A- | A | A+ 12pt | №46, 23 ноября 2005 года («РИСК») |
Воруют! |
ГРАДУС ПАДЕНИЯ
В предыдущих номерах газеты мы рассказали, как Кан-оол Куулар и Уран-оол Ондар довели Кызылский пивзавод «до ручки». Чего только они не вытворяли с государственным предприятием! Контролёры-ревизоры установили, что предприятие за короткий срок пришло в упадок благодаря то ли беспрецедентной глупости руководства завода, то ли вследствие непомерной корысти.
Большего успеха в разорении пивзавода, вне всякого сомнения, добился арбитражный управляющий Ондар. Обчищал госпредприятие он с помощью 50-процентных приписок строительных работ, закупая стеклотару Бог знает где, у сомнительных лиц и по цене, превышающей установленную в 2,4 раза, брал финансовые средства у тёмных лиц под сумасшедшие проценты, которые в 10 раз превышали действовавшие в это время банковские ставки. Наконец, он тривиально продавал жуликам водку по цене ниже себестоимости.
Думаю, ни у кого не возникнет сомнений насчет личной заинтересованности хапуг во всех этих безобразиях. И если К.Куулар нанес ущерб пивзаводу в пару миллионов рублей, то У.Ондар «расстарался» более чем на 8 миллионов рублей убытков. Сведения о разграблении предприятия республиканского подчинения читаются, как сводки с фронта финансовых битв.
До 1998 года на ГП «Кызылский пивзавод «Хемчик» ревизорами было установлено финансовых нарушений на сумму 2099 тыс. рублей. 1998 год отмечен нарушениями на 182 тыс. руб. В 2000 году эта цифра «подросла» до 622 тыс. рублей, в 2001 – до 3693 тыс. рублей, а за 6 месяцев 2002 года – 1707 тыс. рублей. При этом следует иметь в виду, что в 2000 году пивзавод официально работал лишь 3 месяца, в 2001 году – 11 месяцев, а в 2002 году – 1 месяц. Соответственно учтенной продукции он выпустил в 2000 году – 34 тыс. декалитров (1 декалитр = 10 литрам), в 2001 году – 50,5 тыс. декалитров, в 2002 году – 8,2 тыс. декалитров. Остальное время, как полагают осведомленные люди, завод, как правило, гнал «левак» из неучтенного спирта, поскольку не имел государственной лицензии на розлив водки.
Куда шли миллионы от этой деятельности, теперь установить невозможно. Но поневоле поверишь тем, кто полагает, что наживались на этом, кроме руководства завода и присосавшихся «друзей-партнеров завода» типа В.Тунёва и В.Ооржака, «неосведомленные» руководители тувинского правительства и «слепые» правоохранители. Вне всякого сомнения, что без их активного участия в судьбе государственного предприятия такое разграбление было бы в принципе невозможно.
Дальнейшая судьба завода показывает, что Ш.Ооржак всегда был в курсе происходящего на пивзаводе. И не только из писем работников предприятия, возмущенных открытым беззастенчивым разграблением ликёрки. Скорее всего, Шериг-оол Дизижикович имел регулярные деловые контакты на постоянной основе со всеми руководителями пивзавода с начала девяностых годов и знал о методах жульничества не понаслышке. По крайней мере, достоверно известно, что он регулярно созванивался с Орланом Тинмеем и был в курсе не только ситуации на предприятии, но и состояния здоровья водочного дельца.
Нам пока не известно, как увещевал Глава республики Кан-оола Куулар и Уран-оола Ондара, разоривших завод и сообщали ли они ему, как приписками и другими мошенническими способами опустошали заводскую казну, но отсутствие какой-либо действенной реакции на сообщение работников завода говорит, скорее всего, о том, что он сам мог быть заинтересован в разворовывании госпредприятия.
Пока мы не вправе утверждать, что он сам являлся организатором махинаций, в результате которых пивзавод обанкротился – это может сказать только суд. А он может разобраться в этом лишь после смены власти в республике. Мы лишь приведем некоторые строки из обращений работников пивзавода к Главе правительства, которые так и остались гласом вопиющего в пустыне.
«Уважаемый Шериг-оол Дизижикович! – пишут рабочие. – Необходимо проверить взаимозачеты с ООО «Третье тысячелетие». Свой долг данное предприятие перекрыло асфальтированием территории около административного здания и постройки проходной. Также они получили вознаграждение в виде продукции (водка) по сниженной себестоимости в убыток заводу. Во втором квартале 2001 года была приобретена никому не нужная пекарня. Куда девалась автомашина марки «Жигули» 10-ой модели, изъятая в счет долга с ООО «Третье тысячелетие»?
Мы требуем, чтобы к нам отправили компетентную, неподкупную комиссию по проверке вышеперечисленных фактов, а то вот уже несколько комиссий были, а толку нет. Последняя проверка завершилась звоном бокалов, поэтому господин Ондар У.А. и госпожа Тас-оол З.К. чувствуют свою безнаказанность.
Требуем проверить их работу и наказать их и отстранить от занимаемой должности весь аппарат управления и отдать под суд за развал и растаскивание пивзавода и дать нам возможность развить производство и увеличить налоговые сборы, которые пополнят бюджет, а не карманы Ондар У.А. и Тас-оол З.К.
Рабочие предприятия не уверены в завтрашнем дне, т.к. идут разговоры о ликвидации завода, о том, что хотят сделать акционерное общество. Говорят, что 51% акций пойдут государству, 49 – неизвестно. Тоже небольшой кучке людей, которые потом станут хозяевами? Мы, рабочие, знаем, что завод может работать и приносить прибыль в бюджет республики, лишь бы был хороший, умелый хозяйственный, энергичный и грамотный руководитель. Мы уже второй раз просим Вас оставить завод государственным предприятием. С огромной надеждой ждем Вашего ответа».
Ш.Ооржак вынес резолюцию своему заместителю, по ряду причин наиболее осведомленному в хищениях на пивзаводе – Илье Николаевичу Товарищтаю: «Прошу зайти вместе с Лыткиным». Мы не знаем, что они там втроем обсуждали. Известно лишь, что УБЭП, коим Лыткин руководит, тоже кормился на убогом предприятии, получая от этого же А.А.Ондара так называемую «спонсорскую помощь». А дающую руку благодарные милиционеры не кусают.
Не получив ответа, рабочие обратились к министру внутренних дел Тувы С.Аренину:
«Последнее время, после перестройки, дела у нас шли всё хуже и хуже, хотя торговля водкой во всём мире приносит прибыль. Завод расхищали разными способами, не очень сложными, несколько директоров подряд. И сейчас он объявлен банкротом. При последнем управляющем было проведено 3 ревизии, по заявлению рабочих завода, а результатов – никаких».
И докладывают о методах, коими УБЭП и СУ ищет преступников: «Ваши сотрудники не могут найти Иргит Чечену, хотя она работает в настоящее время на пивзаводе бухгалтером реализации. Как же работают Ваши сотрудники, если человек, который получил продукцию и не вернул за неё деньги, работает у них под носом?».
В другом письме министру пишут: «Как может обанкротившееся предприятие позволить себе такое разбазаривание денег? Как может Ваше ведомство получать деньги с того предприятия, против которого ведётся следствие? Как Вы ее не называйте, а это завуалированная взятка арбитражного управляющего, который не поставил предприятие на ноги, а допустил еще большую недостачу. Смешно видеть такую беспомощность милиции, которая взятки камуфлирует, преступников под носом не видит и вместе с руководством обворованного предприятия ищет козлов отпущения. А предприятие тем временем искусственно банкротится, чтобы передать его в частные руки».
Выяснилось, что о странных взаимоотношениях правоохранителей с заводскими жуликами высокое милицейское начальство в курсе. По крайней мере, и.о.министра В.Н.Конгар (ныне ожидающий приговора суда по трём статьям УК РФ) ответил: «Ваше заявление рассмотрено. Отделом собственной безопасности установлено, что, действительно, имел место факт получения денежных средств... в ГП «Кызылский пивоваренный завод «Хемчик» ст. лейтенантом милиции Буянды В.Н. Указанная денежная сумма была выдана для УБЭП МВД РТ как спонсорская помощь для проведения мероприятия, посвященного 65-летию со дня образования БХСС. Противозаконных действий со стороны Буянды не выявлено».
Думается, не будет лишним отметить, что этот самый Буянды повышен в звании и теперь обретается... в Отделе собственной безопасности. Из чего можно сделать вывод: коррупция в МВД РТ расползается всё шире и проникает в сознание правоохранителей всё глубже. Весело отмечая юбилеи и праздники, милиции не находит времени и желания бороться с фальшивой водкой. Вот показательный пример.
В сентябре текущего года в кызылском магазине «Наташа» была приобретена водка «Ямская-Топаз». Покупатель тяжело отравился, а чуть оклемавшись, обратился с заявлением в милицию. И.о. дознавателя Р.Артаев установил, что представленная пострадавшим «прозрачная жидкость» не соответствует ГОСТУ и не является этиловым спиртом, однако и к сильнодействующим и ядовитым веществам тоже не относится. Вздохнув с облегчением, Артаев в возбуждении уголовного дела отказал, а начальник милиции В.Монгуш его решение утвердил. Таким образом эти дружные ребята разрешили коммерсантом травить население и добивать порядком потрепанный генофонд, о котором на словах очень болеет Ш.Ооржак. Но эти боли не с похмелья, и от них не умирают.
А что тем временем делается с заводом? Неужели его готовят к передаче в чьи-то грязные руки? Да, заводчане оказались правы в своих предположениях. К этому времени на горизонте Тувы появился набожный банкир С.Пугачев со своим «Межпромбанком», и Пугачев вместе с Ооржаком стали готовить новый поворот в истории с пивзаводом. Для начала они решили заменить заводу владельцев и в июне 2002 года учредили ОАО «Саян Алко».
По договору, освященному лично Ш.Д.Ооржаком, ГП Кызылский пивзавод «Хемчик» передал ОАО основные средства, правительство РТ обязалось вложить финансовые средства для пополнения оборотных средств, а ЗАО КБ «Межпромбанк» обещал инвестиции для технического перевооружения завода. Забегая вперед, скажем, что правительство и пивзавод свои обязательства выполнили, а, как впоследствии выяснила Счетная палата РТ, «Со стороны ЗАО КБ «Межпромбанк» инвестиции для технического перевооружения завода не выделены».
Но на самом заводе тем временем продолжается процедура банкротства. На смену У.Ондару Арбитражный суд назначил нового конкурсного управляющего – Н.Х.Суртаева. Скажем прямо: итоги его «хозяйствования» на пивзаводе затмили даже развал предприятия по-ондаровски. Если Ондар приносил миллионные убытки в ходе хозяйственной деятельности завода, то Суртаеву удалось в кратчайшие сроки «обезжирить» завод более чем на пару десятков миллионов рублей без какой-либо деятельности – с помощью ручки и бумаги. Как затем отметят аудиторы Счетной палаты:
«Анализ финансовых показателей предприятия показал, что с момента введения процедуры внешнего управления финансовое оздоровление не достигнуто. Кредиторская задолженность на конец 2002 года составила 31 млн.181 тыс. руб., что в 2,2 раза больше, чем задолженность на начало введения процедуры внешнего управления. За 2003 год, т.е. за период конкурсного производства убыток предприятия возрос на 20 млн. 841 тыс. руб.
Убытков от производственно-хозяйственной деятельности в столь значительном размере не может быть, т.к. в этот период предприятие производственной деятельностью не занималось. Проверкой установлено, что показатели, отраженные в отчете конкурсного управляющего значительно расходятся с данными бухгалтерского баланса, хотя они оба подписаны одним лицом – Суртаевым Н.Х.»
Но и это – далеко не пик «достижений» красноярского виртуоза финансового оздоровления Суртаева. Завершая конкурсное производство на пивзаводе, он умудрился при попустительстве (или содействии?) правительства РТ оценить активы завода в скромную сумму 2 млн. 316 тыс. рублей, продал их за 2 млн. 136 тыс. руб., из которых 1 млн. 3 тыс. рублей оставил себе в оплату его скромных услуг по «оздоровлению» предприятия.
Как он это сделал, кому достался пивзавод за 2 млн. рублей, и чем в это время занимались Глава республики Ш.Д.Ооржак и воротилы Межпромбанка, Вы узнаете, уважаемые читатели, из следующих публикаций в нашей газете.
Кондрат Пчёлкин
risk-inform.ru/text/2005/46/gradus46.html |
(2783 раза прочитано) |