A- | A | A+ 12pt | №19, 17 мая 2006 года («РИСК») |
НАЦПРОЕКТ ДЛЯ ТЫВЫ. УВЫ!
КОНФЛИКТ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ
В РЕСПУБЛИКЕ ВЫХОДИТ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Одно из главных направлений работы российской власти сегодня – реализация национальных проектов. Здесь решается широкий спектр социальных проблем: состояние здравоохранения и образования, жилищного рынка и сельского хозяйства в конечном счете определит, каким будет качество жизни россиян в ближайшем обозримом будущем.
Само собой разумеется, что национальные приоритеты имеют региональный аспект. Такого рода масштабные проекты разрабатываются в центре, но конкретное воплощение получают на местах.
Готова ли сегодня к этой напряженной работе Республика Тыва? Вряд ли. И вот почему. Республика вот уже много месяцев пребывает в состоянии перманентного конфликта между законодательной и исполнительной властью. Демократический принцип разделения властей на ветви, обеспечивающий систему сдержек и противовесов, здесь, похоже, привел к ступору. Противостояние правительства и Великого Хурала, обостряясь день ото дня, приняло крайние формы. Поэтому выяснение обстоятельств, приведших к такой патовой ситуации, имеет общественное значение.
О социально-экономическом положении в Тыве можно говорить много, приводя различные статистические данные. Но сам за себя говорит хотя бы такой факт: на сайте Минфина значится, что республика по уровню дотационности занимает одно из первых мест в стране.
Причина кризиса, который прежде всего выражается в катастрофически низком состоянии социально-экономической сферы, комментирует председатель Законодательной палаты Великого Хурала Василий Оюн.
– Положение в республике за последние несколько лет настолько ухудшилось, что парламент счел необходимым обратиться к президенту страны с просьбой отстранить от должности бессменного председателя правительства Тывы Шериг-оол Ооржака, который занимает этот пост вот уже 15 лет. Именно с этой несменяемостью многие связывают то, что мы сегодня оказались у разбитого корыта. Именно утвердившаяся у нас единоличная исполнительная власть несет ответственность за развал промышленных предприятий и сельского хозяйства республики.
В селах безработица запредельная, люди не живут, а выживают. Собирают дикорастущую коноплю, продают любую железку в металлолом – все, что можно унести из развалившихся совхозов и предприятий. Почти ничего не осталось от комбината «Тувакобальт», завода ДСК. Закрылись транспортные предприятия, комбинат крупнопанельного домостроения, Элегистинский и Кызыльский кирпичные заводы. На дотациях из центра еще как-то держатся лишь школы и больницы. В 1990 году, когда премьер принял республику, она обеспечивала себя сама на 43 процента – остальные деньги давал центр. Сейчас этот показатель упал до 12 процентов. Таким образом, на 88 процентов республика дотационна.
– И все-таки, насколько во всем этом конкретно виновен руководитель республики?
– Мы ставим вопрос так: несостоятельная хозяйственная и социальная политика стала результатом нарушений федерального и местного законодательства. Простой пример: своим указом Ш.Д. Ооржак незаконно снизил размер детских пособий. Женщины стали подавать в суд и выигрывать. Так по суду бюджет с ними и расплачивается.
Если говорить об экономике, то в республику практически не идут инвестиции. Потому что такого рода вопросы, как у нас говорят, надо согласовать с «семьей». Так погиб комбинат «Тувакобальт». Он был частью технологической цепочки «Норильского никеля», но даже такому небедному предприятию предложение поделиться с семейным кланом показалось чрезмерным. В итоге «Тувакобальт» без «Норникеля» просто обанкротился.
Есть меткая фраза: одни воруют от прибылей, другие – от убытков. Так вот у нас именно от убытков. Счетной палатой республики установлено, что из-за грубейших нарушений законодательства в финансировании строительства подрядчикам только по 17 проверенным объектам переплатили более 100 миллионов рублей. Объекты строятся без технико-экономического обоснования, что обошлось бюджету прямыми потерями 897 миллионов рублей. Есть настоящие стройки-фантомы. Например, кондитерская фабрика поглотила уже 124 миллиона рублей. Кредит на ковровую фабрику обошелся республике в 582 миллиона рублей. И теперь ее тихо, келейно, за бесценок хотят приватизировать те, кто закачивал в нее народные деньги. Точно так же вкладываются средства в строительство линий по производству паркета, детского питания и другие невиданные по срокам строительства и ценам проекты... Местному и федеральному бюджету за все это пришлось раскошелиться на 1,5 миллиарда рублей. И главное, мы не можем добиться от исполнительной власти отчета. Парламент не утверждает исполнение бюджета, а правительство во главе с Шериг-оол Ооржаком это игнорирует.
– Получается, что правительство распоряжается бюджетом единолично?
– До сих пор не утверждены отчеты по исполнению республиканских бюджетов за 2003 и 2004 годы. Правительство, получив более 10 миллиардов рублей, сначала не отчиталось, не объяснило, куда их истратило. Потом внесло изменения и после завершения финансового года хотело их утвердить. Самовольное перекраивание бюджета ломает всю утвержденную законом инвестиционную программу. Да и не можем мы утвердить бюджет, если нецелевое использование бюджетных средств составляет более 200 миллионов рублей.
Я особенно хочу подчеркнуть, что правительством до сих пор не представлены отчеты по исполнению программ социально-экономического развития за 2002-2004 годы. Это еще сотни миллионов рублей. Не для этого нас избирали депутатами, чтобы мы попустительствовали расхищению и разбазариванию средств. Правительство должно за это ответить.
– Как отреагировал глава республики на обращение депутатов о его отставке?
– Отреагировал испытанным способом – решил прикрыться народом. Стали собирать учителей, врачей для «народного одобрения» своего курса. Из коллективов просто выдавливали хорошую оценку деятельности правительства. Но такой фокус с учителями, например, не прошел. Все-таки они из федерального бюджета финансируются. А местных бюджетников припугнуть в нашей глубинке легко.
Сейчас в окружении Ш.Д. Ооржака много некомпетентных, но лично преданных ему людей. Он оттолкнул от себя настоящих профессионалов, самостоятельно мыслящие кадры. За годы правления республикой он так и не сумел наладить конструктивный диалог со всеми четырьмя созывами парламента. Давнее и жесткое противостояние между правительством и парламентом было и остается источником политической нестабильности в республике.
– Можно ли говорить о кризисе власти в республике, об открытом противостоянии исполнительной и законодательной власти?
– Честно говоря, когда произошли известные события в Бишкеке, я ловил себя на мысли, что у нас ситуация чем-то схожа с киргизской.
Надо сказать, что в Тыве коренное население по своему характеру очень терпеливый народ, но и он способен взорваться. Республику покидают русские, сегодня их осталось менее 20 процентов от всего населения, а было почти в два раза больше. Зреет глухое недовольство властным беспределом, бесправием основной массы людей. Сейчас у нас наблюдается стихийное переселение сельских жителей в города, поскольку они не видят перспектив для нормальной жизни и работы. Республика у нас небольшая, все так или иначе друг друга знают. Для простых людей не секрет, что распределение должностей идет по родству, знакомству, по принципу личной преданности. Людей это возмущает. Они смотрят телевизор, читают центральные газеты, слышат разговоры о гражданском обществе... И тут же сталкиваются с тем, что кадровая политика, экономика превратились в поле исключительного бизнеса одного клана, стоящего у власти.
Глава республики считает депутатов своими врагами. Он мыслит категориями войны и заговоров, не хочет считаться с демократическими процедурами и институтами. Вот последний пример. Депутаты дважды не утвердили Монгуша Самойлова в должности заместителя председателя правительства. Но спустя две недели появляется указ о его назначении министром по реализации национальных проектов. Таким образом меняется структура правительства, а мнение депутатов игнорируется. Согласитесь, это о многом говорит. Словом, у меня сложилось убеждение, что работать при реальном равноправии законодательной и исполнительной власти Шериг-оол Дизижикович не может. Он привык к единоначалию и не в состоянии смириться с тем, что кто-то или что-то его власть ограничивает и контролирует.
Ярошин Константин,
«Труд»
risk-inform.ru/text/2006/19/nacproekt19.html |
(2609 раз прочитано) |