A- | A | A+ 12pt | №29, 27 июля 2005 года («РИСК») |
Дмитрий Козак: «ИСКОРЕНЯТЬ КЛАНОВОСТЬ ВО ВЛАСТИ НЕОБХОДИМО»
Не секрет: клановость и коррупция являются неизменными спутниками процесса развала экономики и обнищания населения. Они же препятствуют эффективной работе правоохранительной системы, рождая мздоимство и повсеместное предательство интересов службы в угоду родоплеменным связям.
Мы неоднократно возвращались к этой теме, раскрывая истинные механизмы ооржаковластья в республике. Наша позиция ранее не находила поддержки в Федеральных органах власти, которые, как правило, строили свою работу именно через глав регионов и их кланы. Но со временем всё меняется. Незаживающая рана на Кавказе убедила власть: без борьбы с коррупцией и клановостью единства Российской Федерации не сохранить, как и не создать человеческих условий жизни для самих россиян. И наиболее внятным ответом на этот вопрос стало интервью влиятельного в российской политике федерального чиновника Дмитрия Козака газете «Известия», которое мы публикуем с некоторыми сокращениями.
В интервью речь в основном шла о положении на Кавказе, но, как нам кажется, во многом выводы Д.Козака соответствуют положению дел в целом в России и в Туве в частности.
«Идеальный питерский»
У Дмитрия Козака, занимающего сейчас пост полпреда, биография и карьера «идеального питерского». Юрфак Ленинградского университета, чуть позже – работа в собчаковской мэрии. Из числа довольно близких друзей Владимира Путина. Считается, что он относится к тому весьма немногочисленному кругу людей, которым Путин доверяет, но сам некими особыми отношениями с президентом не бравирует.
В Москве с 1999 года: когда Путин стал премьером, руководить своим аппаратом он доверил Козаку. После президентских выборов 2000 года Козак стал заместителем главы кремлевской администрации. Сфера его кураторства – судебная реформа, ближе к 2004 году – начало административной реформы. 13 сентября 2004 года было объявлено о его переводе на должность полпреда.
Среди полномочных представителей президента в федеральных округах Дмитрий Козак стоит особняком. В сентябре прошлого года он возглавил Южный округ, переехав в Ростов с должности руководителя аппарата правительства. О том, как Дмитрий Козак видит дальнейшую реформу власти, а также о проблемах регионов округа он рассказал в интервью корреспонденту «Известий» Владимиру Демченко.
Известия: Кризис в Карачаево-Черкесии в конце прошлого года показал, что в республиках Северного Кавказа очень сильны клановые связи. Насколько тяжело будет сломать эту систему? И нужно ли ее ломать, учитывая, что на этом держится весь уклад жизни?
Козак: Искоренять клановость во власти, безусловно, необходимо. Монополизация политической и экономической власти недопустима – это всегда как минимум застой, а чаще – стагнация и в политическом, и в экономическом развитии. Формирование и функционирование органов публичной власти на клановой основе – это устранение добросовестной конкуренции, ключевого инструмента экономического развития. Это и одна из основных причин межнациональных конфликтов.
Известия: После принятия закона о «назначаемости» региональных руководителей роль полпредов президента в федеральных округах становится ключевой. Все ли 13 глав регионов ЮФО останутся на своих местах?
Козак: На этот вопрос я, естественно, конкретного ответа давать не буду. Несомненно, должны быть поддержаны те, кто обладает профессиональными качествами, мужеством, мудростью и политической волей для того, чтобы добиться улучшения жизни людей, обеспечить их права и свободы. В экономике, политике, социальной сфере. Региональным лидерам доверяются значительные властные полномочия в построении эффективной системы управления в регионах. Но строить эту систему они должны не под себя или свое близкое окружение, а для большинства людей, для повышения экономической и социальной активности граждан.
Известия: Недавно прошло совещание с главами регионов Южного округа, посвященное вопросам экономики. Многие главы регионов выглядели несколько растерянными. Они не ожидали, что вы будете их жестко критиковать?
Козак: Для всех участников совещания бесспорно, что наращивание бюджетных расходов должно приводить к активизации экономической жизни и, как следствие, сокращению безработицы, росту благосостояния людей. Конечно, добиваться таких результатов сложнее, чем ездить в Москву за деньгами.
Известия: То есть те бюджетные деньги, за которые привыкли биться и главы субъектов, и федеральные ведомства, не есть панацея?
Козак: Бюджетные расходы, конечно, нужны. Денег много никогда не будет. Главное, на мой взгляд, в другом. В сложившихся сегодня условиях, особенно в ряде северокавказских республик, не помощь извне, а только усиление экономической активности людей, которые здесь живут, хотят здесь жить и работать, может сыграть ключевую роль в изменении социально-экономического положения региона, в улучшении их благосостояния. Необходимо отметить, что на Северном Кавказе люди ценят достаток. Они склонны к предпринимательству, эта традиция сохранялась даже во времена коммунистических преследований за предпринимательскую деятельность. Что их сегодня сдерживает? Согласно результатам различных исследований, это прежде всего частокол административных барьеров, непомерные поборы, отсутствие защиты их прав и имущества со стороны государства.
Известия: Вы хотите сказать, что при отсутствии формальных полномочий руководители регионов неформальными методами добиваются проведения собственной политики?
Козак: Представители федеральных ведомств далеко не всегда могут устоять перед авторитетом и реальными властными рычагами губернаторов. Это сложившаяся система, содержащая вредное противоречие между формально юридическим и фактическим положениями федеральных и региональных должностных лиц, и это противоречие необходимо по возможности устранять. Поскольку в нашей огромной стране с большим количеством субъектов и муниципалитетов нереально централизованно обеспечить эффективную реализацию множества социально-экономических функций государства, как мне представляется, необходимо больше ответственности за их исполнение возложить на региональные и местные власти, преимущественно через институт «делегирования» федеральных полномочий. Это предполагает, что определение политики, установление правил остается за федеральным центром, а их исполнение возлагается на региональных и местных руководителей. Контроль и надзор за реализацией органами региональной власти переданных полномочий следует возложить на федеральные территориальные структуры, созданные на межрегиональном уровне. Границы юрисдикции контролирующих территориальных органов не должны совпадать с границами субъектов или муниципалитетов.
Известия: Это поможет избавиться от административных барьеров и коррупции?
Козак: Само по себе – нет. Одновременно необходимо создать и законодательно закрепить механизмы политической ответственности органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления перед гражданами за конечные результаты их деятельности в экономической и социальной сфере, а также закрепить систему стимулов для них к развитию экономики регионов и муниципалитетов. В новых условиях формирования региональных органов исполнительной власти по результатам достижения этих показателей оценку деятельности региональных руководителей будут давать и население этих регионов, и федеральный центр. Региональные власти – получатели финансовой помощи из федерального бюджета должны иметь значительно меньше свободы и самостоятельности, чем те, кто такой помощи не получает. Это должно касаться и решения вопросов заработной платы чиновников и работников бюджетной сферы, их численности, дополнительных ограничений и контроля расходования средств бюджета, вопросов назначения ключевых должностных лиц, отвечающих за финансово-бюджетную сферу, за развитие экономики регионов. Хочешь иметь больше самостоятельности – развивай экономику, всеми имеющимися властными полномочиями создавай условия для проявления экономической активности людей, отказывайся от дотаций.
Для пресечения поборов, нарушений прав и законных интересов граждан правоохранительными методами необходимо обеспечить объективность и эффективность правоохранительной системы. Нужен комплекс дополнительных, в том числе ранее отвергнутых из-за позиции судей, мер, обеспечивающих беспристрастность и прозрачность деятельности судов и судей. Доверие судам и правоохранительным органам – важнейший фактор экономического развития.
Известия: Больше всего инвесторов от Северного Кавказа отпугивают преступность и терроризм. В Карачаево-Черкесии милиционеры покрывали убийство семи человек, в Кабардино-Балкарии милиционеры возят Шамиля Басаева на своем автомобиле...
Козак: Злоупотребления и предательство в правоохранительных органах вызывают справедливое возмущение. С этим необходимо бороться. Беспощадно и бескомпромиссно. Повышение эффективности правоохранительной системы – настоятельная необходимость. Но ни в коем случае не в ущерб законности ее деятельности, не за счет прав и свобод законопослушных граждан.
Известия: И какие же конкретные меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять в округе сегодня, чтобы кардинально изменить ситуацию?
Козак: Если опустить множество деталей, то, во-первых, требуется существенное увеличение денежного содержания сотрудников правоохранительных органов. Сегодня в Южном федеральном округе один сотрудник правоохранительной системы «обрабатывает», по разным оценкам, от 0,3 до 2,7 преступления в год. В то же время, например, в Израиле, где размах терроризма сопоставим с ситуацией на Северном Кавказе, на одного полицейского приходится 25 преступлений. В Северной Ирландии в годы разгула сепаратизма и терроризма этот показатель был равен 9. При ограниченных бюджетных ресурсах мы в последние полтора десятка лет раздували численность правоохранителей, тонким слоем «размазали» средства, создав тем самым условия для коррупции и злоупотреблений.
Во-вторых, одновременно нужно совершенствовать систему государственного и, где это возможно, – общественного контроля, обеспечивающего эффективную борьбу со злоупотреблениями и предательством в самих правоохранительных органах и судах. Необходимо разграничить между различными ведомствами функции по борьбе с преступностью в стране, борьбе с преступлениями в самих правоохранительных органах, процессуальному расследованию преступлений и функции прокурорского надзора. Система сдержек и противовесов в правоохранительной системе позволит достичь более эффективного взаимного контроля специальных служб, органов предварительного следствия, прокуратуры и суда, а государству и обществу в целом – иметь ясную картину и состояния преступности, и положения дел внутри этой системы. Необходимо также отказаться от излишних ограничений и ввести дополнительные основания для легального проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении следователя, судьи, прокурора. Ведь для честного сотрудника оперативно-розыскные мероприятия не представляют никакой угрозы.
В-третьих, для повышения персональной ответственности должностных лиц правоохранительных органов, экономии бюджетных расходов в рамках разграничения полномочий требуется устранение существующего параллелизма в их работе.
В-четвертых, необходимо конкретизировать применительно к выполняемым функциям показатели и критерии оценки деятельности правоохранительных органов.
Мнение
Заявление полномочного представителя президента России в Южном федеральном округе Дмитрия Козака о том, что «уровень самостоятельности регионов должен зависеть от их дотационности», стало главной политической новостью недели. Реализация предложения полпреда приведет к настоящей «федеративной перестройке» – новой системе власти в России. Страна.Ru опросила крупнейших российских юристов, которые высказали свое мнение об инициативе Дмитрия Козака.
Михаил Федотов, доктор юридических наук, профессор, участник Конституционного совещания от правительства РФ:
– Я расцениваю заявление Дмитрия Козака как возможное объявление о новом перспективном направлении развития России, как шаг в сторону построения не бумажной, а настоящей Федерации. Зависимость уровня самостоятельности региона от уровня его дотационности приведет к пересмотру «глубины» проникновения Москвы в дела регионов и может привести к перераспределению полномочий. Жизнеспособна только та Федерация, которая строится не сверху. И, следовательно, регионы должны иметь рычаги для регулирования объема своих полномочий. Разумеется, все регионы в силу целого, очень широкого ряда причин не могут обладать одинаковой степенью самостоятельности. Богатство Федерации – ключ к ее динамичному развитию. Иначе мы приходим не к равенству в правах, а к уравниловке, которая сама по себе не содержит стимулов для развития. Но это не должно ограничивать политические права регионов, например, их свободу формировать свои органы власти.
Идея Козака требует пересмотра огромного массива законодательных актов. Это и 122-й закон, и Бюджетный кодекс, и Налоговый кодекс. Больше налогов и сборов должно поступать в бюджеты регионов, чтобы они могли реально претендовать на рост своей роли. Самостоятельность регионов, их разнообразие – ключ к тому, чтобы Федерация расцвела и принесла богатые плоды.
risk-inform.ru/text/2005/29/kozak29.html |
(2793 раза прочитано) |