была предпринята не совсем удачная попытка ужесточения российских законов. Насколько я знаю, игумен кызылской Троицкой церкви отец Алексий придерживается именно такой точки зрения. Я беседовал с ним на эту тему. В некоторых странах мира существуют очень жесткие законы, ограничивающие деятельность зарубежных религиозных миссий. И все это в рамках международного права и с учетом защиты прав и свобод человека. Но российские законодатели пока не могут найти "золотую середину" в законотворчестве. А жаль. Но пока таковы российские законы, и мы должны придерживаться их, несмотря на то, что нравятся нам или нет. В общем, дело за законодателями.
Корр.: А что привлекает наших российских граждан в этих зарубежных церквях?
В.Б.: Я тоже задавался в свое время этим вопросом. И как социолог, я, используя "метод включенного наблюдения", посещал религиозные службы этих самых конфессий (например, в южнокорейской католической церкви "Сун Бок Ым", "Христианин" и др. в г. Кызыле) и убедился в том, что они привлекают, прежде всего, своей необычностью, красочностью, современным музыкальным оформлением и особо теплыми взаимоотношениями между верующими, чего, к сожалению, иногда так не хватает в наших местных религиях. Да и в финансовом плане у этих зарубежных церквей нет особых проблем. Они, например, могут оказать при случае не только моральную, но и, что немаловажно в наше время, материальную поддержку своим единоверцам.
Корр.: А ведь многие тувинцы и русские, позабыв вдруг о своих родных религиях, ходят на службу в эти зарубежные церкви?
В.Б.: Это их право. У них есть право выбора. Если они туда ходят, значит, их что-то не устраивает в буддистских, шаманских и православных (восточно-христианских) богослужениях. А вот тут-то должны крепко призадуматься и ломать голову священнослужители буддизма, шаманизма и православия (восточного христианства) И задаться вопросом "Почему?". Как Вы понимаете, в свободном обществе должна быть конкуренция и свобода выбора.
Корр.: Владимир Баринович, а возможна ли "мусульманизация" Тувы? Этот вопрос давно витает в воздухе. Особенно этот вопрос обострился в связи с деятельностью тувинско-турецкого лицея. А турки, как известно, мусульмане. Более того. Заместителем директора этого турецкого заведения является зять бывшего президента РТ Шериг-оола некий турецкий гражданин Бодур Мустафа. Таким образом, считают некоторые, теоретически есть все предпосылки мусульманизации республики. Да и Ш. Ооржак человек чрезмерно увлекающийся: то он увлекается "Махариши", издает постановление правительства РТ по поддержке "Махариши", хранит портрет главного Гуру "Махариши" в своем кабинете, то он вдруг возвращается в лоно буддизма и шаманизма. При таком "плюрализме" завтра он и в мусульманство может удариться - возраст все же преклонный, а нагрузка на мозг - прежняя.
В.Б.: Я полностью исключаю "мусульманизацию" Тувы. Тувинцы, хотя и тюрки, но все-таки имеют и монгольские корни по вере и отчасти по языку. Достаточно сослаться на так называемые монголизмы в тувинском языке. Мы, тувинцы, исторически не приемлем мусульманство. Даже в турецком варианте. Как известно, в Турции проповедуют не ортодоксальный вариант мусульманства, как, например, в Саудовской Аравии или Афганистане - а либеральный. Турция - страна азиатско-европейская. Я бывал там и эту страну знаю. Будучи на Всемирном Курултае тюркских народов, встречался с тогдашним президентом Сулейманом Демирелем и лидером турецкой партии "Верный путь", бывшим премьер-министром Турции очень красивой и боевой женщиной Тансу Чиллер. И понял внешнюю политику Турции по отношению к тюркским народам России и стран СНГ. Речь идет прежде всего о сохранении исторического, духовного родства всех тюрков в мире. Ни о каком вмешательстве во внутренние дела тюрко-язычных республик России не идет и речи. Я, конечно, не могу поручиться за спецслужбы и внешнюю разведку Турции. А потом не забывайте о том, что у тувинско-турецкого лицея есть документы, в которых зафиксированы определенные обязательства, в том числе и по религиозным вопросам. Правда, недавно прокуратура РТ и Министерство образования РТ обнаружила там какие-то недостатки, но насколько я знаю, они устраняются. И в данном случае речь не идет о каких-то попытках мусульманизации учащихся Тувы. Правда, в мусульманских тюркских республиках России (Татарстан, Башкортостан и других) возникают проблемы, о чем недавно сообщили российские средства массовой информации. Как видите, спецслужбы России тоже не спят. Будьте спокойны и уверены: и тувинско-турецкий лицей находится под пристальным вниманием соответствующих служб. А что же касается родственных отношений бывшего президента РТ с турками, то скажу следующее. Если я, например, вдруг женился на знойной, темпераментной итальянке, это не значит, что я, мои родственники и, наконец, часть моего народа, автоматически становятся приверженцами Римской католической церкви.
Корр.: Что Вы можете сказать о деятельности так называемых тоталитарных религиозных сект в России и Туве?
В.Б.: Это особый разговор. В нашей республике пока, к счастью, не зафиксирована видимая деятельность этих сект. Хотя я не исключаю наличие в Туве отдельных их приверженцев и сторонников, а то и эмиссаров. Все возможно, ведь мы не изолированы от остального мира и России. Когда мы говорим о тоталитарных сектах, мы имеем в виду прежде всего следующие секты: японская секта "Аум Синрике", украинско-русская секта "Белые Братья" и за последнее время секта "Виссарион" в соседнем с Тувой Красноярском крае и другие большие и маленькие религиозные группировки. Что касается японского "Аум Синрике", то я лично наблюдал за "деятельностью" этой страшной организации в Японии, находясь в этой стране во время так называемой "газовой атаки" в токийском метро, когда погибло и было ранено много людей. В начале и середине 90-х годов прошлого ХХ века в нашей республике была замечена определенная активность отдельных представителей секты "Белые братья", в частности в Каа-Хемском кожууне. Но она ушла сразу же на убыль после того, как в Киеве были арестованы и осуждены лидеры этой секты (муж и жена). Есть у нас в республике и отдельные поклонники секты "Виссарион" в силу объективной близости Тувы к Красноярскому краю. На сегодня наша главная задача: не допустить проникновения и широкой деятельности на территории нашей республики представителей и эмиссаров разрушительных так называемых тоталитарных сект. Благо, что наши российские законы за последнее время ужесточены. Но, как выясняется и показывает практика: не совсем.
Корр.: Что Вас волнует и беспокоит как гражданина и лояльного к религии человека в деятельности наших религиозных деятелей?
В.Б.: Да, есть проблемы. Меня, например, волнует и беспокоит излишняя коммерциализация религии. Примеры? Пожалуйста. Некоторые шаманские организации устанавливают определенную таксу за свои услуги, существуют специальный прейскурант цен (вывешенный или объявленный) за, так сказать, обслуживание: например, за один приём посетителя шаман назначает от 100 рублей и выше; "очищение" квартиры или дома шаманом (транспорт посетителя) - от 300 рублей и выше и т.д. и т.п. От иностранцев шаманы получают и по более. Дело доходит до смешного: с некоторых пор некоторые шаманы не разрешают даже фотографировать на своей территории или объекте. Одна из газет республики, например, с юмором написала про то, как одна шаманка гонялась за одним иностранцем только за то, что он имел скромное желание сфотографировать шаманский объект. А так, разрешение спросил, заплатил деньги и фотографируй, пожалуйста. А вот буддийские объекты бесплатно можно фотографировать. Правда, другое дело фотографирование внутри помещения. Тут действительно надо спрашивать разрешения. Я имел беседу по поводу платных услуг с тибетским священнослужителем. Он сказал мне примерно следующее. К служителям религии могут прийти люди с разными уровнями обеспеченности: богатые, среднего достатка люди и бедные. Кто- то может заплатить по прейскуранту услуг, а кто-то нет. Поэтому буддийские священнослужители не назначают зараннее определенную сумму денег за услуги. Все зависит от посетителя, его материального достатка: кто-то может положить 1000 рублей, а кто-то всего лишь 10 рублей. Как говорится, Бог свидетель и контролер. Мне кажется, что это правильный подход и, самое главное, человечный. Мне кажется, что этот вопрос шаманы должны обсудить.
Корр.: В этой связи возникает вопрос о взаимоотношениях современных шаманов и служителей буддизма.
В.Б.: По этому поводу я однажды беседовал с буддийским монахом. Он сказал, что шаманы - это их прародители, предшественники буддизма. Поэтому они относятся к ним с большим уважением, как к старшим братьям. Я с большим удивлением узнал у гостя из Тибета (по-тувински "Тибет" - это "Товут"), что до сих пор в этой горной стране можно встретить отдельных тибетских странствующих шаманов. Это для меня было открытием.
Корр.: Совсем недавно назначен ответственным чиновником правительства РТ по вопросам религии некий Камбаа Биче-оол. Что Вы можете сказать об этом человеке?
В.Б.: Впервые от Вас слышу об этом назначении. Я не так близко знаю этого господина, знаю только, что есть такой Биче-оол. По-моему, он по специальности преподаватель математики, бывший партработник, работал в администрации какого-то кожууна, а затем - в управлении по кадрам в администрации бывшего президента РТ. И раньше вроде числился в "воинствующих атеистах". А какое отношение он имеет к религии, я, честно говоря, не знаю. Может быть он "универсал", большой специалист в разных областях, в том числе и религии. В общем, не знаю. Поживем, увидим.
Корр.: И последний вопрос. Приедет ли к нам в Туву Его Святешейство Далай-лама ХIV в этом году? Очень давно и много говорят об этом.
В.Б.: Очень надеюсь, что в этом году Министерство иностранных Дел России выдаст, наконец, визу Его Святешейству для поездки в Россию и по ее буддийским республикам (Тува, Бурятия и Калмыкия). Дело в том, что духовный лидер буддистов мира с некоторых пор стал своеобразным заложником так называемой "большой политики". Некоторые ответственные (а точнее, безответственные) чиновники МИДа РФ из-за боязни "испортить" отношения с миллиардным Китаем, тормозят посещение Далай-ламы ХIV буддийских российских республик. То есть последователи "желтой" религии России оказались заложниками великодержавных, великоханьских амбиций китайского руководства. Дело в том, что независимое государство Тибет было захвачено войсками Народно-освободительной Армии Китая еще в конце 50-х годов ХХ века, идет политика насильственной "китаизации" Тибета. Нынешний Далай-Лама вынужден был со своими сторонниками бежать в Индию и сформировать тибетское правительство в изгнании. Вся проблема заключается в том, что он одновременно является и общепризнанным духовным лидером мирового буддизма, лауреатом Нобелевской премии мира, и руководителем государства Тибет, который не признается Китаем. И споры идут в МИДе России, скорей всего, о том, в каком качестве он посетит Россию: как духовный лидер буддистов всего мира или же как государственный руководитель Тибета? Что касается меня, то мне посчастливилось лично познакомится с Его Святешейством Далай-Ламой ХIV и беседовать с ним. Был его переводчиком во время его посещения Тувы в начале 90-х годов. Это приятный во всех отношениях человек. На прощание он пожал мне руку. А это, как говорят сведущие люди, хороший знак. Не всякому удается прикоснуться к живому Богу. Желаю Его Святешейству скорейшего прибытия в Туву.
Корр.: Большое спасибо за интересную информацию и беседу. Желаю Вам больших успехов во всем.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Далай-ламу не пускают в Россию - и не объясняют, почему...
Российские буддисты не смогут пообщаться с Далай-ламой, который как раз собирался посетить нашу страну с официальным визитом. Потому как главе буддистов попросту отказали в российской визе - по неизвестным причинам...
Четырнадцатый Далай-лама Тензин Гьяцо намеревался посетить Бурятию, Калмыкию и Туву. По последним данным, в этих регионах проживают более миллиона буддистов, которые с нетерпением ждали визита своего духовного главы. Однако, по официальному заявлению МИДа, в ходе визита Далай-ламы в Россию могут возникнуть непредвиденные сложности, и те обстоятельства, которые могут сопровождать организацию поездки тибетского духовного лидера по России, вынуждают министерство принять решение об отмене этого визита. При этом не уточняется, какие именно обстоятельства так сильно мешают приезду Далай-ламы.
Пресс-секретарь тибетского правительства посочувствовал жителям Бурятии, Калмыкии и Тувы, которые не смогут пообщаться со своим духовным лидером, и высказал надежду, что конфликт все же удастся решить в пользу буддистов. Он подтвердил, что российский МИД отказал в визе без объяснений причин такого решения.
risk-inform.ru/text/28/relig2.html |
(3586 раз прочитано) |