A- | A | A+ 12pt | №26, 6 июля 2005 года («РИСК») |
Парламентские слушания |
Новый руководитель разреза «Каа-Хемский» обещает вытащить предприятие из долговой ямы
Законодательной палате Великого Хурала РТ со второй попытки удалось-таки провести парламентские слушания по работе угольного разреза «Каа-Хемский».
Первая попытка планировалась на 24 июня, но усилиями правительства Тувы была сорвана – его представители не явились на заседание. Впрочем, обмен мнений в отсутствие министров С.Барыбина и С.Долгара, а также руководителя Минимущества все же состоялся.
Директор разреза А.Болат-оол поведал депутатам о плачевном состоянии вверенного ему предприятия и предстоящей процедуре его банкротства. Руководитель управления федеральной налоговой службы РФ по РТ В.Оюн сообщил о причинах подачи заявления в Арбитражный суд РТ с ходатайством о начале процедуры банкротства, объяснив вынужденную меру тем, что задолженность предприятия по обязательным платежам в бюджет достигла 181,5 млн. руб. Неплатежи обусловлены высоким уровнем дебиторской задолженности предприятий ЖКХ и энергетики.
Тогда же стало известно о теневой стороне деятельности разреза. Выяснилось, что большие партии угля стоимостью в миллионы рублей отгружались фирмам-однодневкам под обещания сомнительных услуг. Теперь эти фирмы разыскивают правоохранительные органы.
К примеру, угольный разрез обнаружил в Хакасии поставщика запасных частей ООО «Нера». Это общество с 2003 года не осуществляет никакой экономической деятельности, но «летаргический сон» не помешал поставить разрезу запчасти и провести ремонт котельного оборудования на 1,2 млн. рублей. В настоящее время фирма разыскивается милицией. Как и ООО «Интеррресурс», которое умудрилось поставить разрезу запчасти и провести ремонт котельного оборудования на 5,6 млн. рублей, хотя налоговая служба уверяет, что данное ООО с 2003 го¬да не функционирует.
Наверняка заинтересует правоохранительные органы и факт ремонта административного здания разреза в счет поставки угля в количестве 2060 тонн. Впрочем, как и поставка на 13,1 млн. рублей запчастей в уплату за уголь, полученный неким предпринимателем Чынгылапом Ш.Б. Есть основания предполагать, что все эти запчасти и ремонты – лишь прикрытие хищений, и именно они являются первопричиной тяжелого финансового положения предприятия. Только долги по зарплате на разрезе достигли 3,5 миллионов рублей.
Располагая такой информацией, депутаты собрались вновь 1 июля.
Первым слово дали заместителю министра энергетики Н.О.Данзы. Говорил он много и в охотку. Расписывал депутатам катастрофическое положение предприятия. Особенно должны были растрогать народных избранников проблемы ремонта крыши гаража и обустройства внутрикарьерных дорог.
Трёп чиновника вскоре изрядно надоел, и депутат К.А.Бичелдей прервал докладчика простыми вопросами: «В середине года цена угля выросла в 1,5 раза. Как думает правительство выходить из этого положения? Бюджетники получат в 1,5 раза меньше угля или будет пересмотрен бюджет республики? И вообще, как правительство думает гасить долги перед разрезом?»
Ответ был поразительным. Похоже, на Данзы напал словесный понос. Он снова разразился сумбурной речью ни о чём, а в конце спокойно высказался, что бюджет республики угольщикам ничего не должен – должны ОАО «Тываэнерго» и ГУПы-котельные.
Получилось: Данзы не понимает, что энергетики не могут рассчитаться с угольным разрезом только потому, что им не платит бюджет. А ведь этот деятель ещё недавно возглавлял ОАО «Тываэнерго». Правда, с плачевными результатами, за что его вежливо попросили за ворота... Уходя, Данзы брякнул в своё оправдание, что по его вине не замерз ни один человек и на том успокоился. Глядя на него, можно судить и обо всём тувинском «правительстве болванчиков», члены которого никак не могут понять своей роли в работе народного хозяйства республики.
Не вызывает никаких сомнений, что Николай Ооржакович не подозревает, что уделом правительства в условиях рыночной экономики является не контроль за ремонтом кровли в гараже, и даже не отслеживание порядка выплаты зарплаты на разрезе, а соответствие объёма добычи угля потребностям энергетического комплекса и населения Тувы, уровень цен, чтобы уголь был доступен, аккуратность оплаты за уголь и тепло бюджетными организациями и налоговые отчисления предприятия. А всё остальное находится в ведении руководства разреза, и вмешиваться в его деятельность закон не позволяет. В том числе не имеют права чиновники вмешиваться и в сбытовую политику. В остальном правительство может только помогать предприятию, в том числе постановкой вопроса перед федеральными властями о реконструкции предприятия.
Но беда в том, что в тувинском правительстве большинство составляют именно подобные Данзы специалисты. Потому банкротства предприятий и стали в Туве заурядным явлением. Видимо, поэтому депутат Х.Монгуш и спросил Данзы, может ли правительство хоть что-нибудь сделать в угольной отрасли, кроме провозглашений громких деклараций. Вопрос повис в воздухе.
Как известно, правительство Тувы приняло решение о создании Межпромбанком новых мощностей по добыче угля – на Элегестинском месторождении – и фактически решило поставить крест на Каа-Хемском угольном разрезе, предоставив сыну председателя правительство возможность использовать пока работающие мощности для реализации угля за Саяны. И потянулись груженные углём КамАЗы с красноярскими номерами по федеральной трассе, разбивая и так дышащую на ладан дорогу...
Ни для кого не секрет, что последние годы Глава правительства Тувы и его сын фактически напрямую руководили федеральным предприятием. Именно там решался вопрос, кому, когда и сколько отгружать угля. И именно к ним обращались за разрешением того или иного вопроса.
Не составляет секрета и то, что все новоявленные «солидные экспортеры» типа ООО «Ратна», «Саянконсалтинг», «Авырга» и «Тувинский уголь» зарегистрированы по одному адресу в г.Кызыле – по ул.Красноармейской 137, больше известном как ТВЦ «Гаруда». Правда, отыскать их офис или хотя бы телефон не представляется возможным... даже для налоговой инспекции. Похоже, лишь двое Адриянов – Ооржак и Болат-оол – знали, как их искать.
А затем началось главное действо, ради которого депутаты, собственно, и собрались. К участникам слушаний обратился генеральный директор ОАО «Угольный разрез «Каа-Хемский»... А.И.Ковалёв. Как выяснилось, ещё 17 июня т.г. он был назначен федеральным министерством имущества руководителем предприятия, и на предыдущих слушаниях 24 июня А.Болат-оол выступал, уже не имея никаких полномочий.
Мы не раз публиковали материалы о сомнительной деятельности директора разреза Болат-оола. По нашему мнению, он совершенно не подготовлен для такой работы, вследствие его непрофессионального руководства разрезом тот всё глубже опускался в пучину безысходности. Мы писали, что разрез фактически захвачен «семьей», которая выкачивает из него ресурсы, и рады, что в Федеральном Центре нас, наконец, услышали.
Александр Иванович рассказал собравшимся, что решение по замене руководителя разреза было принято в связи с обращением Госналогслужбы в Арбитражный суд Тувы об инициировании процедуры банкротства. Получив полагающиеся полномочия, новый директор прибыл в Кызыл и обратился в правительство Тувы, чтобы его представили коллективу угольного разреза и согласовали план дальнейших действий по оздоровлению ситуации на предприятии.
Вновь назначенного в Белом Доме приняли с прохладцей, и категорически отказались оказывать ему какую-либо поддержку. Видимо, замена Болат-оола на нового руководителя в планы тувинского правительств не входила. Похоже, Ооржак не может простить Ковалёву назначения без его протекции и вынашивает планы возвращения А.Болат-оола. Но на федеральном уровне кандидатуры Ооржака редко получают доверие. Примером тому был и Н.О.Данзы, освобожденный от должности гендиректора ОАО «Тываэнерго». Не следует ли такое отношение Москвы к Главе республике расценивать как закат его владычества? Подобные предположения не беспочвенны.
Вот и Болат-оол не прижился. Как известно, именно он довёл предприятие «до ручки» и характеризуется как крайне несамостоятельный и малокомпетентный, работавший в тесном контакте с сыном тувинского премьера Андрияном. Который, видимо, и строил сомнительные схемы угольных потоков через подозрительные фирмы-однодневки. А надежды «Семьи» продолжить «сотрудничество» в том же ключе с новым начальником показались ей не оправданными.
Генеральный директор доложил депутатам программу своих действий на разрезе, основными из которых является прекращение бартерных сделок, отгрузка угля только при условии предварительной оплаты, ликвидация дебиторской задолженности, снижение себестоимости добычи угля через оптимизацию бюджета предприятия, освоение новых перспективных рынков сбыта угля, реорганизация систем материально-технического снабжения и сбыта.
Залогом реализации мероприятий, предложенных депутатам, А.Ковалев считает увеличение добычи угля на 200 тыс.тонн через укрепление материально-технической базы разреза путем приобретения по лизингу семи карьерных самосвалов БЕЛАЗ 7547-А, бурильно-сверлильного трактора и четырех металлообрабатывающих станков.
Кроме этого, предполагается изменение системы зарплаты, усиление материального стимулирования труда, создание нормального микроклимата в коллективе и детальная проработка проекта по подземной добыче угля на Чаданском участке. Таким образом, предлагается за полтора года привести в порядок финансовое состояние угольного разреза «Каа-Хемский» и только тогда поставить перед федеральным центром вопрос приватизации предприятия. Относительно сегодняшних проблем новый директор сообщил депутатам о неких договоренностях между ним и директором ОАО «Тываэнерго» А.Верзаковым, которые, на наш взгляд, позволят достаточно быстро решить проблему горячего водоснабжения Кызыла.
Отвечая на вопросы депутатов, Александр Иванович выразил сомнение в целесообразности разработки Элегестинского месторождения угля. Он считает, что нужно развивать имеющиеся мощности, постепенно увеличивая добычу и осуществляя поставку излишков угля за пределы республики, но выразил сомнения, что при существующем состоянии автомобильного сообщения возможно, без ущерба для федеральной автомобильной трассы, вывозить из республики более 500-700 тыс. тонн. Да и появление большого количества тувинского угля на российском рынке может привести к обвалу цены на него. К тому же Межпромбанк не является потребителем угля, и ему в любом случае придется тогда входить в промышленно-финансовую группу, занимающуюся металлургией.
Как выяснилось, Ковалёв является автором схемы поставок угля на российские металлургические комбинаты. Но, взяв ее за основу, околоправительственные горе-экспортёры при реализации всё вывернули наизнанку. А.Ковалев полагает, что отгрузка угля за пределы Тувы 200 тыс. тонн в год по реальной цене поможет стабилизировать финансовое положение разреза и позволит работать ритмично без скачков и больших перерывов, что благоприятно скажется на производственном процессе.
Особую озабоченность директор выразил по поводу намеченного на 12 июля т.г. заседания суда по введению на угольном разрезе процедуры банкротства. Он предлагал рассмотреть возможность отказа от нее под обязательство постепенного гашения с августа 2005 года задолженности разреза по обязательным платежам. В этом поддержали его депутаты З.Сат, А.Дамба-Хуу¬рак и ведущий слушания Б.Балчий-оол.
В заключение З.Сат от имени депутатов парламента вручила А.И.Ковалёву памятный подарок и пожелала ему успешной работы. На что А.И.Ковалев пообещал, что постарается их не разочаровывать.
Первое знакомство прошло в доброжелательной обстановке. Есть надежда, что оно станет залогом плодотворного сотрудничества.
Наш корр.
risk-inform.ru/text/2005/26/razrez26.html |
(3573 раза прочитано) |