A- | A | A+ 12pt | №3, 24 января 2007 года («РИСК») |
Из книги «Идиоты на госслужбе» |
«ЧЫДЫГ ХЕМЧИК!», «ЧЫДЫГ КАЛГА!»
Родовая междоусобица за власть в Туве
«Завтрашние ветры
Будут дуть по-завтрашнему».
Японская пословица.
«Чыдыг Хемчик!» («Вонючий Хемчик»!) – так огрызаются жители Каа-Хемского, Тандинского, Эрзинского, Тере-Хольского кожуунов. «Чыдыг калга!» («Вонючий Калга!») – отвечают им, намекая на их монгольское происхождение жители западных районов. На бытовом уровне. С древнейших времен! И все к этому привыкли на житейском уровне.
Даже пять-шесть алкашей соберутся в одном месте, после второй бутылки все становятся родственниками, сватами, кумовьями, земляками и т.д. Но где-нибудь на гулянке, на свадьбе запоют тувинские народные частушки типа «Аштаан Хемчик» («Голодный Хемчик»), «Хоптак Куулар» («Алчный Куулар»), «Ишти ирик Иргит» («Паскудный Иргит»), «Оор ойрот Ооржактар» («Вороватые Ооржаки из Ойротии»), «Моол Монгуштар» («Монголы-Монгуши») и т.д., то возникает драка с поножовщиной. Эти частушки были опубликованы в республиканской женской газете в начале 90-х годов.
Академик, доктор исторических наук Аранчын Юрий Лудужапович (Иванович), родом из Оюнов, родственник Амбын Нояна Всея Тувы, чудом избежавший политрепрессий, временно работая зав. отделом пропаганды и агитации Тувинского Обкома КПСС в начале 60-ых годов, начал нещадную борьбу против межродовых страстей.
В целях ликвидации коррумпированности породнившихся партократов начали перемещать Эрзинских начальников в Западные районы, а Западных – в Восточные. Результат плачевный – сегодня там, где не было ни скотокрадства, ни хулиганства, – в Эрзинском, Каа-Хемском, Пий-Хемском и других кожуунах – хемчикская смута. Даже в далекой Тодже, где дома никогда не запирались на замок.
«Хотели как лучше, получилось как всегда». Эта же проблема была и для Китайской Цинской империи. «...Маньчжурские захватчики называли тувинцев «кара-урянхай» (черные оборванцы), держа нас в темноте и невежестве... Маньчжурские захватчики следующим образом описывали тувинский народ: «За Танды-Ула, ближе Саян имеется народ «Кара-Урянхай», они как рыба в воде, как звери в тайге ничего не понимают, никаких законов не признают».
Это описание отчасти было справедливо, в том смысле, что тувинское население в то время законов не знало, ибо его угнетали кому не лень без всяких законов...» – так выступал молодой С.К.Тока перед членами ЦК Тувинской Народно-революционной партии 31 августа 1938 года с докладом «О ликвидации контрреволюционной группы Чурмит-Тажи, Танчая и др. и о повышении партийно-массовой работы ТНРП». Доклад длился более шести часов (из книги «Культ личности и политрепрессии в Туве»).
И сегодня, в наши дни, кому не лень, суют нам всяких Пугачевых, Нарусовых, Мельниковых, Брокертов, считая тувинцев за людей с усохшими мозгами, националистами, сепаратистами. Хорошо знавший монгольский язык С.К.Тока не случайно перед смертью назвал имя своего преемника в Кремлевской больнице, монголоязычного Григория Чоодуевича Ширшина из рода Чооду. Дружеские отношения с соседями-монголами он считал наиважнейшими, приоритетными. Тока знал наперед, что хемчикские партократы все разворуют, продадут, рассорятся с монголами и с русскими. Так и вышло в начале 90-х годов ХХ века.
Первыми руководителями с 1921 года в Туве были – Курседи Оюн (отравленный во время командировки. Народный артист РСФСР и Тувинской АССР Максим Мунзук, его земляк и родственник, написал пьесу под названием «Оюн Курседи», но в Тувинском Обкоме КПСС запретили постановку). Затем – Дондук Куулар из рода Кууларов, Чурмит-Тажи Сат из рода Сат Дзун-Хемчикского кожууна (расстрелян как «враг народа» в 1938 году), Шагдыржап Иргит, родом из Иргитов Эрзинского кожууна (но почему-то похоронен возле населенного пункта Авыйган Каа-Хемского кожууна), Алексей Баир – Председатель Совмина ТНР – родом из Ондаров (репрессирован в конце 40-х), Александр Чымба (имел шесть орденов Ленина) из Барун-Хемчикского кожууна (тихо репрессирован за инакомыслие против освоения целинных земель в конце 50-х годов ХХ века), Салчак Тока из рода Салчаков, хотя много сейчас говорят и пишут о Тоджинском его происхождении, и Григорий Ширшин из рода Чооду.
История всего рода Г.Ч.Ширшина хорошо описаны в книге Потапова «Очерки быта тувинцев».
До сих пор восточные и западные тувинцы отличаются, когда режут барана, при ношении и изготовлении национальной пищи и одежды. Уважительное, вежливое отношение к посторонним и приезжим сохранялись в Эрзинском кожууне до недавних пор. Зимними, долгими вечерами в юрте мы слушали монгольские страшные сказки от нашей няни Эрцитмаа, родной сестры первого Камбы-Ламы Тувы – Сандака К.О. Утром она исполняла обрядовую песню, когда корова отказывала своему теленку. При исполнении этих обрядовых песен тувинцы в корне отличаются друг от друга. И издеваются сами над собою.
Современным тувинским «телепузикам», поклонникам «одноруких бандитов» совершенно не интересно кто мы, откуда мы, какими будем. Этакие «манкурды» из известного романа Ч.Айтматова. Позабывшие свой род, своих родителей. Сегодня тувинцы-родители удивляются, – их сын убил своего близкого или дальнего родственника.
Не секрет, что 60% молодых тувинцев не доживают до тридцати лет. Остальные слабоумные, психически ненормальные, родившиеся в середине 80-х годов, в период «сухого закона», от родителей налакавшихся «шмурдяка» или технического спирта. Вот почему жестокие убийства совершают подростки. Тотальную проверку психического состояния нынешних школьников нужно провести по национальному проекту «Здоровье». Но денег нет, специалистов нет.
Страдают только учителя, классные руководители на смешных, грошовых зарплатах. Придумали каких-то детей-индиго, особенных, родившихся после парада планет в 1985 году. От алкоголизации и наркомании они родились, и от неизвестных поддельных лекарств. Сегодня даже от элитной водки умирают здоровые парни. Кабардино-балкарские «портвейны» продают всем пацанам.
А вот такие документы из Царского Архива приведены в книге Николая Никитина «Сибирская эпопея XVII века» (издательство «Наука», 1987 год). ...1694 год. – Царская Грамота Красноярскому воеводе).
«...Да в послужном списке сына боярского Василья Многогрешного с товарищами написано: на боях с тубинским князьцом Шандычкою (видимо Сандый или Сандык – С.Б.) и улусными, и на посылах, и на приступах красноярских всяких чинов служивых людей побито до смерти шесть человек... А воров изменников тубинцев побито с 500 человек и больше, в полон (имеется в виду, «в плен» – А.Б.) взято жен их и детей 600 человек и больше; достальных воров искал сын боярский Тит Саламатов с товарищами, побили ж 24-х человек...»
Далее царский чиновник из Москвы дает распоряжение о премировании за каждого убитого тубинца по рублю, «... всего 888 рублей собольми и мягкою рухлядью...» А зарплата годовая у простого казака – пять рублей. Конечно, госчиновники умыкнули эти деньги. И многие казаки подняли мятеж, удрали в «киргизские земли» не подчинявшиеся царской России.
А сегодня, слава Богу, за каждого родившегося россиянина – 250000 рублей из усыхающего Стабфонда. Но длинные очереди в детсады, поборы-взятки вряд ли помогут в приумножении роста населения, а вот китайцы ринулись в Россию.
В Китае – за каждого второго ребенка штраф в 5 тысяч долларов и оборот – стерилизация. К 2050 году – в Сибири и в Туве будут гулять Лю Монгуши или Оор Мао, Иван Ли и т.д. и т.п. В Кызыле уже появились смешанные китайские, вьетнамские семьи.
Глубоко прав Его Святейшество Далай-Лама XIV в Своем Обращении к 21-му веку: «...Сегодня мало кто в мире заботится о человеческих ценностях. Всем правят деньги и власть. Но, если общество утратит такие ценности как Справедливость, Сострадание и Честность, то мы столкнемся с еще большими трудностями...»
Мы, избиратели, столкнулись сегодня с этими трудностями – бизнесмены-политики и генералы решают нашу судьбу. Для них мы – «быдло» и «биомасса». Если в 2004 году депутатское кресло в Госдуму РФ стоило 2 миллиона «зелененьких», то в этом году – от пяти миллионов. Притом от 50-го номера в партсписке. Центральные СМИ об этом и гудят.
Какие-то потаскухи, запретившие ссылаться на газету «РИСК», рассуждают в телеэфире о свободе печати, рекламируя свои дешевые издания, а свободы-то... нет. В начале 90-х в теленовостях «Вести» появлялась наша землячка Долаана Сарбаа, но после страшной командировки в Чечню, она ушла с агрессивного российского телеканала. Была на первом канале калмычка А.Буратаева – тоже удрала в Госдуму. Сегодня в российском телеэфире – нет Земфиры (в философию ударилась в МГУ), нет Амарху Барху («Народного артиста»). Не появляются национальные писатели и поэты. Даже у В.Познера в телепередаче «Времена» – одна и та же пресыщенная московская политтусовка. Только у Якубовича в гостях усыхающие мозги от «черных урянхов-оборванцев» до молдаван не могут разгадать буквы «П-ш-кин»...
Так что «сися» Вам, добрые читатели («спасибо» – по-китайски), за внимание и моим тревогам за будущее Тувы и России!
Сергей Баир-Неистовый
P.S. Многие мои читатели недоумевают по-моему происхождению. Объясняю: мой родной отец – Долгай-оол Алексей Кыргысович – бухгалтер, всю жизнь работал в тесхемских колхозах. Прятался от политрепрессий из-за классового происхождения. Дед мой Чула Кыргыс – был феодалом, владел тысячным черным табуном на территории Торгалыга – Белдир-Кежии (с.Пестуновка). За участие в Кобдинском сражении против китайцев получил звание «мээрен» (полковник) и сотни лошадей в подарок. Вот он оформил мое свидетельство о рождении – Чула Сергей-оол Кыргысович. Но мать – Баир Лидия Чаптанчыговна, приехав из Москвы после учебы в акушерско – фельдшерском техникуме, тоже побоялась репрессий, переоформила на Баир С.А. Дед мой Чула-Мээрен раздал свой табун до единого, колхозам «Свобода труда» и «Красное знамя» Улуг-Хемского района. Об этом подробно написал Ю.И. Аранчын в монографии «Путь тувинского народа к социализму».
О дедушке по линии матери – Салчаке Чаптанчыге из сумона Коп-Соок Бай-Тайгинского кожууна – тепло написала Анчимаа-Тока Х.А. в своей книге «Мои воспоминания» как о лучшем председателе сельсовета в конце 40-х годов. И здесь был у меня могущественный родственник – тибетский Лама – Чымба-Хелин. Звание доктора тибетской медицины он получил в Тибете. Репрессировать его побоялись. Авторитет был огромный. Всех лечил – и чиновников, и чекистов. В начале 60-х годов я тайно молился у него в юрте в местечке Чыланныг у подножия Бай-Тайги. От него получил чудодейственный рецепт «Тос-Аржаан», ныне – фитолечение.
По роду деятельности матери-врача мы исколесили многие районы республики. Поэтому везде принимают меня за «своего парня». Отчим мой – Оруйгу Оюн из села Чал-Кежиг Тандинского района, родной брат Дунзенмыы Сувановны Оскал-оол – Народной артистки РСФСР и Тувинской АССР. Благодаря семье Оскал-оол я благополучно получил московское образование, познакомился с Ю.Никулиным, «Карандашом», Олегом Поповым и другими.
С нашим общинно-родовым менталитетом вряд ли мы далеко уедем. Всемирная глобализация все-все проглотит. Исчезнут ооржаки, кыргызы, салчаки и т.д., как исчезли скифы (сарматы, сарасины и т.д.).
В то же время хваленная американская демократия разрешает средневековые казни – экзекуции в далеком Ираке. Так что и американцы от нас далеко не ушли.
risk-inform.ru/text/2007/03/idioti03.html |
(6638 раз прочитано) |