A- | A | A+ 12pt | №29, 26 июля 2006 года («РИСК») |
Нам пишут |
«ОНЕГИН БЫЛ БОЛЬШОЙ ПЕДАНТ»
Уважаемая редакция! Обращаюсь к вам в надежде, что мою проблему поддержат и не останутся в стороне родители тех абитуриентов, которые не смогли пройти испытательные экзамены в ВУЗы и СУЗы не из-за собственной неграмотности, а потому что нет у них связей или нужной суммы для поступления.
Моя сестра в этом году закончила школу. Из всех вузов и факультетов сама выбрала филологический факультет ТывГУ. Мы были уверены в ее способностях. Она сама приехала и сдала документы для поступления. На первом экзамене 18 июля в Кызыле с ней из родителей и близких никого не было. Написав сочинение, она сообщила, что из предложенных тем выбрала «легкую» – проблема одиночества Евгения Онегина – и что она сочинение написала. На следующий день в 13 часов она позвонила в Шагонар и со слезами сообщила, что в списках абитуриентов, получивших положительные оценки по сочинению, ее фамилия не значится. Я попросила ее подождать моего приезда. Приехали мы в Кызыл в 16 часов, нашли друг друга и подошли к двери кабинета ответственного секретаря приемной комиссии ТывГУ. На мой вопрос о подаче апелляции Дан-Сюрюн Р.С. сказала, что мы с апелляцией опоздали, и что рабочий день у них закончился. Апеллировать надо было, с ее слов, с 14 часов до 15 часов. Однако такой информации на стенде для абитуриентов не было. Было лишь написано: «Апелляция по итогам экзамена будет производиться с 14 часов в 218 каб.». Я возразила, сказав, что распорядок работы приемной комиссии не указан, а рабочий день – не закончился. И что временной отрезок в течение часа, когда подается апелляция, не указан, что многие абитуриенты просто не знают, как нужно подавать апелляцию, поскольку работники приемной комиссии ТГУ не провели соответствующую работу среди абитуриентов. В конце концов, о том, что с 14 часов до 15 часов преподаватели сидят и ждут абитуриентов, мы просто не могли знать. Насколько известно, по закону апелляцию подают в день объявления оценки, а этот день еще не закончился.
В 18 часов Дан-Сюрюн Р.С. пошла мне навстречу и по телефону попросила председателя предметной комиссии Принцеву Г.И. приехать и показать нам работу моей сестры. Принцева Г.И. приехала. Я извинилась за этот вызов. После прочтения работы Принцева Г.И. спросила: «И что? Почему «два»? Если НУЖНО, можно оценку поставить и выше». Затем мне передали сочинение, чтобы я его прочитала. Прочитав сочинение, я убедилась, что отрицательная оценка была поставлена незаслуженно. Были две ошибки: орфографическая на правописание Н и НН в кратких причастиях и грамматическая (не была четко написана буква «а» в окончании). Что касается раскрытия темы, стиля изложения, то работа была написана, на мой взгляд, достаточно полно с изложением произведения. Были включены цитаты, выдержки из текста. Раскрыт образ Евгения Онегина, освещена проблема одиночества героя, несмотря на его место в высшем свете, отношения с другими героями и т.д. Подчеркнутые красной пастой предложения я перечитала и попросила объяснить, по какой причине данные предложения подчеркнуты. Тогда Принцева Г.И. предложила нам подойти на следующий день к 13 часам, чтобы она создала комиссию, когда подойдет преподаватель Цыба И.И., которая проверяла эту работу.
20 июля мы приехали несколько с опозданием – в 14 часов. На пороге кабинета ответственного секретаря я попросила извинения. Принцева Г.И. со словами: «Без крика, иначе я брошу Вашу работу, повернусь и уйду! Вы мне надоели, ходите каждый день, капаете на нервы! У меня от вас голова болит!», – вышла с коробкой экзаменационных работ в соседний кабинет. Ни слова не говоря, я прошла за ней. Там она села за стол, протянула мне лист с сочинением и сказала: «Работа правильно оценена, что Вы еще хотите?» Я удивилась, поскольку еще вчера у нее было совершенно противоположное мнение. Об этом я ей и сказала, попросив перечитать работу. Я подумала, что она, может быть, забыла о нашем разговоре 19 июля. Принцева Г.И. была непреклонна: она наотрез отказалась читать сочинение, сказав, что ей это не нужно, что она и так видит: работа сплошь исчерчена красной пастой. «В таком случае я буду вынуждена обратиться в прокуратуру, чтобы они разобрались в данной конфликтной ситуации», – ответила я и стала подниматься со стула.
Принцева Г.И. выхватила у меня из рук лист, сунула в коробку и стала громко звать Дан-Сюрюн Р.С. Я остолбенела, стояла рядом, никаких движений не предпринимала, лишь смотрела на нее. Вокруг были люди: работники ТГУ, абитуриенты с родителями. Они вспомнят эту сцену и подтвердят мои слова. За столом сидела девушка, работающая в приемной комиссии, и сказала: «Сколько можно? Уже второй день ходят, шум поднимают». Тогда я, на тон повысив голос, чтобы было слышно всем, ответила: «Если неправильно оценивают сочинение и при этом неправильно ведут себя, то шум поднимать нужно! Я буду опротестовывать ваши действия не только в отношении моей сестры, а подниму вопрос о пересмотре всех 123 работ абитуриентов, получивших оценку «2» и пересмотре четырех работ, оцененных на «4». Остальные «троечные» работы, без всякого сомнения, тоже наполовину «натянутые». Какими критериями руководствуются преподаватели ТГУ, ставя «2» или «3»?
Чего только не было высказано в мой адрес! Я по национальности тувинка, дома, с друзьями общаюсь на родном языке. И когда волнуюсь, у меня могут быть ошибки. На это и было мне указано. Впрочем, и преподаватели ТГУ, при составлении текста объявления элементарно не замечают значения предлога «с», когда пишут «апелляция с 14 часов», когда было необходимо написать «с 14 часов до 15 часов».
В результате «разборок» в истерике убежала моя сестра. Таков удар первого взрослого испытания моей сестры. Все наши слова на уроках в школе о Добре, Милосердии и т.д. она увидела воочию. Убедилась, что если нет связей или нужной суммы, то и нечего лезть со своими знаниями, т.е. «со свиным рылом в калашный ряд». Первый жизненный урок прошел. Нам было предложено с «условной» тройкой прийти в субботу на второй экзамен (устный по русскому языку). Сестра отказалась. С предвзятым отношением преподавателей вряд ли даже медалист пройдет эти испытания.
Когда я стояла в коридоре и ждала Цыбу И.И., в кабинет прошли по поводу подачи апелляции две девушки: одна закончила школу №1 г.Кызыла, вторая – из Танды. В апелляции им было также отказано. Сколько еще не знающих своих прав абитуриентов уйдет «не солоно хлебавши»? Неужели такие порядки – норма при поступлении в ВУЗ? А если не норма, то куда смотрит ректор?
Не знаю, ответят ли высокие башкы на мои вопросы. Скорее всего – нет. Но надеюсь, наш горький опыт общения с коллективом ТывГУ окажется полезным для других абитуриентов и их родителей.
Середар С.М.
От редакции. Евгений Онегин, по авторитетному мнению А.Пушкина, был педант, то есть «человек, отличающийся преувеличенной приверженностью к определенному порядку», а кроме того – потомственный дворянин с явно гипертрофированными представлениями о чести. По меркам современного высшего образования – совершенно «лишний», абсолютно бесполезный человек. Ни посторожить, ни украсть. Если такого назначить членом приемной комиссии, он бессовестно испортит жизнь любому слаженному коллективу преподавателей. А ведь, как известно, для педагогов, получающих от государства крохи, выпускные и приемные экзамены – настоящая страда, время сбора урожая. Главная возможность срубить «бабки». Есть, конечно, и еще разные «промежуточные» аттестации, контрольные, курсовые и дипломные. Уже давно устоялись тарифы. Но случай крупно хапнуть есть только на вступительных. Когда решается судьба обожаемого чада, отдельные родители готовы не постоять за ценой. По доходящим до нас слухам, бюджетные места распределяются задолго до экзаменов, исходя из должностного и имущественного положения родителей. «Халява» давно закончилась. А мы удивляемся, почему преподавательские коллективы вузов так ополчились против ЕГЭ. Любой возмутится, когда ему норовят залезть в карман.
Так может быть, просто-напросто продавать бюджетные места с аукциона. Честнее будет, как-то порядочнее. И деньги в казну, а уж потом из бюджета – на преподавательскую зарплату. Или вообще – никаких «бесплатных мест». Всё за деньги. Заключать со студентами договоры, выдавать долгосрочные кредиты на оплату учебы.
Мы попросили автора письма показать копию злополучного сочинения, но выяснилось, что приемная комиссия отказалась её выдать. На каком основании? А просто так – без всяких оснований. Очевидно, чтобы не было возможности доказать свою правоту.
А что значит «условная тройка»? Намек на то, что она может стать «безусловной» при определенных обстоятельствах? Тогда повесьте объявление, куда нести – кому сдавать.
Не смог бы Евгений Онегин работать в Кызылском университете. Если бы его оттуда заблаговременно не вытурили, то он сам вызвал бы ректора на дуэль и застрелил как последнего Ленского. Из любви к порядку и для торжества справедливости.
risk-inform.ru/text/2006/29/onegin29.html |
(3392 раза прочитано) |