A- | A | A+ 12pt | №50, 29 ноября 2006 года («РИСК») |
Так кто же кого побил на Куликовом поле?
«6-е сентября 1380 года. Войско наше приблизилось к Дону, князья рассуждали с боярами, там ли ожидать монголов, или идти дальше?..»
В 1370 году Русь вообще перестала выплачивать Золотой Орде даже минимальное денежное содержание – дань. Захватившему к этому времени в Орде верховную власть Мамаю такое положение вещей очень не нравилось.
Монголо-татарское «иго», представлявшее собой, по мнению тех же западных историков, политическую зависимость Руси от Великого хана Золотой Орды, которое закреплялось вручением ярлыка и уплатой дани (ордынского выхода), сгинуло, растаяло как дым, как утренний туман.
Кстати, некоторые области Руси входили тогда в состав Великого княжества Литовского, но почему-то нет и не было такого понятия как «иго литовское»! А вот понятие «иго татарское», буквально означающее – гнёт, господство, – присутствует.
Гнёт и господство в разных проявлениях были, есть и будут повсеместно, однако термин «иго» почему-то применяется исключительно к истории Руси-России.
Орда получила отлуп. Тем не менее, ханские баскаки, в тайне от русских князей, продолжали вербовать русских наемников, особенно в местах обитания скрытых и явных язычников. Кроме русских, баскаки вербовали половцев, булгар-сувазов, мордву, тюрок, угрофинов. Итальянцы, особенно генуэзцы, литовцы, немецкие и французские рыцари, искатели приключений и легкой добычи, «лица кавказской национальности» сами предлагали монголо-татарам свои услуги в качестве наёмников. Ордынские отряды особенно активно пополняются наёмниками из итальянцев, из немцев, литовцев, «лиц кавказской национальности» в 1300-х годах. Ватикан, инквизиция, генуэзские купцы и Тевтонский Орден не смогли покорить Русь непосредственно с запада, через Польшу и Литву, так теперь они решили реализовать свои цели через Орду. И, как всегда, чужим руками. Вот почему тон в Орде стали задавать итальянцы из Генуи.
В то время в Орде уже было немало и христиан, которые позднее, в период исламизации Орды, в массовом порядке переходили под знамёна русских князей. Такой обменный процесс привёл к значительному перемешиванию племён и народов, как в Орде, так и на Руси.
Если монголы и татары, кочевавшие от Гоби до Байкала и Приамурья, и русские к 12-ому веку ещё сохраняли формальное разделение на монгол, татар и русских, но вследствие смешанных браков к 15-ому веку внешне они уже почти не различались. Ордынские аристократы предпочитали называть себя монголами, а татарами стали называть всех жителей сибирских степей, добровольно или принудительно примкнувших к моноголо-татарской массе. После завоевания ордынцами Поволжья татарами стали называть вообще всех волжских мусульман – потомков булгар, половцев, хазар и русских язычников. В первой половине 15-го века из Золотой Орды выделилось Казанское ханство. Орда стала постепенно распадаться. Вот и Кипчак отделился от Орды.
Но, тем не менее, огромное государственное образование от Тюмени до Аральского моря, Приволжья и Приазовья продолжало именоваться татарским. Отношения Золотой Орды с Московской Русью теперь стали строиться на основе конфедерации. Эта конфедерация в последствии способствовала последующему успешному и быстрому продвижению Руси-России на Восток, с постепенным включением в нее многих прежних владений чингизидов.
При всей драматичности отношений Руси и Орды важным итогом этого союза стала независимость Руси от Запада, Ватикана, инквизиции и рыцарских орденов.
Трудный выбор между Ордой и Тевтонским Орденом сделал Александр Невский.
Орден и Орда – две жесткие и жестокие системы, между которыми оказалась зажатой Русь. Но между ними были серьёзные различия. Монголо-татары были веротерпимы, хотя в быту, в отношениях с иноплеменниками таковыми они никогда не были. Иноплеменник для них значил не больше, чем туша барана. Тем не менее, многие из них, если не большинство, приняли православие. Исламитами они стали позднее. Немцы же, заключив договор с «варварами», требовали обязательного перехода в католичество, при этом спокойно и бессовестно нарушали заключенные договоры. По их законам и понятиям, предательство и обман доверившихся варваров не считались преступлениями. Примером тому может служить судьба русского князя Даниила Галицкого, современника и ровесника Александра Невского. Он тоже стремился защитить интересы Руси перед Западом. На какие только уступки и уловки он не шел! Но все напрасно. Папа Римский, тевтонцы его неоднократно предавали и обманывали. Монголо-татары же слово держали твёрдо. По их законам предательство и обман другой договаривавшейся стороны считались тягчайшим преступлением. Чего не скажешь об их «потомках».
Князь Александр выбрал союз с теми, кто не считал других унтерменшами. И за это потомки причислили его к лику святых. Причислили не столько за подвиги на Неве и Чудском озере, сколько за тот выбор, правильность которого подтвердила история.
А вот о Данииле Галицком история повествует сдержано. Действительно он что-то пытался сделать: или за Русь ратовал, или свою шкуру спасал? Кто теперь разбираться будет? Никто из отечественных историков, кроме С.М.Соловьёва, о князе Данииле даже доброго слова не сказал. Упоминают о нем, но чаще всего дают негативную оценку его деятельности.
Александр отстоял в 1242 году Новгород и Псков от нашествия Тевтонского Ордена и мечом укрепил авторитет Руси перед Западом. Тевтонцы после ледового побоища со страхом и в панике ожидали Александра в Риге. Европа трепетала перед ним. Но не до Европы было в ту пору Александру. Нужно было налаживать отношения с Ордой, укреплять военную мощь. Вооруженные силы князя состояли в основном из низовых полков Владимирского княжества. Эти полки пришли из тех 286 владимирских городов, уцелевших при монголо-татарском нашествии. Монголо-татары еще оставались на Руси – «гостили». Но эти незваные «гости» уже стали порядком надоедать хозяевам. Назревали события, которые были способны изменить ход русской истории. А для этого нужно было не только фактически, но и юридически освободить Русь от так называемого «монголо-татарского ига».
Как же развивались события, и чем отмечена эта эпоха в реальности, мы уже частично рассмотрели. Но откуда же тогда взялась версия о «трёхсотлетнем монголо-татарском иге на Руси»? Как не странно, – из цивилизованной Западной Европы.
«Наши предки, жившие на Московской Руси и в Российской империи, – писал Л.Н. Гумилёв в фундаментальной работе «Древняя Русь и Великая Степь», – нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи – татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты – такие же люди, как тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов – Шереметьевы и татар – Кутузов.
В странах же Западной Европы предубеждение против неевропейских народов родилось давно. Считалось, что азиатская степь – обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола...
При этом авторы эти имели об Азии крайне поверхностное и часто превратное представление. К числу дикарей, угрожавших единственно ценной, по их мнению, европейской культуре, они причисляли и русских, основываясь на том, что 240 лет Россия входила сначала в состав Великого Монгольского улуса, а потом Золотой Орды...».
К тому же, что особенно не приятно, эти дикари русские частенько били на полях сражений польских и венгерских королей, литовцев, немецких рыцарей. Обидно? Конечно, обидно!
Поскольку победить русских на поле брани не удается, то можно попытаться победить их на информационном поле – оболгать. И здесь Запад достиг еще в те времена огромных успехов. В частности, так появилось «моноголо-татарское трёхсотлетнее иго», различные мифы о русских государях, особенно об Иване Грозном, и о русском народе.
«Трёхсотлетнее монголо-татарское иго на Руси» – это просто малый эпизод в войне Запада против России. Идёт идеологическая война с Россией давно и очень, очень успешно. Разумеется, не на полях сражений, где мы всех всегда били и били очень больно, а там, где Запад всегда выигрывал и продолжает выигрывать – в информационных войнах. Основная цель – доказать обитателям нашей страны, что они есть тупое безмозглое быдло, даже не второсортное, а где-то 6-7 разряда, без прошлого и будущего. И уже практически Запад это доказал. Авторы многих патриотических статей согласны с таким подходом целиком и полностью» (А. Прозоров).
Сегодня воду на западную мельницу идеологической войны с Россией активно льют представители татарской интеллигенции. Да и не только татарской. У нас, в Туве, организовано общество почитателей Сэбэдея, которые, с пеной у рта, пытаются всем доказать, что он «этнический тувинец», и имеет неоцененные услуги перед народом.
Но вернёмся к претензиям татарской интеллигенции. Главная претензия – это события 1380 года, случившиеся на Куликовом поле.
«На Куликовом поле [в 1380 году] русские полки Дмитрия Ивановича разбили татарское войско Мамая, хана Золотой Орды», – заявляют татарские «патриоты».
Для начала уточним: современные волжские татары в массе своей потомки вовсе не ордынцев, а булгар. Прежде всего, это чуваши и башкиры.
Далее: не был Мамай ханом Золотой Орды, поскольку он не был чингизидом. Мамай был темником и предпринял попытку узурпировать власть в Золотой Орде. А его претензии на престол в Орде дали повод для открытого выступления против него Московского князя Дмитрия Ивановича, завершившегося в 1380 году Куликовской битвой.
Но все началось с того, что Дмитрий Иванович, удостоился в двенадцатилетнем возрасте великокняжеского сана от хана Мурута, который господствовал в Орде. Однако свирепый темник Мамай к тому времени уже захватил трон Батыя, считавшийся признаком могущества в Орде.
Хан Мурут признал малолетнего Дмитрия Ивановича главой князей российских для того, чтобы, соединяя Московскую державу с областями великого княжения, воспользоваться его силами и удержать собственный престол в Орде. Мамай же всячески стремился лишить его престола. В Орде начались серьезные междоусобицы и перераспределение властных полномочий между темниками. Орда начала разваливаться на Волжскую, Кипчакскую и собственно Золотую. Для Руси это было и хорошо, и плохо. Ослабевала военная мощь монголо-татар, но на границе не было ни покоя, ни порядка. Нужно было все время быть начеку. И на западных границах Руси было далеко не спокойно. А внутри Руси продолжались бесконечные междоусобицы удельных князей...
Природа одарила Дмитрия Ивановича, внука князя Ивана Калиты, важными достоинствами, позволившими ему, не имея пестунов и мудрых советников, взять управление государством, раздробленным, теснимым извне, раздираемым междоусобными войнами, и привести его к должному величию.
Между тем в Сарае один хан сменял другого. Преемник хана Мурты Азис думал низвергнуть внука Калиты, но, видя свою слабость, предпочел дружбу с ним, «за что Дмитрий Иванович изъявил ему благодарность».
В 1364-1365 годах случилась на Руси ужасная моровая язва. В Москве, Коломне, Нижнем Новгороде, Ростове, Твери, Торжке, Смоленске и в других городах умирало в день от 20 до 100 человек. А незадолго до язвы Москва претерпела ещё и великий пожар, названный Всесвятским. После пожара весною 1367 года и был заложен каменный московский Кремль. Дмитрий Иванович готовился явно действовать против монголо-татар и деревянные укрепления в Москве заменял каменными.
Тогда же мурза ордынский Тагай, властвуя в мордовской земле, выжег нынешнюю Рязань. Русские князья Олег, Владимир Пронский и Тит Козельский настигли и разбили Тагая в кровопролитном сражении.
Та же участь постигла другого монгольского хищника Булат-Темира, который разорил селения на Волге. Сам Булат-Темир ушел в Орду, где хан Азис велел его умертвить.
Все эти ратные действия не предвещали монголо-татарам ничего хорошего. И русские ушкуйники в этот период особенно нагло грабили не только монголо-татар, но и купцов, что было совершенно во вред для Руси. Княжеским посланникам и наместникам приходилось извиняться перед ограбленными купцами и даже выплачивать им компенсацию за похищенное ушкуйниками имущество.
В 1367-1368 годах великий князь Дмитрий Иванович, готовясь к решительной борьбе с Ордою, старается утвердить порядок внутри Отечества, наказывая ушкуйников, охочих до чужого купеческого добра, прекращая междоусобия князей, отбиваясь от немцев и князя литовского Ольгерта и примкнувшего к нему тверского князя Михаила.
В это время Мамай силою и хитростью соединил Золотую Орду со столицею Сарай, где царствовал Азис, и свою Волжскую Орду, объявив себя ханом Мамант-Салтаном. Желая разжечь междоусобицу на Руси, в 1371 году Мамай вручает ярлык на великое княжение владимирское тверскому князю Михаилу, который задумал свергнуть князя Дмитрия Ивановича посредством татар.
Но тщетно Михаил надеялся склонить на свою сторону граждан княжества владимирского, они единодушно сказали ему: «У нас есть государь законный; иного не ведаем». А на военную помощь Мамая Михаил не рассчитывал, надеясь на собственные силы. Но и Дмитрий Иванович не обратился к Мамаю за помощью и поддержкой. Он уже чувствовал за собой силу и поддержку населения. Но и не считаться с Мамаем князь Дмитрий тоже не мог. Он выжидал, и на поклон к Мамаю не шел.
П. Косс.
Продолжение следует.
risk-inform.ru/text/2006/50/kulikovo50.html |
(2627 раз прочитано) |