A- | A | A+ 12pt | №50, 21 декабря 2005 года («РИСК») |
Срывая все и всяческие маски |
ОСТАП БЕНДЕР И КАШПИРОВСКИЙ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
В прошлом номере газеты мы рассказали, как зам. Председателя Совмина Тув. АССР по сельскому хозяйству засланец Красноярья Алексей Мельников осуществил инвестирование Ставрополья за счет агропромышленного комплекса Тувы на 300 млн. полновесных советских рублей. При этом перекачивание тувинских денег в благодатные края сопровождалось с уродливыми экспериментами над сельским хозяйством республики, приведшим его к полному упадку. Об этом и пойдет речь ниже.
Август месяц, его события для российского государства, как правило, всегда имели судьбоносный, или как бы это поточнее выразиться, чреватый характер. Вспомните хотя бы недоброй памяти август 1914 года. Началось все с сущего пустяка: пальнул сербский гимназист в наследника австрийского престола, а закончилось Октябрьской революцией и диктатурой пролетариата. Или август 1991 года, когда горе-президенту приспичило отдохнуть на Форосской даче а кое-кого в это время «вспутчило». И в результате великий и могучий Советский Союз приказал долго жить.
Для истории Тувы, точнее сказать, для сельского хозяйства республики, столь же чреватое значение имел обычный августовский день 1989 года. В этот день, 11 августа собрался на очередную сессию Верховный Совет Тувинской АССР и среди множества других вопросов рассмотрел вопрос о назначении заместителем Председателя Совета Министров, тогда еще «товарища» Мельникова. Не зря, ох не зря, кое-кто из депутатов, выслушав первого секретаря обкома партии Г.Ширшина, представлявшего кандидатуру «молодого и перспективного кадра», засомневался в способностях и опыте заезжего назначенца. Сердцем чувствовала беду депутат Верховного Совета, бригадир овцеводческой бригады из Овюра Монгуш Кунзенмаа Намбар-ооловна, поделившаяся с коллегами сомнениями – «да и знает ли он сельскую жизнь?».
Сомнения, надо признаться, вполне обоснованные: весь сельскохозяйственный опыт работы посланца из медвежьего угла Красноярья, претендующего на роль главного руководителя сельского хозяйства животноводческой республики, исчислялся тремя годами работы в качестве агронома племзавода, да еще четыре года он подвизался в качестве служащего краевой агрохимлаборатории.
Сомнения сомнениями, но на дворе стоял 1989 год, и на партийное слово «Надо» было принято бодро отвечать «Есть» не только комсомолу, но и народным депутатам. Потому решение о назначении неизвестного тувинцам Мельникова руководителем агропромышленного комплекса Тувы было принято, а результаты его для сельского хозяйства оказались в конечном итоге страшнее, чем августовский дефолт 1998 года.
Следует отметить, что к 1990 году агропромышленный комплекс республики достиг своего расцвета. А.Мельников приехал в Туву на эту должность совсем не случайно – он знал от своего протеже Рогило о том, что эта отрасль развивается в Туве наиболее динамично.
Действительно, успехи республики в области сельского хозяйства впечатляли: объем инвестиций, направляемых в сельское хозяйство, в это время составлял почти 20% от общего объема инвестиций в экономику и социальную сферу республики.
На полях работало почти три тысячи тракторов, 760 зерноуборочных комбайнов, валовой сбор зерновых составлял почти 60 тысяч тонн, сена заготавливалось 32 тысячи тонн, «зеленки» и силоса – 42 тысячи тонн. Поголовье крупного рогатого скота к 1990 году достигло 205 тысяч голов, овец и коз – 1 млн. 227 тысяч. Производство животноводческой продукции в расчете на каждого жителя республики к 1990 году достигло своего максимального значения: зерна – 192 кг, мяса – 76 кг, молока – 237 кг, яиц – более 220 штук на одного жителя в год. На перерабатывающих предприятиях агропромышленного комплекса производились молочная продукция (91 кг на душу населения в год), мясные продукты (32 кг), колбасные изделия (7 кг), мука (82 кг), масло сливочное (1,4 кг). На долю сельхозпредприятий приходилось почти 55% всего объема производимой в республике сельскохозяйственной продукции. Уровень заработной платы тружеников сельского хозяйства приблизился к среднереспубликанскому уровню по всем отраслям экономики, социальной сферы и управления.
Спустя 10 лет, после того как Мельников из «товарища» переквалифицировался в «господина», стал вице-президентом и обратил свое «благосклонное внимание» на инвестиционную и инновационную деятельность, посчитав свою миссию по развитию сельского хозяйства выполненной, агропромышленный комплекс республики назвать таковым, ни у одного здравомыслящего человека не повернулся бы язык.
Господин Мельников, пропагандируя идею великого комбинатора Остапа Бендера, утверждавшего, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», руководя сельским хозяйством республики, поставил дело так, что все производство продовольствия для населения было переложено исключительно на плечи населения.
Усилиями правительства сельскохозяйственные предприятия были ликвидированы, и уже к 2000 году 85% всей сельскохозяйственной продукции производилось населением на своих огородах и приусадебных участках. Благодаря его «усилиям» объем инвестиций на селе вскоре сократился в несколько раз. Техника, трактора и комбайны были розданы проходимцам, проданы за Саяны или разукомплектованы и растащены. Это была приватизация на тувинской земле по-мельниковски. И красноярский активист сельхозреформ руководил этим лично и абсолютно предметно. И, скорее всего, не бескорыстно.
В результате из 3 тысяч тракторов к 2000 году осталось 1009 штук, из 760 зерноуборочных комбайнов – 276. Поголовье овец и коз сократилось до 650 тысяч, крупного рогатого скота – до 97 тысяч. Поголовье оленей, в 1990 году составлявшее свыше 8 тысяч голов, к 2000 году сократилось до 1200 голов. Производство яиц с 69 млн. штук сократилось за десять лет более чем в 10 раз. И если в 1990 году на каждого жителя приходилось 221 яйцо в год, то в 2000 году – 21 яйцо. Еще более впечатляют результаты работы господина Мельникова по развитию перерабатывающей и пищевой промышленности, в результате чего, производство молочных продуктов на душу населения сократилось в 15 раз, мясопродуктов – в 16 раз, сливочного масла в 43 раза, колбасных изделий в 70 раз.
Уровень заработной платы работающих в сельском хозяйстве в 2000 году составлял уже только 30% от уровня заработной платы по республике. Продолжительность жизни селян за десять лет сократилась с 61 года до 54 лет. Две трети всех безработных в 2000 году проживали в сельской местности, в то время как до 1990 года на селе ощущался постоянный дефицит рабочих рук, покрываемый за счет трудовых отрядов школьников, студенческих отрядов и многотысячной армией первокурсников, вывозимой в сентябре на уборку урожая.
Таковы основные итоги деятельности правительства РТ за 1990-2000 годы, и в основном мы должны быть «благодарны» за это Алексею Мельникову.
Странное дело, но полный развал сельского хозяйства Тувы и странное «исчезновение» имущества республики никак не отразились на отношениях Мельникова и Ооржака. Алексей Александрович по-прежнему генерировал новые грандиозные идеи, втягивая в их осуществление некомпетентного президента. Похоже, он методику Остапа Бендера удачно сочетает с методами незабвенного Кашпировского, в результате чего его идеи воспринимаются Ш.Ооржаком как собственные, и они оба, засучив рукава, осуществляют их с присущей Ш.Д. настойчивостью.
А потому в развале экономики Ш.Д. не может обвинять А.А., поскольку таким образом он «подставит» самого себя. Поэтому сначала Ооржак во всех бедах винил КПСС и советское руководство, по его мнению мало уделявших внимания развитию производительных сил республики и душивших тувинскую экономику созданием учреждений социального плана, а теперь все валит на Б.Ельцина, Е.Гайдара и А.Чубайса. А когда уйдет В.Путин, то, скорее всего, крайним будет уже он. Но никак не Ооржак и Мельников.
Развалив сельское хозяйство республики, Бендер-Кашпировский принялся за осуществление таких же грандиозных проектов в энергетике и промышленности республики. Строительство малых ГЭС, создание очинно-шубного и коврового производств и мощностей по производству паркета, спирта, добычи коксующихся углей – лишь малая толика дикой фантазии комбинатора, дорого стоившей республике. Но об этих «свершениях» «сладкой парочки» мы расскажем в следующих номерах нашей газеты.
Кондрат Пчелкин
risk-inform.ru/text/2005/50/bender50.html |
(3142 раза прочитано) |