A- | A | A+ 12pt | №3, 25 января 2006 года («РИСК») |
Журналистское расследование |
ПЛАТНЫЙ МАРШРУТ
Мало кто станет спорить, что сегодняшняя столичная мэрия – самая бестолковая и коррупционная за всю историю Кызыла. Опыт показывает, что у нас невозможно решить без взятки ни одного мало-мальского вопроса. Особенно из тех, что касаются строительства и транспортной сферы. Клерки из мэрии не отличаются знанием своего города и не интересуются нуждами людей, поскольку собрались там людишки пришлые и темные. Поэтому Кызыл все больше становится, как по форме, так и по содержанию, похожим на печально известный Чадан, откуда родом столичный мэр Дон Гак.
Однако на днях горожане были приятно удивлены – Кызыле появился новый удобный маршрут №8. Он удачно самым оптимальным образом соединил студгородок с микрорайоном «Южный», «Южный» с центром города, а центр – по ул. Интернациональная с универсамом «Терминал». Возникла иллюзия, что в мэрии появились здравые люди. Но ненадолго. Просуществовав пару дней, маршрут «приказал долго жить». А следом мы стали свидетелями отчаянной борьбы Администрации города с организаторами нового маршрута такси №8.
В поход на предпринимателей были срочно рекрутированы ГАИ, транспортная инспекция и прокуратура. Наконец, некто Чихачев, подвизавшийся в мэрии по части пассажирских перевозок, вылез на телеэкран и безапелляционно сморозил, что в столице проблема пассажирских перевозок решена, а потому мэрия разрешать новые маршруты не намерена.
Что можно придумать глупее? Выходки более дилетантской просто трудно вообразить. Но, как известно, дураков не сеют, они, как сорняки произрастают самостоятельно. И тут нужна прополка. На крайний случай – гербициды, если вред большой и другие средства не помогают. Но вместо самых решительных мер государственная телекомпания, не жалея денег, разносит по эфиру чиновничью дурь и блажь, демонстрируя на всю республику примеры хамства, невежества и бесцеремонности.
Силы были явно неравны, и «восьмерка» на беду кызылчан прекратила свое существование.
Мы решили выяснить, в чем дело, и провели собственное журналистское расследование. Как оказалось, сфера пассажирских перевозок в Кызыле в высшей степени криминализирована. Владелец «Газели», прежде чем получить разрешение на выезд по определенному маршруту, вынужден «дать на лапу» 80 тыс. рублей. А затем платить дань каждый месяц (помимо откупа гаишникам). Кто «собирает дань» – известно. Жаль, мы пока не можем сообщить его анкетных данных, но будем надеяться – правоохранительные органы проведут соответствующий эксперимент и выявят мздоимца.
Заместитель мэра Саая, к которому мы обратились, наотрез отказался от этой роли, и тут же настойчиво стал убеждать, что органически не переносит взяток, регулярно по этому поводу дает объяснения прокуратуре, а то, что он до сих пор на свободе, – и есть главное доказательство его честности.
Верится с трудом. И даже наоборот, впечатление такое, что сегодня в мэрии, по крайней мере на должностях заместителя мэра, пребывание порядочных людей весьма сомнительно – там не та кадровая политика. Совсем недавно центральное телевидение сообщило нам о поимке жены заместителя мэра с крупной партией наркотиков. Где же гарантия, что подобным промыслом занимаются не только супруги, но и сами чиновники мэрии?
Опросы участников скандала выявили, что для открытия маршрута сейчас требуют взятку в 50 тыс. рублей. А иначе – никак. Поскольку ни Донгака, ни его помощника Грейсерова на службе не оказалось – в разгар зимы они отбыли в отпуск, мы обратились за разъяснениями к и.о. мэра – вышеупомянутому Саая.
Тогда-то он, на «всякий пожарный», ни с того ни с сего стал уверять, что взяток совершенно не берет, чем вызвал к себе огромный интерес, и только затем пояснил, что мэрия имеет кучу предписаний от ГАИ, дорожников и других инспекций, запрещающих введение новых маршрутов такси по городу в связи с тем, что дорожное полотно давно не ремонтировалось и окончательно разбито, что отсутствуют дорожные знаки, недостаточно светофоров, отсутствуют оборудованные остановки и т.н. «карманы» для посадки и высадки пассажиров. А от себя добавил: в городе и так велика интенсивность транспортного движения, и потому умножать число маршрутов он считает нецелесообразным.
На вопрос, когда мэрия выполнит указанные выше требования и займется наконец столичными дорогами, и.о. мэра отвечать не стал и бросил трубку, сославшись на чрезвычайную занятость. Появилось впечатление, что пришел очередной посетитель с пакетом.
Признаемся: более нелепого ответа даже от Саая трудно было ожидать. Получилось, выражаясь нормальным человеческим языком, мэрия не разрешает перевозки людей по удобному им маршруту только потому, что сама работает из рук вон плохо. И приводит в свое оправдание весьма надуманные доводы. К примеру, о повышенной интенсивности движения в Кызыле. Она намного ниже, чем в Абакане, Красноярске, Новосибирске или Барнауле, а там драконовских мер не предпринимают. К тому же любому балбесу понятно, что если по нужному населению маршруту не ходит микроавтобус, то люди ходят пешком, а чаще пользуются такси, тем самым еще больше увеличивая интенсивность движения.
Не вызывает доверия и заявления о том, что мэрия действует, исходя из интересов кызылчан. Если бы дело обстояло таким образом, то она бы приобрела транспорт основному конкуренту частников – Пассажирскому АТП, тем самым сбила бы цену проезда и наладила диспетчирование перевозок. Сейчас уже после 19 часов в Кызыле невозможно никуда уехать. Нет, версия с 50 тыс. рублями нам кажется более отвечающей моменту времени.
Смотря на эпопею вокруг маршрута, подумалось: как известно, на всю нашу мэрию мы имеем специалистов по двум проблемам городского хозяйства – связи и транспорта. Правда, это не помешало оставить город без радио и фактически – без муниципальных пассажирских перевозок.
Начнем с того, что у какого-то идиота возникла мысль поперек дорог, разбитых вдрызг и без признаков освещения, соорудить бордюры из асфальта, названные «лежачими полицейскими». При этом странным образом на ремонт дорог нет ни асфальта, ни техники, ни денег, а на обустройство препятствий – нашлось. Понятно, что средств на развитие городского общественного транспорта мэрия тоже найти не может, отдав перевозки людей на откуп предпринимателям, которые тут же вздули цены на проезд в маршрутных «Газелях» на недосягаемую высоту. При этом большинство кызылчан рады и этому транспорту, больно бьющему по карману – другого в Кызыле просто нет.
Но это еще как-то понятно. У чиновников есть на все случаи стандартное объяснение – в бюджете нет денег!
Но в нашем-то случае и денег от мэрии никто не требует – предприниматели все делают за свой счет. Со временем они полностью взяли на себя заботу о перевозках пассажиров, оставив мэрии лишь право выдавать разрешения на те или иные маршруты.
Система пришла в равновесие, время от времени сотрясаемое очередным скачком цен на проезд или «наездом» ГАИ, но милиционеры быстро успокаиваются, почувствовав хруст купюр, а мэрия странным образом всегда идет навстречу транспортным поборам с населения, даже и не демонстрируя своего недовольства. Видимо, рост благосостояния маршрутников способствует увеличению доходов чиновников. В связи с этим стоимость проезда в маленьком компактном Кызыле в 1,5-2 раза выше, чем во всех других сибирских городах, что определенно устраивает жирующего мэра Донгака, который перевозит по городу свое драгоценное упитанное тело на персональном авто. Видимо, и состояние дорог, превращенных в слаломные трассы, его тоже не волнует, поскольку мэрия для него приобрела за счет тощего городского бюджета дорогостоящий джип.
И вот это болото вдруг заволновалось – в столице появился новый маршрут. Как выяснилось – без разрешения Администрации города, которая волокитила вопрос полгода. Сразу последовало обращение в прокуратуру. Скорее всего, перевозчики нового маршрута формально не правы – сначала все-таки следует получить разрешение, а уж затем ездить.
Но чиновники виновнее сто крат – почему частники знают, что нужно горожанам, а мэрия – нет? Более того, вместо того чтобы оперативно провести все согласования, затевает скандал и натравливает прокуратуру? На кого она работает – на горожан, которым удобен этот маршрут, на конкурентов предпринимателей или свой карман?
Выводы пусть каждый сделает сам. Но нам кажется, что там совсем забыли: у мэрии имеется не только право давать разрешение на маршруты перевозки, но и обязанность служить интересам горожан, в том числе и организацией удобных пассажирских перевозок. Может, они это забыли, поскольку никогда не знали и не чувствовали ответственности перед людьми?
Возвращаясь к выступлению мыслителя из администрации по телевидению, хочется спросить: с чего вдруг мэрия решила, что у населения нет проблем с проездом по городу? Кто лучше знает нужды людей – чиновник мэрии, поглядывающий на город из окна или предприниматель, за собственные деньги на свой страх и риск организующий новый маршрут? Думается, даже последнему идиоту из кызылской мэрии ясно, что если маршрут не будет востребован людьми, он не будет рентабельным, а значит, принесет бизнесмену одни убытки.
Почему же мэрия упорствует? Хочет по этому маршруту пустить муниципальный автобус и радеет за будущие доходы Пасссажирского АТП? Вряд ли. Скорее всего, из-за отказа бизнесменов платить «оброк». Потому они взбеленились и бросились в прокуратуру. И теперь наверняка будут рассказывать прокурору сказки об отсутствии на маршруте нужного освещения, карманов для остановок, будут стенать по поводу низкого качества технического обслуживания микроавтобусов и большой интенсивности движения на разбитых улицах в городе, создающих опасность.
Есть огромная нужда почистить столичную мэрию от дураков и коррупционеров. Может, за эту проблему возьмется прокуратура, куда так настойчиво стучатся чиновники? Мы провели опрос населения и точно знаем, что короткий маршрут от студенческого городка до «Южного» и из центра – в «Терминал» населением востребован. Об этом говорит и наполняемость маршруток. Знаем мы, и кто затеял бузу – предприниматели с маршрутов №№9 и 30. Это они даже учинили кровавую разборку, которая не должна пройти мимо правоохранительных органов. Поэтому версия, что коррумпированная мэрия «отрабатывает заказ» вполне может иметь место.
Мы будем следить за развитием конфликта вокруг нового маршрута 8. Одновременно советуем его инициаторам обратиться в милицию. Другого пути борьбы с коррупцией пока нет. Если востребованный горожанами маршрут все же получит официальный статус, мы будем рады. А если нет, то, по крайней мере, будет серьезное доказательство того, что коррупция поразила не только мэрию, но и городскую прокуратуру и милицию.
Кондрат Пчелкин
risk-inform.ru/text/2006/03/marshrut03.html |
(2847 раз прочитано) |