A- | A | A+ 12pt | №10, 15 марта 2006 года («РИСК») |
Фантастическая повесть |
РАЗРУШИТЕЛЬ
Профессор выглядел неважно – осунувшееся лицо, набрякшие мешки под глазами, даже всегда аккуратно причёсанные волосы были несколько взлохмачены. «Потрясённый колосс», – усмехнулся про себя Николай Шиховцев. Андрианов мрачно, но как-то невидяще уставился на него.
– Извините, Вячеслав Кондратьевич, вы, видимо, нездоровы. Я зайду попозже.
– Да нет, – вздохнул профессор и перевёл взгляд в окно. В кабинете повисло молчание, но оно, казалось, не тяготило Шиховцева.
– Да, дела-а-а-а, – наконец раздельно произнёс Андрианов, – вот ведь как всё обстоит. Захваченный вами робот не мог производить все эти разрушения.
– То есть как?
– Всё просто. Эта машина, которую вы захватили и выдаёте за «робота-разрушителя», просто механическая самодвижущаяся кукла.
– Но ведь разрушения прекратились!
– Да, и это для меня загадка.
– Вы намекаете, что я присвоил деньги, которые мне, наконец, удалось «выбить» на постройку «антиразрушителя»?
– Да нет, я как раз не о деньгах думал. О нравственности!
– Вот как? Скажите же напрямик, вы меня подозреваете?
– Я этого не говорю. Но если хотите... Смотрите, что произошло: чинились разрушения, и это было непонятно. Появляется человек, который требует крупную сумму, он её получает, и разрушения прекращаются!
– И этот человек – я! И я ведь уже не первый раз требовал денег... Так, по-вашему? А как же презумпция невиновности? И где доказательства, свидетели? Вам кажется, что разрушения и требования денег стыкуются между собой, а на самом деле – между ними пропасть. Напротив, всё обстоит вот как: разрушения прекратились, как только я получил средства на «антиразрушителя», я создал его и захватил «разрушителя».
Профессор, нахмурившись, вертел в руках любимую авторучку с платиновым пером.
– Я не сказал, с точки зрения учёного, главного. Я бывал на местах происшествий, брал пробы и делал анализы, и пришёл к выводу, что за небольшим исключением, разрушения произведены не этой механической куклой, а сгустком энергии необычайной мощности, подобной шаровой молнии. У захваченного вами робота нет установки для выработки подобного напряжения. Но я видел сплав, который может производить выброс энергии подобной интенсивности. И где? В руках следователя милиции! Парадоксальная ситуация! – Андрианов умолк, сообразив, что, вероятно, нарушил предписание следователя никого не посвящать в дела расследования, так как в цепи этих запутанных, непонятных происшествий находился ещё и труп! Но по лицу Шиховцева скользнула холодная улыбка, хотя внутренне он весь напрягся.
– Вот как? Мне кажется, Вячеслав Кондратьевич, мы поменялись ролями. Помните, я говорил о неземном происхождении робота, а вы смеялись, а теперь вы толкуете о какой-то сверхэнергии и её таинственном источнике. И даже милиция замешана!
После ухода Шиховцева профессор некоторое время сидел неподвижно, потом на лице его отразилась решимость. Он поднял трубку.
– Мне... следователя Олега Николаевича Иванова, пожалуйста!
– Я слушаю, – раздался через некоторое время ровный голос в трубке.
– Это Андрианов, профессор Андрианов вас беспокоит. Я вспомнил... одну деталь. Да. Николай Шиховцев поменялся со мной шинами. Я как-то пожаловался на то, что резина на моём автомобиле уже потёрта, а заниматься этим мне некогда. Тогда он предложил мне обменяться, но с доплатой. Вы знаете, он очень бережлив, я бы даже сказал – прижимист, хотя в данной ситуации это оправдано – шины-то почти новые.
– Зачем же он поменял новые шины на старые?
– Видите ли, он ведь приобрёл новую легковую машину, по-видимому, на гонорары от постройки своего «антиразрушителя», хотя, между нами говоря... в общем, это не телефонный разговор...
– Ну, что ж, давайте встретимся. Когда у вас будет свободных полчаса?
– Я могу вас навестить хоть сейчас. Извините, когда-то я был неправ относительно роли милиции в обществе, и вообще...
– Ну, что вы! Нам приходится выслушивать и не такое.
* * *
Полковник Мавлянов несколько минут пристально изучал принесённый дежурным офицером документы. В отчёте лейтенанта Юрия Миловидова были интересные данные о личности следователя милиции лейтенанта Олега Иванова и результаты наблюдений за его деятельностью – например, нахождение в зоне появления НЛО и обладание предметами, имеющими явно неземное происхождение...
Лейтенант Миловидов предлагал задержать следователя милиции Иванова на предмет выяснения его к причастности к нападению на НЛО с целью завладения предметами, принадлежащими космическому кораблю неземной цивилизации... Во втором документе была приведена расшифровка данных, полученных со спутника наблюдения. Там указывался генетический код человека, напавшего на НЛО, указаны фамилия, имя и отчество и место работы.
Полковник Мавлянов медленно прочёл вполголоса: «Юрий Алексеевич Миловидов, лейтенант, сотрудник четвёртого отдела ФСК...», некоторое время держал оба документа в руках, словно взвешивая или пытаясь найти какое – то связующее звено, потом нажал кнопку вызова дежурного офицера.
* * *
Шиховцев закончил работу несколько раньше обычного. Он вышел в институтский коридор и торопливо пошёл к выходу. К нему подошёл заведующий хозяйством и они несколько минут обсуждали вопрос о переносе нового, мощного монитора в смежную аудиторию. Это сулило известные неудобства для пользования, но завхоз ссылался на распоряжение ректора Андрианова, стремившегося, по его словам, сделать прибор более доступным для работников института. «Опять этот старый интриган даже в мелочах старается подчеркнуть превосходство своего служебного положения, ведь никому установка в данный момент так не нужна, как мне!» – с раздражением думал Николай, почти не слушая собеседника.
– Ну, хорошо, делайте, в конце концов, как посчитаете нужным, вы ведь получили распоряжение, причём здесь тогда я? – закончил он на несколько повышенной ноте и ускорил шаг, оставив заведующего в некотором недоумении. Только тут Шиховцев заметил, что за ним следует крепко сложенный молодой человек. Заметив вопросительный взгляд молодого учёного, он приветливо улыбнулся.
Николай Григорьевич Шиховцев, если не ошибаюсь? – ещё более приветливо улыбнулся незнакомец.
– Допустим, что вы хотели? Вы знаете, я сейчас не располагаю временем...
– Я не думаю, что долго вас задержу... Но давайте познакомимся...
Шиховцев открыл было рот, но незнакомец таким знакомым по криминальным фильмам жестом вынул из внутреннего кармана корочки, что Николаю стало как-то не по себе.
– Следователь по особо важным делам лейтенант милиции Олег Николаевич Иванов!
* * *
Лейтенант ФСК Юрий Миловидов чётким шагом проходил по коридорам своего учреждения, дежурные привычно отдавали ему честь. Лейтенант уже знал, что он должен сдать дела и оружие. Он вошёл в свой кабинет, привёл в идеальный порядок служебные папки, вынул пистолет, дослал патрон, поднял к виску и нажал спуск.
Полковник Иван Мавлянов привычно просматривал бумаги, принесённые дежурным. Из числа других его особенно заинтересовало следующее: «...в связи с внезапным выходом из строя блоков связи спутника наблюдения приносим извинения и просим считать ранее переданную информацию недостоверной... Информбюро службы космического наблюдения». В этот миг его внимание отвлёк не совсем обычный для учреждения звук – как-будто кто-то хлопнул дверью... Полковник ещё некоторое время изучал документы, потом рука его потянулась к кнопке вызова.
* * *
– Я догадываюсь, о чём пойдёт речь... – Шиховцев повертел в руках ключи от нового «Шевроле», – эта истеричка Юлия... Но она сама во всём виновата! Она «завела» меня, и я на секунду потерял самообладание... Флирт – это её призвание! И ещё жаловаться потом! Я не ожидал... Да, вы не поймите меня превратно – ведь ничего и не было такого! А что она написала в заявлении?
Иванов слушал с удивлением, хотя на лице его сохранялась маска профессиональной сдержанности.
– От Юлии заявления не было, – наконец сказал он, Николай вздохнул с облегчением, – но у меня к вам несколько вопросов по другому поводу... Вы были знакомы с неким Дмитрием Николаевичем Вороновым?
– Не помню такого... А кто это? Напомните!
– Ну, что ж... Он был фермером, а потом его тело было найдено неподалёку от места длительной стоянки вашего автомобиля, того ещё, старого, марки БМВ...
Николай вскочил, задохнувшись.
– Я никогда там не был... Это ещё надо доказать... Я знал, что поступил неправильно, – вдруг сказал он упавшим голосом, – но поймите, ведь когда я спустился к нему в овраг, куда он упал по неосторожности, он был уже мёртв!
– Но вы обязаны были доставить тело в ближайшее медицинское учреждение, или по крайне мере сообщить о случившемся!
– Вы правы, я сто раз себе говорил себе тоже самое! Как вы думаете, его удалось бы спасти?
Николай помолчал, потом пристально поглядел на растерянного учёного.
– Нет, экспертиза показала, что он умер на месте. Но это не снимает с вас ответственности за неправильные действия.
Шиховцев вздохнул.
– Я понимаю... И готов понести...
– Вот и хорошо! Осознание неправоты, раскаяние, всегда учитывается. Но у меня есть к вам ещё вопросы! Скажите, вам не знаком вот этот предмет? – следователь положил на стол энергетический брусок, найденный им неподалёку от следов автомашины Николая. Шиховцев вздрогнул, потом протянул руку.
– Я впервые это вижу. Скажите, – неожиданно спросил он, – вы не держали это на солнце, или, в каком-то горячем месте, ну, может, недалеко от работающего двигателя?
– Нет. А почему вы спрашиваете об этом? Вы что, осведомлены о свойствах материала, из которого сделан этот брикет?
– Да нет, пока... Но этот предмет излучает тепло, я ясно чувствую это на ощупь, и потом, он изменил цвет...
– То есть как, изменил цвет? Вы что же, вопреки вашему утверждению, видели ранее этот предмет и осведомлены о его свойствах?
– Нет-нет. Вы меня неправильно поняли. Всё это я определил сейчас, да вот, убедитесь сами, – он осторожно пододвинул брусок к следователю, – и потом, не могли бы вы оставить это для дальнейшего обследования?
– Извините, нет. К тому же, ваш старший коллега, Андрианов Вячеслав Кондратьевич, уже осматривал этот брусочек.
– Да? – зрачки Шиховцева сузились, – и что же?
– Да так, ничего особенного, – с деланным безразличием пожал плечами следователь. Николай с трудом сдержал вздох облегчения.
– Николай Григорьевич, как учёный, ответьте на вопрос – в чём разница между «разрушителем» и «антиразрушителем»?
– То есть как? В двух словах на этот вопрос трудно ответить, к тому же, извините, нужна солидная подготовка!
– Но профессор Андрианов считает, что обоих этих роботов создал один и тот же коллектив, или, что он допускает чисто гипотетически, один и тот же конструктор. Но для совершения действий «разрушитель» должен был использовать источник энергии невиданной мощности. Если бы был найден источник такой энергии и его хозяин, то необходимо было бы предъявить хозяину иск в нанесении особо крупного ущерба с целью изощрённого шантажа. Заодно была бы раскрыта тайна нападения на межпланетный корабль, есть версия, что агрессор каким-то образом связан с вашим институтом, – например, использование оружия оригинального устройства и защитного скафандра, каким пользуются в вашем институте.
Шиховцев выслушал следователя с каменным лицом, а по окончанию выдавил улыбку.
– Я желаю вам успешного завершения расследования этого необычного дела. Если понадобится моя помощь, то обращайтесь в любое время.
– Спасибо. И впрямь, дело такое небывалое, что не знаю, с какого конца взяться.
Николай выпрямился с облегчением, уверенно глянул на следователя.
– Я могу быть свободен?
– Да, конечно.
* * *
Олег Иванов сидел в служебной машине, держа рацию на приёме. Поступило сообщение: «Объект движется на большой скорости к южной окраине города». Объектом был «Шевроле» Шиховцева. Следователь всё больше убеждался в обоснованности своих подозрений. Милицейская машина выехала на слежку за объектом. Вскоре впереди показался обтекаемый кузов машины Шиховцева, ведомой со спутника слежения. Едва сбросив скорость, «Шевроле» выехал с пригородной трассы и углубился на малоезженую дорогу. Следовать за ним вблизи становилось невозможным. Николай Шиховцев всё больше терял уверенность в себе. Он гнал машину, забрасываемую на поворотах. Вот вход, вернее лаз в давно заброшенную угольную шахту. Учёный, хлопнув дверкой, бросился к осевшему навесу над входом.
– Господин Шиховцев? – остановил его знакомый, спокойный голос, – или, быть может, господин «Разрушитель»?
В тени навеса стоял следователь Олег Иванов.
– Как вы здесь оказались? – вскричал уже не владевший собой Шиховцев. Инстинктивно он оглянулся на свою машину – около неё стояли двое вооружённых спецназовцев.
– Мы ехали следом, потом несколько опередили вас, вот и всё. Мы нашли внутри заброшенной выработки защитный скафандр из вашего института, портативную лазерную установку, несколько личных вещей и контейнер с энергетическими брусками.
– Это не моё!
– Отпечатки пальцев помогут найти хозяина. К тому же около этой заброшенной выработки не видно следов других автомашин, кроме вашей, да и следы вашей обуви довольно приметные. Вы поможете нам разобраться с вещами, находящимися внутри?
Они вошли в штольню шахты и, забрав установку и скафандр, двинулись в глубь, к контейнеру. Неожиданно Иванов почувствовал недомогание, сходное с тем, что он испытал при наблюдении за космическим кораблём. Он почуствовал, что теряет сознание. На него навалился падающий Шиховцев. Олег плохо помнил, как они очутились у выхода вместе с помогавшим ему тащить учёного спецназовцем. Николай Шиховцев пришёл в себя. Лицо его исказилось от страха.
– Быстрее отсюда! Пошла реакция, неуправляемый выброс энергии, это смерть! – хрипло выкрикнул он.
* * *
Они мчались в автомобилях прочь, а позади них разгоралось зарево из сгораемой атмосферы, поверхности почвы и всего, что попадалось на пути. В проезжающих по трассе машинах стали глохнуть радиоприёмники, выходили из строя телевизоры и кондиционеры. Наконец, стали с перебоями работать моторы. Люди останавливали автомобили и с изумлением глядели на зловещее зарево, которое уже неистово белело, как раскалённая магма. Меж холмов проносились синусоидальные завихрения, и всё соприкасавшееся с ними меняло окраску и качество. На город надвигалась катастрофа, апокалипсис, вызванный непроизвольным, автоматическим включением энергетических брусков с прилетавшего несколько дней назад космического корабля, который прилетал для подъема своего собрата, корабля внеземной цивилизации, сбитого землянином Николаем Шиховцевым с целью хищения источника энергии.
И. Шустов
risk-inform.ru/text/2006/10/destroyer10.html |
(2801 раз прочитано) |