A- | A | A+ 12pt | №24, 22 июня 2005 года («РИСК») |
Из жизни местных «оборотней» |
ЧП КОЖУУННОГО МАСШТАБА
Считается, что для работы в органах внутренних дел нужны особые люди. Мало быть молодым и здоровым. Особая потребность в честных и неподкупных. И тут никакие самые строгие медицинские комиссии не помогут.
Сылдыс Тюлюш соответствовал всем необходимым требованиям. Более того, у него высшее юридическое образование, что для участкового уполномоченного в Туве большая редкость, поэтому его без всяких проволочек приняли на должность участкового уполномоченного поселка Хайыракан. Однако вскоре выяснилось, что он чересчур принципиальный, и коррумпированная система срочно его отторгла. Сылдыс был уволен, даже не пройдя стажировку.
Другой на его месте покорно бы снес удар судьбы и стал искать другую область применения своих способностей, но Сылдыс – настоящий юрист, а самое главное – у него есть для многих сейчас непонятное желание утвердить справедливость. Поэтому он решил объявить явно безнадежную войну разложившейся системе внутренних органов. Впрочем, довольно общих фраз, пора изложить факты.
В ночь с третьего на четвертое ноября 2003 года у гражданки Марии Тумат, жительницы поселка Хайыракан, была совершена кража четырёх голов крупного рогатого скота. Преступники в одну ночь лишили семью экономической основы существования. По сути, обрекли на голод и нищету. Впрочем, для Тувы это факт рядовой и привычный. Поэтому слезы потерпевшей большого сочувствия у милиционеров не вызывали. Но не у Сылдыса. Он ещё не стал частью этого бесчувственного механизма.
И этого ему не простили.
4 ноября С. Тюлюш вместе с оперуполномоченным Эдуардом Сендир-оолом во дворе одного из дворов Хайыракана обнаружили двух незнакомых всадников. Никаких документов при себе у них не было. Поэтому Сендир-оол, как старший, поручил доставить подозрительных незнакомцев в КОВД. Тюлюш указание выполнил, доложил об этом начальнику криминальной милиции С.Анай-оолу, тот поручил разобраться с доставленными оперуполномоченному Г.Доржу.
Казалось бы, Тюлюш сделал всё, что требовали от него должностные инструкции и в полном соответствии с законом, однако 31 декабря того же года его не только уволили из органов внутренних дел, но и возбудили уголовное дело за «незаконное задержание граждан А.Биче-оол и А.Комбу», а также за халатность, которая, по мнению сотрудников прокуратуры, заключалась в не обеспечении охраны лошадей задержанных граждан, которых тут же «неустановленные преступники» украли со двора родственника одного из улугхемских милиционеров, сразу после того как С.Тюлюш покинул райцентр, продолжая розыск преступников. Размах скотокрадства и наглость преступников впечатляют.
Каким образом оказался причастен к этим преступлениям С.Тюлюш? Никаким. По документам получается, что он только доставил подозрительных граждан в райотдел, решение об их задержании и изъятии лошадей принимали другие должностные лица. Расправиться с ним решили только потому, что он раскрыл преступление. А самое главное – стал доказывать, что в его совершении самое активное участие принимали сотрудники милиции. Система такое не прощает.
Вот как излагает свои выводы С. Тюлюш в заявлении прокурору республики: «Во время расследования кражи скота Тумат М.Х. мною бы допрошен в гражданин Быстан-оол А.Т., который дал показания о том, что он 3 ноября 2003 года в 24 часа он совершил кражу скота Тумат М.Х. вместе с ним в краже принимали участие пять человек, двое из них сотрудники ОВД Улуг-Хемского кожууна, оперуполномоченный лейтенант милиции Х.Э. и участковый уполномоченный Х.В.
При совершении кражи был использован автомобиль УАЗ-469, принадлежащий Х.Э. После допроса гражданина Быстан-оола я обратился к прокурору района Монгуш Ш.Б. о защите Быстан-оол А. На мои обращения прокурор и начальник КОВД не обратили внимания.
Со слов Быстан-оола А. 30 ноября 2003 года он был избит лицами, участвовавшими в краже скота и доставлен в районную центральную больницу. По данному факту оперуполномоченный лейтенант Х.Э. (тот самый, который, по утверждениям Быстан-оол А., участвовал вместе с ним в краже. – Ред.) оформил постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления.
Со слов Быстан-оола, в кабинете заместителя прокурора района сотрудник УБОП МВД принудил его написать заявление и дать показания о том, что в краже скота сотрудники милиции не участвовали, и пообещал закрыть дело в отношении него».
С.Тюлюш получил успокоительный ответ за подписью старшего прокурора СУ прокуратуры РТ А.Бирлея. Его суть: не так важно, что в описательной части постановления о возбуждении уголовного дела указано, что С. Тюлюш незаконно задержал двух граждан, что незаконно изъял принадлежащих им лошадей, которых затем кто-то украл, – важно то, что данное дело, как следует из резолютивной части, возбуждено по факту, а не в отношении конкретного лица. Поэтому волноваться ему не нужно. О том, что С.Тюлюша в связи с этими обстоятельствами уволили из органов внутренних дел – вообще не слова. Похоже, с точки зрения А.Бирлей, это вообще сущий пустяк.
Зато А.Бирлей попутно сообщил, что по заявлению гр-ки Т. об изнасиловании её дочери следователем прокуратуры Улуг-Хемского кожуна О. было отказано в возбуждении уголовного дела. После проверки это решение было отменено и направлено на дополнительную проверку... в прокуратуру Улуг-Хемского кожууна.
У нас нет никаких сведений о том, что прокурор Бирлей вносит деньги в воровской общак, а уж тем более, что он из него что-то получает. Но по тем фактам, которые сообщил прокурору республики С.Тюлюш, добросовестный прокурор должен был уже на следующий день «поставить на уши» все правоохранительные органы славного преступными традициями Улуг-Хемского кожууна, а не сочинять гладенькие отписки о том, что сведения о преступной деятельности поручено проверять тем, кто в них и подозревается.
Такие дела на кожуунном уровне решить невозможно. Это подтверждает опыт бывшего участкового С.Тюлюша. Не надеясь на милицейское начальство и прокуратуру, он обратился в суд. Как и следовало ожидать, местный улугхемский суд ему отказал. Другого решения быть не могло. Это понимал и сам Сылдыс. Он в заявлении указал причину своих сомнений: председатель районного суда Р.Сендаш – жена заместителя прокурора района Ш.Сендаш. Но Верховный суд республики в своем определении прямо указал, что не может согласиться с выводами районного суда о том, что уголовное дело возбуждено по факту, а не в отношении С.Тюлюша.
Незаконное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в другом составе суда. Судье Л.Хертек, по сути, отказано в способности разрешить это дело по закону и по совести. Такое случается нечасто.
Однако справедливость ещё не торжествует. Все опорочившие себя должностные лица находятся на своих местах. И обязательно будут препятствовать установлению истины.
Будем надеяться, что прокурор республики после нашей публикации примет, наконец, самые решительные меры, чтобы разорвать круговую поруку улугхемских правоохранителей.
А фактов для подобных утверждений достаточно.
Вот еще одно заявление на имя В.Кизикина. Гражданка К.Куулар пишет, что после конфликта с нарядом ДПС 22 декабря 2004 г. её сына Анатолия Куулара доставили в Улуг-Хемский КОВД. Причем там же были прокурор района и помощник прокурора.
В милицию Анатолий пришел сам, а в 4 часа утра его увезли в райбольницу. Там был поставлен диагноз: ушиб левой почки, ушиб грудной клетки. Потом он был отправлен в столицу республики, и уже в ресбольнице обнаружили множественные переломы ребер.
Неудивительно, что уже неоднократно упомянутый выше Быстан-оол не стал ждать, пока ему сломают ребра и кинулся в бега, тем самым дав прокурору А.Бирлею возможность усомниться в достоверности его показаний и дать заявителю С.Тюлюшу ответ, что «взять объяснение у Быстан-оола А.Т. не представилось возможным, так как в период разбирательства он находился в розыске».
Они будут красть скот, насиловать и ломать ребра, пока в милиции и прокуратуре служат подонки.
Отдел по борьбе с негодяями
risk-inform.ru/text/2005/24/chp24.html |
(3251 раз прочитано) |