A- | A | A+ 12pt | №1, 5 января 2006 года («РИСК») |
ЗУД ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА ПРИ ОТСУТСТВИИ ЖЕЛАНИЯ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК
Ни для кого не секрет: ужаснувшись масштабами фальсификаций и манипуляций на выборах, Президент России В.Путин отменил выборы Глав регионов, заменив их на назначение парламентами. Мы надеялись, что это станет серьезным «звоночком» для деятелей избирательной комиссии Тувы. Увы, кажется, мы ошиблись.
Махинации для тувинских чиновников от выборов стали родной стихией, и работу вне этой стихии они попросту не представляют. Это показали парламентские слушания 23 декабря 2005 года по проекту изменений законов РТ о выборах депутатов Законодательной и Представительной палат парламента, предложенных избирательной комиссией Тувы.
В слушаниях кроме председательствующих А.Дамба-Хуурака и Б.Балчий-оола приняли участие депутаты ЗП З.Сат и Б.Монгуш, депутат ПП ВХ РТ М.Монгуш, председатель ИК РТ Ш.Монгуш, представитель правительства и представители РО политических партий М.Фирсова, А.Канзай, И.Бабкина, С.Конвиз и др.
Рассмотрение проектов закона показало, что руководство избирательной комиссии РТ или отнеслось к серьезному делу формально, не проанализировав недостатки прошедших выборных кампаний, или специально представило проекты закона, нашпигованные нормами, способствующими массовым фальсификациям на выборах.
В результате дебатов стало очевидным, что в целом ИК РТ превратилась в придаток Канцелярии правительства руководимой бывшим членом преступной группировки, занимавшейся до убийства своего предводителя Героя похищением людей, рэкетом и контролем за ввозом в республику технического спирта. А посему ИК РТ не отличается самостоятельными мышлением и действиями.
Шолбан Монгуш оказался неспособным не только разъяснить позицию по интересующим депутатов и представителей партий вопросам, но и дать анализ имеющейся практики проведения выборов. Дело дошло до того, что он вообще категорически отказался отвечать на вопросы и слез с трибуны. А вопросы были. И совсем не риторические.
Присутствующих интересовало, почему выборы в Туве регулярно сопровождаются скандалами, судебными разбирательствами и возбуждением уголовных дел. К примеру, в настоящее время республиканская прокуратура расследует 5 уголовных дел по фактам массовых махинаций членами МИК г.Кызыла итогов голосования по выборам депутатов Кызылского горхурала и фактам неоднократных срывов выборов в г.Туране.
Фактически столичная МИК превращена в сборище преступников, сфабриковавших выборы представительного органа в стотысячном городе. Но Монгуш вынужден был чистосердечно признаться, что ИК РТ направила изменения, диктуемые Федеральным законом, а мер по пресечению фальсификаций волеизъявления избирателей проект закона не содержит. Стало понятно, что проблема честных выборов ИК не просматривается вовсе, и даже более того – не исключено, что «дыры» в законодательстве, предусмотрительно оставляемые для нечистоплотных избирательных комиссий, устраивают Ш.Монгуша и его команду.
Маловероятно, чтобы председатель ИК РТ был настолько не осведомлен о том бардаке, что творится на выборах в Туве. Он по должности (или из решений суда) обязан знать, как его подчиненные организовывают фиктивное «досрочное голосование», махинируют со списками избирателей, обеспечивают «вбрасывание» бюллетеней в урны для голосования пачками, как подделывают протоколы об итогах голосования. И все это становится возможным потому, что действующее законодательство позволяет назначать членами избирательных комиссий закоренелое жулье, бандитствующих молодчиков, сотрудников, родственников и подельников криминальных кандидатов. Как оказалось, Монгуш не знает, как с этим бороться, или совершенно на это не настроен.
А вот депутаты и представители партий преподали ему хороший урок, предложив конкретные меры, которые могли бы оградить выборы от махинаций. К примеру, изготовление прозрачных урн для голосования, обеспечивающих действенный контроль наблюдателей, изготовление избирательных бюллетеней в государственной типографии в Кызыле, чтобы кандидаты и представители избирательных объединений могли проконтролировать число изготовленных бюллетеней, первоочередное назначение членами избирательных комиссий представителей партий, участвующих в выборах, четкое определения прав избирателей голосовать, чтобы они голосовали не по месту лечения или отсидки в тюрьме, а по месту регистрации, чтобы избежать злоупотреблений со списками избирателей.
Или изготавливать графическое изображение Схемы избирательных округов во избежание выпадания из нее домов, улиц и даже кварталов, что мы наблюдали ранее. Ведь был даже такой казусный случай, что не мог проголосовать Глава республики Ш.Ооржак, поскольку его дом «выпал» из Схемы округов.
Странно, но ИК РТ, не обратив внимание на такие серьезные вопросы, решила «подправить» закон в таких мелочах, как изменение термина «место жительства» на «адрес места жительства». Но были в проектах и откровенные «ляпы». К примеру, вопреки действующему законодательству окончание полномочий действующего парламента указывалось как март 2006 года, тогда как на самом деле – октябрь. Чувствовалось, что и сам-то Ш.Монгуш к представленным проектам имеет опосредованное отношение – бумаги писались совсем в другом месте и в угоду известным всем лицам. Вызвал сомнение и факт обсуждения проектов законов в самой избирательной комиссии – присутствующие на слушании члены ИК РТ видели бумаги впервые и не были даже осведомлены о «грандиозной работе» своего шефа...
Видя то ли беспомощность, то ли заведомую ангажированность председателя ИК РТ, депутаты обратились к представителям политических партий внести свои предложения по изменению выборного законодательства Тувы. Будем надеяться, что совместными усилиями удастся создать законодательный заслон выборному беспределу.
Наш корр.
risk-inform.ru/text/2006/01/zud01.html |
(2959 раз прочитано) |