A- | A | A+ 12pt | №11, 22 марта 2006 года («РИСК») |
БУДЕТ ЛИ КИРГИЗСКИЙ ВАРИАНТ?
В небольшой республике, где все давно друг друга знают, а уж чиновники высокого (и даже не очень высокого) ранга и разного рода политики и вовсе находятся на виду, трудно удержать в тайне что-нибудь, не говоря о грядущих изменениях во властных эшелонах.
Республику продолжительное время лихорадит, и причиной всему – не утихающие страсти по поводу противостояния правительства и парламента. Следует сказать, что в Туве парламент называется Великим Хуралом и состоит из двух палат. Верхняя – Палата представителей – со 130-ю депутатами и нижняя – Законодательная – в которой трудятся 24 депутата на постоянной основе. Говоря о противостоянии, местные аналитики и политтехнологи подразумевают противостояние между правительством и депутатами Законодательной палаты. Надо отметить, что она должна быть представлена тридцатью двумя депутатами, но, несмотря на бесконечные довыборы, за все четыре года полномочий положенного количества депутатов республиканский парламент так и не получил.
Для кворума 24 голосов хватает только-только, но вот тут собака и зарыта. Все четыре года парламент постоянно находится на грани роспуска, ведь если возникнет какая-либо форс-мажорная ситуация и вдруг, не дай Бог, что-нибудь случится хотя бы с тремя депутатами, то всё – Законодательная палата перестает существовать. Как утверждают все те же знатоки местных политических нравов, подобная схема работы парламента – с минимальным количеством депутатов – планировалась заранее, еще четыре года назад во время выборной кампании. В чем резон? А все очень просто: будет кворум – парламент будет работать, не будет кворума – парламент нелегитимный, а, следовательно, подлежит роспуску.
Практика давления на депутатов ЗП уже давно опробирована и эффективно применяется. Она принимает формы как психологического давления, так и прямых угроз и шантажа. О том, в каком уродливо-неприглядном виде она выливается на страницах местных средств массовой информации и говорить не приходится – это тема отдельного разговора. Но совершенно однозначно, что подобного рода информационные войны, инициируемые правительственной стороной, нисколько не добавляют ей авторитета. Общественное мнение, чутко реагируя на любые выпады исполнительной и законодательной властей друг против друга, колеблется из стороны в сторону, создавая почву для политической нестабильности в республике.
Но не надо думать, что в арсенале давления на депутатов есть только грубые приемы. Также широко используются и методы подкупа. Так, в последнее время с несколькими депутатами были проведены переговоры – им были предложены высокие посты в республиканском правительстве, а также солидные суммы в долларовом исчислении каждому согласившемуся со столь лестным предложением. Депутат от Улуг-Хемского района Кан-оол Даваа, с которым представители правительства проводили «проникновенные беседы» и предлагали «доходное место», задается вопросом: откуда столь солидные деньги в глубоко дотационной республике? Где находятся столь неисчерпаемые источники, чтобы за сложение депутатских полномочий давали по 60 тысяч долларов? Именно столько четыре месяца назад предлагали депутату ЗП Виталию Бартына-Сады, возглавляющему Комиссию по проблемам зоны затопления Саяно-Шушенского водохранилища.
Вообще для Тувы очень характерна так называемая клановость, а в последнее время этот анахронизм усугубляется искусственным делением малочисленного народа на западных и не западных тувинцев. Но все близкородственные связи в структурах государственной власти настолько прозрачны, что в республике ни для кого не является тайной: кто, кому и за сколько продал то или иное «теплое» местечко с мягким чиновничьим креслом, чья и каким образом рука руку моет. Совершенно естественно, что родство и кумовство в руководстве республики приводят к круговой поруке, а коррупция, взяточничество и иные неблаговидные для госслужащих деяния – всего лишь следствие этой круговой поруки.
Возможно, для того, чтобы лишить парламент кворума и распустить депутатский корпус, теперь уговорам подвергаются подряд все депутаты. Но в череде тайных переговоров с депутатами интересен случай с В.Бартына-Сады. Как уже было сказано, он возглавляет депутатскую Комиссию по разрешению проблем зоны затопления. Самая большая часть самой крупной в России Саяно-Шушенской гидроэлектростанции находится на территории Тувы и вот уже более четверти века никто из республиканского правительства всерьез не занимается ее проблемами. А за 25 лет работы гидростанции эти проблемы обернулись для республики огромным ущербом в более чем полтора миллиардов рублей.
Депутатская Комиссия решительно и принципиально занялась этими вопросами и, конечно же, первым делом стала обращаться к Председателю правительства Ш.Ооржаку. Кто как не он должен был заниматься этими проблемами? Но за более чем шестнадцатилетнее руководство республикой Шериг-оол Ооржак так ни разу и не обратил свой взор в сторону Улуг-Хемского и Чаа-Хольского районов, которые ежегодно подвергаются затоплению. На сходах граждан этих районов отчаявшиеся жители с болью и непониманием говорили о том, что Председатель тувинского Правительства полностью игнорирует их унизительно бедственное положение, не отвечает на их письма, обращения и депутатские запросы.
Может возникнуть впечатление, что Ш.Ооржак просто не знаком с проблемами зоны затопления. Но это не так. Тому есть документальные подтверждения. Одно из них – «Протокол совещания в Обкоме КПСС по вопросам зоны затопления водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС» от 13 апреля 1989 года. В совещании принимали участие главный специалист Госплана СССР Т.Светлова, начальник Енисейского Бассейнового водохозяйственного объединения Минводхоза РСФСР Н.Калинин, начальник подотдела Госагропрома РСФСР В.Салтанов и другие высокопоставленные лица еще Тувинской тогда АССР.
На совещании довольно самокритично говорилось о том, что «...зоной затопления мы занимаемся очень долго, много было скандалов и стычек с Минэнерго СССР, а в зоне затопления сейчас все уничтожено и вырублено». Но больше всех в унисон всем вторил Шериг-оол Ооржак, в то время занимавший пост секретаря Обкома КПСС: «Для нас этот вопрос не только экономический, но и нравственный, моральный. Ведь, говоря о сельхозугодьях, попавших в зону затопления, следует сказать, что сегодня нет земель целого района, Чаа-Хольского. Но сегодня там нет около 200 русских и хакасских семей, выехавших за Саяны. Сколько порушено людских судеб!»
Вот с таким пафосом обращался к высоким руководителям союзного значения Шериг-оол Ооржак, который буквально через год возглавил Совет Министров республики, а еще через два года был избран Президентом Тувы. Но со времени того совещания минуло 17 лет, уже порядком позабылись даже названия столь некогда грозных ведомств как Госплан СССР, да и той страны уже нет, да и РСФСР стала называться гораздо короче, но вот людские страдания остались. Повторим вслед за Шериг-оолом Ооржаком: «Сколько порушено людских судеб!»
Правда, он сам вряд ли сейчас рискнет произнести вслух эти слова при жителях многострадальных затопленных территорий, которым и невдомек, что на нищенское существование их собственноручно обрек именно он и никто иной.
В 2000 году акт Центральной комиссии РАО «ЕЭС России» по приему плотины Саяно-Шушенской ГЭС и Майнской ГЭС втайне от всех подписал от Республики Тыва Ш.Ооржак. Втайне, потому что такого рода акты подписываются после обсуждения в парламенте. А в соответствии с законодательством РФ акт Центральной комиссии РАО «ЕЭС России» относится к ведомственным актам и Государственным актом считаться не может. Государственную комиссию по заинтересованному умолчанию не создавали, а ведомственный акт Центральной комиссии стал формальным основанием для отказа в финансировании объектов определенных в первоначальных планах переселения и по выплатам компенсаций. Общественность до сих пор находится в неведении о том, что первое лицо в республике сознательно пошел на серьезное нарушение закона. Ему ли не знать, что главным является акт Государственной, а не Центральной комиссии.
Ситуация в последнее время настолько накалена, что отчаявшиеся люди готовы на самые экстремальные действия. Ежегодно затапливаемые территории местные жители называют Шагонарским морем. Зимой, когда идет выработка запасов воды, Шагонарское море уменьшается, а летом, когда идут дожди, увеличивается. Увеличивается и затапливает более трех тысяч первоклассных сенокосов и пастбищ. Чабаны, издревле пасущие на этих землях отары, остались без средств существования. А заодно и без компенсаций за пользование территорией и даже без льгот на оплату за электроэнергию.
Жители решительно настроены весной этого года все-таки зайти на затапливаемые земли вместе с отарами и находиться там до тех пор, пока власти не начнут действовать на государственном уровне. Пусть это будет бунт, говорят они, пусть это будет своеобразный «киргизский» вариант развития событий, но ведь кто-то же должен когда-то обратить внимание на их ужасное положение!
Поневоле многие из них уже стали специалистами в гидроэнергетике и прекрасно стали понимать, что уже этой весной энергетики станут перед выбором: либо затопить отчаявшихся людей, которые решились и пошли на беспрецедентные действия, либо вынуждены будут сбрасывать воду вхолостую и остаться без запасов воды на зиму. Но самое страшное может случиться после – холостой сброс воды разрушает основание плотины, а это чревато потерей самой Саяно-Шушенской ГЭС, это прямой путь к катастрофе глобального масштаба. И отчаявшиеся жители зоны затопления скорее всего это тоже понимают.
Старики говорят, что мертвая вода зоны затопления убивает их детей и внуков, а до кабинета Ш.Ооржака невозможно достучаться. Им, по большому счету, не до какой-то там политической нестабильности, искусно раздуваемой интригами. Их вообще не волнует, кто и из какого кресла пересядет, сменив депутатский мандат на должность госслужащего. Сейчас для них главное – выжить. А для этого они готовы на самые решительные действия. Уже этой весной.
А. Эртине
risk-inform.ru/text/2006/11/kirgiz11.html |
(2471 раз прочитано) |