A- | A | A+ 12pt | №29, 26 июля 2006 года («РИСК») |
Мечты, мечты... |
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В ТУВУ: БЛЕФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
Накануне предстоящих осенью выборов депутатов Великого Хурала Туву наводнили федеральные чиновники. Самым главным из них, пожалуй, был председатель Совета Федерации Сергей Миронов. И олигарх Пугачев, в перерыве между заседаниями СФ занимающийся реализацией проекта принадлежащего ему Межпромбанка по предпродажной подготовке Элегестинского месторождения угля, не мог не организовать презентацию проекта строительства железной дороги в Туву, без которой месторождение коксующихся углей с выгодой не продать.
И потому 18 июля в правительстве Тувы такая презентация состоялась. Её целью была агитация за бюджетное финансирование строительства железной дороги, а стоит это, по оценке Межпромбанка, более 74 млрд. рублей. Впрочем, удачной презентацию назвать трудно. Еще бы! Организаторы шоу фактически агитировали сами себя, поскольку никого из заинтересованных лиц в зале не было. При этом они невольно раскрыли свои карты, показав бесперспективность их подхода к решению поставленной задачи. Впрочем, судите сами.
Сначала долго и нудно держал речь Ш.Ооржак. Ничего нового он не сказал, а только продемонстрировал неумение пользоваться современной оргтехникой. Было неловко смотреть, как Шериг-оол Дизижикович, запинаясь, читал по бумажке незатейливый текст, хотя у него перед носом был открыт современный компьютер – ноутбук. Видимо, пользование им для Ооржака – большая сложность. И он предпочел читать мятый клочок бумаги, на котором текст был напечатан недостаточно крупными буквами.
Затем слово представили ветерану инвестиционной деятельности в Туве А.А.Мельникову. Он с присущим ему нестареющим задором рассказал, как намерен осчастливить тувинцев своим новым начинанием – строительством железной дороги. Нужно сразу признать – докладывал ровно, спокойно и с чувством собственного достоинства. Точно так же, как 15 лет назад обещал Туве процветание через инвестирование сельского хозяйства Краснодарского края на деньги, предназначенные сельхозпредприятиям Тувы, как позже обещал бездефицитный бюджет после пуска в эксплуатацию овчинно-шубной фабрики и коврового производства. Впрочем, он с не меньшим азартом осуществлял и другие грандиозные проекты, сулившие республике экономический бум: паркетное производство, спиртзавод, изготовление детского питания, кондитерская фабрика и многое-многое другое.
Вспомнилось, как он однажды в паре с олигархом Пугачевым взял под свое крыло действующее производство – Кызылский пивзавод. Но так же, как и в случае с овчинно-шубно-ковровым производством, все закономерно закончилось банкротством.
Впрочем, вряд ли могло быть иначе, учитывая, что еще в бытность первым заместителем председателя Совмина Тувы, а затем вице-президентом республики Алексей Александрович считался специалистом по части сельского хозяйства и активно занимался реформированием агропромышленного комплекса республики. Его работой Шериг-оол Дизижикович был очень доволен, но в результате кипучей деятельности вездесущего Мельникова теперь в Туве в основном привозные молоко, масло, мука, мясо и колбаса, а местное население вынуждено заниматься коллективным производством на сборе конопли.
Правда, негативный опыт мельниковских нововведений не мешает ему и дальше инициировать новые глобальные проекты. Четыре года назад он обещал наладить водный путь по Енисею с тем, чтобы тувинский уголь забесплатно доставлялся до железной дороги возле Саяно-Шушенской ГЭС. Правда, этот блеф был недолгим: очень скоро оказалось, что он ни с экономической, ни с экологической точки зрения несостоятелен. И потому тут же родился новый проект – железнодорожный. Вернее – возродился. Еще при советской власти экономисты Госплана СССР посчитали и убедились – проект нереализуем. Теперь Мельников с Межпромбанком решили доказать обратное, «пустившись во все тяжкие». Участие в конкурсах, презентации проекта ведутся как в России, так и за границей. Такое впечатление, что весь мир поставлен на уши. Правда, результат пока – нулевой. И вот – наступление на председателя Совета Федерации С.Миронова.
Оговоримся сразу: вряд ли Мельников достиг чего-нибудь реально положительного. Все, что он говорил, сказано-пересказано много раз. К тому же Совет Федерации – не тот орган, что выделяет деньги. Но кое-что из сказанного имеет смысл вспомнить. Как сообщил докладчик, проект уголь-дорога с экономической точки зрения разбит на 2 подпроекта. Угольный – с высокой рентабельностью и сроком окупаемости в 6 лет и железнодорожный – с нулевой рентабельностью. Видимо, в этом и «зарыта собака». Всем понятно, что государство вряд ли возьмется осуществлять за свой счет проект с нулевой рентабельностью. Тем более, что объем капвложений при строительстве железной дороги в Туву растет как на дрожжах. Если вначале Ооржак говорил о 5 млрд. рублей инвестиций, то теперь заявлено требование в 74 млрд. рублей. Мало кто сомневается, что к окончанию строительства (если оно вообще начнется и будет вестись под патронажем Межпромбанка) эта цифра подскочит к двумстам миллиардов рублей.
Как пример, можно посмотреть на динамику роста цены строительства Музея в Кызыле: тендер выиграли за смешную цену в 12 млн. рублей, уже вложили 119(!) млн. и просят еще 24 млн. рублей. Вместо двух лет строят 10 и конца-края стройке не видно. В принципе, почти все участники процесса – те же. И потому в результате можно не сомневаться.
Затем слово взяла Л.Нарусова. По неприятно набухшим мешкам под глазами сенаторши можно было сделать вывод о проведенных бессонных ночах в поисках тувинского железнодорожно-угольного счастья. Людмила Борисовна с неподдельной дрожью в голосе долго стенала по поводу унизительно дотационного бюджета ставшей ей родной республики, посетовала, как ей трудно в паре с Пугачевым выпрашивать в Минфине России деньги для Тувы и убеждала собравшихся, что реализация проекта олигарха Пугачева увеличит доходную часть бюджета в 6 раз, и тувинцам не придется таскать шпалы на строительстве дороги, т.к. их всех обучат железнодорожным специальностям, и у них будет высокооплачиваемая квалифицированная работа как на строительстве, так и при эксплуатации дороги.
Прелестная женщина, но уже бывшая депутатом, советником Президента страны, руководителем благотворительного фонда и пр., избравшая своей главной должностью статус вдовы, поведала присутствующим, что уже нынче четверо тувинцев поступят на бюджетные места в Новосибирский институт железнодорожного транспорта. И к тому времени, когда начнется строительство, они станут высококлассными специалистами. А всего в Туве будет создано 10 тыс. новых рабочих мест. Правда, это несколько диссонировало с заявлением Ооржака и Мельникова – они начать строительство обещали уже в следующем году, а не через 5-7 лет, как доложила Нарусова.
Апофеозом мероприятия было выступление владельца Межпромбанка С.Пугачева, претендующего на бюджетное финансирование собственного проекта. Сергей Петрович на всякий случай заявил, что презентируемый проект – уникальный для России. Другого такого просто нет. Он, по мнению банкира, и высокодоходный и легкореализуемый. По его мнению, Элегестинское месторождение – уникально. Равных ему в мире нет ни по качеству, ни по запасам угля. Желающих вложить в него свои деньги, со слов оратора, – хоть отбавляй. Или пруд пруди. И его обращение к государству, не знающему, куда девать нефтедоллары, с предложением за счет бюджета страны построить железную дорогу – лишь шаг благородного человека, радеющего за интересы не чуждого ему государства. В России и за границей имеется множество бизнесменов, готовых вложить собственные деньги в его проект, но он дает государству последний шанс принять участие в грандиозном строительстве железной дороги в Туву.
Олигарх поделился с председателем Совета Федерации и наметками по поводу предстоящего строительства. Оказывается, китайцы уже построили такую же по сложности железную дорогу в Тибете. Готовы построить и нашу. Так что фактически никаких проблем и нет вовсе. И тут подумалось: зачем 3 года просить деньги у государства, если от желающих «вложиться» нет отбоя? Зачем безрезультатно участвовать в конкурсах на бюджетное финансирование, если проблемы денег – нет? Зачем готовить кадры и откладывать начало строительства на 5-7 лет, если китайцы придут и все построят сами? Или, может, все дело в том, что частные инвестиции труднее украсть, чем бюджетные, а подготовка кадров – лишь дымовая завеса китайской экспансии?
Впрочем, эти выводы нам не кажутся серьезными. Активизация агитации вокруг тувинской железки – не более чем очередной предвыборный пиар, который должен помочь Ооржаку остаться у власти, а Пугачеву – продать неликвидный товар (Элегестинское месторождение). И к Миронову они обращаются также напрасно – при всем уважении к спикеру следует иметь в виду, что решение подобных вопросов – прерогатива Парламента Тувы, Правительства России и Президента страны. А вот их уговорить пока не удается...
А еще следует отметить несерьезность мероприятия. Выступающие ни словом не обмолвились о трудностях реализации проекта. А их – немало. И дело даже не в том, что он негативно воспринимается в тувинском обществе. Для разработки Элегестинского месторождения угля необходимо 60 МгВТ электроэнергии, в том числе на первом этапе – 20 МгВт. А вся республика сегодня потребляет 140 МгВт и имеет резерва не более 7 МгВт. Кроме того, для транспортировки даже не 6 млн. тн. угля в год, а 2 млн. тн. необходимо провести реконструкцию автомобильной трассы М-54 Кызыл-Абакан – усилить дорожное полотно и на 3 метра расширить, укрепив мосты. Эта работа не одного года и требует 3 млрд. рублей капиталовложений. Этим никто в тувинском правительстве или Межпромбанке не занимается. И понятно – почему. Ни строить железную дорогу, ни тем более добывать коксующийся Элегестинский уголь никто всерьез не намерен. Прохиндеям лишь необходимо какое-нибудь сомнительное решение по бюджетному финансированию строительства ж/д Курагино-Кызыл с тем чтобы продать месторождение. Именно поэтому с 2002 года Мельников и Пугачев не добыли ни тонны угля и даже не утвердили запасы. Впрочем, не опускайте рук, господа. У вас еще все может получиться. Только трудиться нужно, как говаривал юморист, тщательней. С ударением на последний слог.
Семен Сучков-Задиристый
risk-inform.ru/text/2006/29/jd29.html |
(3207 раз прочитано) |