A- | A | A+ 12pt | №15, 28 марта 2007 года («РИСК») |
ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Думается, многие помнят, как шел в 1990 году к единоличной власти под аккомпанемент политической голодовки начинающий политик Шериг-оол Ооржак. В принципе не было большим секретом, кто был фактическим подстрекателем тех опасных событий – националисты, пытавшиеся подкраситься в демократические тона, использовались как ледокол общественного мнения, помогая Ооржаку формировать у населения стремление к суверенитету.
Надо отдать должное Шериг-оолу – ему удалось, невзирая на очевидные промахи в руководстве республикой и порочную криминализацию самой власти продержаться во главе республики более 16 лет. При этом единственным козырем, используемым им, был тот, что без него все было бы еще хуже. Вряд ли можно считать простым совпадением, что и уходит он тоже под улюлюканье толпы и голодание людей, несогласных с несправедливостью и беззаконием. Но на этот раз это не люди без роду и племени, а уважаемые в обществе политические деятели, не один год прослужившие людям своей работой в парламенте и заслуженно пользующиеся авторитетом.
Так уж случилось, что открытое противостояние, начатое 13 депутатами Законодательной палаты тувинского парламента 22 марта 2006 года одновременно с принятием обращения Президенту России В.Путину с просьбой отправить в отставку Главу республики Ш.Ооржака, развалившего экономику Тувы и обострившего общественно-политическую обстановку в республике, подходит к своему логическому концу только через год. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Жаль, что для торжества справедливости необходимо рисковать здоровьем немолодых уже людей.
Когда готовился материал в номер, шел десятый день голодовки, краткая хроника которой выглядит следующим образом:
17 марта в 11 часов дня Зоя Сат, Борис Балчий-оол, Иван Чучев, Сергей Сафрин и Вячеслав Ушкалов объявили о том, что начинают политическую голодовку в знак протеста против нарушений избирательного законодательства и незаконного решения ТИК Кызыла об отмене итогов выборов по трем округам столицы и фальсификации итогов голосования по Восточному избирательному округу. Голодовка началась в стенах Великого Хурала.
Первые сутки прошли спокойно. СМИ молчали, первыми поинтересоваться о голодовке пришли сотрудники МВД. На второй день у здания Великого Хурала собрались люди, прослышавшие о необычной акции протеста. Тут же выставляется милицейское оцепление, является замминистра внутренних дел В.Байкара, пытающийся разогнать народ. Его попытки не находят поддержки, и он под неодобрительные выкрики из толпы вынужден трусливо ретироваться. Не удивительно – доверие к людям в погонах после серии тувинских выборов подорвано основательно. Свою порцию народных возмущений получил и другой замминистра – В.Гизатуллин, но уже в стенах парламента.
Все дни голодовки поддержать протестующих приходят простые избиратели. Кто просто стоит у здания, кому-то удается попасть вовнутрь. Горячие головы призывают выводить народ на улицы, но их останавливают депутаты от РПЖ – предупреждают, что возможны провокации беспорядков.
Народ на улицы можно было бы вывести сразу после незаконного решения ТИК Кызыла, но позиция депутатов принципиальна – никаких народных волнений, уличной демократии, все должно оставаться в рамках закона. Собственно, по этой причине и была выбрана такая форма протеста, как голодовка. «Жизненцы» предпочли пострадать сами, не подставляя других.
В связи с тем, что власти прикрыли вещание независимой телекомпании «Новый Век», первая информация об акции протеста прозвучала в воскресных итоговых новостях ГТРК «Тыва» 18 марта. Подготовлена она была межпромбанковскими журналистами и выглядела издевательски – мол, не вредно поголодать в Великий пост. Бог им судья.
19 марта к пятерке голодающих присоединились депутаты Борис Шомбун, Ульяна Опей-оол, и просто сочувствующий Шолбан Норбу.
В понедельник 20 к голодающим присоединилась Н.Антуфьева. В этот же день свое вещание возобновляет телекомпания «Новый век», появляются первые телекартинки с голодающими.
И тут выясняется, что свою голодовку объявили и правительственные чиновники Попов, Сюрюн, Цыренова и Даржа. То, что это фальш-голодовка, стало ясно по первым репортажам телеканала «Тыва». Приказ Ооржака голодать настиг их внезапно. И потому укладывались они на надувные матрасы в деловых костюмах.
Голодали на самом деле, или нет, судить трудно. Но наличие диареи у Попова вряд ли можно расценить как доказательство оной.
Впрочем, дело не только в медвежьей болезни, поразившей чудо-голодающих. Главной проблемой была все же мотивация голодовки. Как известно, Цыренова и Сюрюн, невзирая на деньги Межпромбанка и административный ресурс Ооржака, с треском проиграли выборы, Попов не смог даже зарегистрироваться, а Даржаа свою кандидатуру сняла сама. К тому же их голодовка не стала политической – трудно представлять «Единую Россию», будучи исключенным из ее рядов. Было грустно и смешно смотреть, как юный недоросль Попов, возлежа на матрасе в костюме с галстуком, читал инструкцию по правильному голоданию. Стало понятно, что для этого проходимца нет ничего святого. И слава Богу, что за него не голосуют избиратели. Директор школы №3 Тамара Цыренова куда-то исчезла из-под ока камеры уже на второй день. Не появилась она ни в школе, ни в больнице. А вскоре все вельможные страдальцы заявили, что нужно строить железную дорогу и прекратили показуху.
А вот в Великом Хурале настроились на протестное голодание серьезно. То, что с голоданием шутки плохи, стало понятно уже на третий день – появились капельницы, начало «подпрыгивать» артериальное давление. Голодание в стенах парламента против беззакония лечебным назвать нельзя.
21 марта к участникам голодовки присоединилась еще одна группа – депутат Закпалаты Виктор Молин, избиратели Ульяна Дарган, Лидия Оюн, Сарыг-оол Куулар. В этот день начала заседать Избирательная комиссия РТ. На площади собрались 200-300 человек, пришла пресса, тут же подтянулась милиция. Решение Избиркома было уродливым: признали победившими С.Монгуша и Ш.Иргита. По остальным трем округам решение не приняли.
К митингующим вышли Василий Оюн, Виталий Бартына-Сады и Анатолий Дамба-Хуурак. Они пояснили требования голодающих – признание истинных итогов выборов по Кызылу.
Пятница 23 марта – с утра МВД оцепило не только площадь Арата – всю улицу Ленина от здания МВД до ул.Титова. Милиционеры своей грудью прикрывают вход в Белый Дом, где в 14.00 должно состояться очередное заседание Избиркома республики, демонстрируя, что власти боятся собственного народа. Видать, есть за что. В роли клоуна выступает министр Лесняк, пытающийся убедить людей разойтись. Его никто не слушает, и он вынужден ретироваться под свист и улюлюканье толпы. Впрочем, страхи министра были напрасными – избирком снова не смог принять решения, а народ попался благоразумный. Никто Белый Дом штурмовать не стал.
На седьмой день госпитализировали Сергея Сафрина и Вячеслава Ушкалова, на восьмой – Ивана Чучева. Голодающие десятый день Зоя Сат и Борис Балчий-оол стараются держаться бодро, но видно, что это требует немалых усилий. Особенно восхищает Зоя Назытыевна – она по-женски мудро правильно настроилась на голодание и переносила его очень разумно. 24 марта к голодающим присоединились депутаты Орлан Сотпа и Антонида Тамба.
Днем наибольшего разочарования стало воскресенье 25 марта. Под давлением Главы правительства и при участии денег Межпромбанка ИК РТ приняла-таки решение об аннулировании итогов выборов по трем округам. Диапазон эмоций у голодающих был велик – от «Пристегнуть к позорному столбу каждого члена Избиркома, проголосовавшего за отмену итогов выборов» до «Где Путин? Где справедливость?». Заснуть не могли долго.
К понедельнику страсти улеглись. В результате встречи Ш.Кара-оола с Президентом страны изменилась позиция федеральных властей. Узнав, что в Кремле Ш.Ооржаку готовят место консультанта при Госсовете, В.Оюну – кресло спикера, а Ш.Кара-оолу – должность председателя правительства, даже верноподданный Главе правительства федеральный инспектор В.Чернышов поменял ориентацию на 180 градусов.
Тут же было принято решение о проведении чрезвычайного заседания ИК РТ. Но как только об этом узнали в МВД РТ, тут же вокруг Белого Дома начались очередные учения ГО. Всех срочно заставили покинуть здание. А к члену ИК РТ Н.Воверене домой явилась целая делегация из Минздрава с министром во главе, и пока Наталья Николаевна не написала заявление о сложении полномочий, от нее не отстали.
Так что пока преодолеть кризис не получается. Ожидаемый премьер полномочий не имеет, бывший пока свои не сложил, а федеральный инспектор сознает, что при смене власти в республике сменится и караул. И ему, скорее всего, скоро придется стучать уже не из Белого Дома, а из помещения попроще. Видимо, из таких соображений исходят и сотрудники ФСБ, озабоченные заявлением К.Никифорова, А.Юртаевой и Б.Монгуша, считающих, что политическая голодовка является проявлением экстремизма.
Очередное заседание избирательной комиссии назначено на 28 марта. Видимо, власть намерена и далее провоцировать народ на неординарные действия. Посмотрим, у кого нервы окажутся крепче.
Кондрат Пчелкин
risk-inform.ru/text/2007/15/hronika15.html |
(3159 раз прочитано) |