A- | A | A+ 12pt | №22, 8 июня 2005 года («РИСК») |
Считаем народные деньги |
«ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ» ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Чёрные дыры, – области во Вселенной, в которых гравитационное притяжение настолько велико, что ни вещество, ни излучение, падающее снаружи на черную дыру, не могут их покинуть.
...Проще говоря, черная дыра всё поглощает, но ничего не выпускает...
(Из энциклопедии Кирилла и Мефодия-2002).
Председатель Счетной палаты РТ В.Б.Салчак в газете «Новости Тувы» (№17 от 27 мая 2005 года) поделился своим мнением о размахе воровства бюджетных средств, манипуляциями госсобственностью республики и состоянием дел в самой криминализированной области экономики Тувы – инвестиционной. Вот что отметил руководитель единственной в Туве независимой контрольной организации:
«Проверками было охвачено 105 объектов. ...Выявлено использование бюджетных средств с нарушением правовых актов на сумму 1,02 млрд.руб. ...На заседании правительства РТ рассмотрены итоги... проведения процедуры банкротства в отношении ГП «Кызылский пивоваренный завод «Хемчик», ГП «Горно-обогатительный комбинат «Туваасбест», ОАО «Тыва алгы», ГУП «Тувинские ковры... Много грубых нарушений допускается при использовании средств, выделенных на досрочный завоз угля и топлива».
Особое место в отчете В.Салчака занимают парадоксы инвестиционной политики:
«По итогам устранения нарушений, выявленных в УКСе правительства, были возвращены бюджетные средства в размере 14,9 млн. руб. В бюджет РТ... возмещены средства в размере 21,6 млн. руб. СУ МВД республики возбуждены 7 уголовных дел. Причиненный ущерб... составил 20,6 млн. руб.»
А далее фактически раскрывается механизм хищения народных средств при строительстве бюджетных объектов. Он прост, как логика мздоимца. Сначала путём шантажа, подкупа и угроз в Закон РТ «О бюджете» протаскивается грандиозный инвестиционный проект какого-нибудь Музея или некой фабрики. А поскольку, ни документации, ни технико-экономического обоснования строительства объекта не имеется, проводящее так называемые «тендерные торги» правительство Тувы «рисует» «с потолка» стартовую стоимость объекта, которая порой отличается в разы от истинной, и назначает победителя торгов по своему усмотрению. В том числе и тех, у кого нет даже лицензии на ведение строительства.
Расчёт прост: строительная фирма, готовая отблагодарить, вправе «ронять» цену до тех пор, пока у нее не разбегутся конкуренты. Всё равно в ходе строительства и при его завершении стоимость сооружения «подскочит» настолько, насколько договорятся чиновники правительства с подрядчиком. (К примеру, строительство Музея незаметно подорожало с 18 до 112 млн. руб. И стройка до сих пор не завершена...) При этом деньги «победителю» дадут авансом и иногда даже больше, чем он может официально предъявить. О какой конкуренции в такой ситуации может идти речь?
Если вдруг затешется в тендерную компанию чужак, не готовый давать «на лапу», при такой системе его запросто могут «опустить» до такой цены, что он вмиг разорится – ему-то цену никто поднимать не будет. В такой ситуации уместно говорить о формировании преступного сообщества, в которое наряду с высшим чиновничеством тувинского правительства входят криминальные депутаты парламента, строители и правоохранители, закрывающие глаза на очевидные хищения. Особенно в тех случаях, когда незавершенное строительство или пущенные в эксплуатацию объекты вскоре объявляются банкротами.
В подтверждение этого вернемся к отчёту СП РТ.
«Наибольшая часть выявленных недостатков связана с нарушением законодательства при использовании инвестиционных средств... В нарушение порядка из 55 объектов, профинансированных за счет бюджета на сумму 417,6 млн. руб., только по 7(!) объектам имелась утвержденная проектная документация на сумму 40,4 (!) млн. рублей» (менее 10%). «На 2005 год по УКСу включены 22 вновь начинаемых объекта с объемом капвложений 155,6 млн. руб., из которых только по 6 объектам на сумму 4,4 млн. руб. имелась ПСД. Органы власти... продолжают нарушать нормы федерального и республиканского законодательства».
А вот результаты некоторых проверок СП РТ.
«По проверенным объектам нет ни одного, где выполнены условия конкурсов. Только по 15 обследованным объектам, общая их стоимость увеличилась против конкурсной на 423 млн. руб. Теряется смысл и значение конкурсов...
В период 2000-2004 г.г. на финансирование крупных объектов производственного назначения направлено 232,6 млн. руб. В их числе ЛЭП Мугур-Аксы-Хандагайты, паркетная линия, цех КПД и котельная комбината «Стройдеталь», ГУП Туваасбест», малая ГЭС в с.Кызыл-Хая, кондитерская фабрика и т.д. В настоящее время часть этих объектов либо приостановлена строительством, либо превратилось в объекты-долгострои, либо объявлена банкротами».
А далее приводится конкретный пример:
«В качестве типичного примера можно привести строительство кондитерской фабрики. Технико-экономическое обоснование не разработано. Рабочий проект не прошел экспертизу и не утвержден. Взамен отечественного оборудования приобретено импортное, стоимость которого превышает проектное почти в 1,5 раза.
По результатам тендерных торгов победителем признан подрядчик, не имеющий лицензии на ведение строительной деятельности, а на поставку технологического оборудования предпочтение отдано иностранной фирме, а не ООО «Агро-3», предложившему поставку российского оборудования по более низкой цене. По состоянию на 1 мая... уже израсходованы бюджетные средства на сумму 128,7 млн. руб.»
А далее В.Салчак поясняет, что действующее ОАО «Кызылский хлебокомбинат» в настоящее время загружен на 10,5%, выпуская 116 тонн кондитерских изделий при мощности в 1100 тонн. Поскольку хлебокомбинат уже может, а кондитерка только ещё будет выпускать выпечку, то напрашивается закономерный вопрос: зачем строят новую фабрику, если не загружена имеющаяся?
«В ходе проверки... выявлена переплата подрядным организациям на проверенных 17 объектах на 100,6 млн. руб. Несмотря на имеющуюся дебиторскую задолженность по некоторым объектам, УКС продолжал перечислять средства подрядчикам».
В прилагаемой таблице указаны суммы переплат по некоторым объектам. ООО «Шолбан-Ой», подрядившееся строить пристройку к Дому престарелых, с 2001г. получило от сердобольного УКСа правительства РТ халявные 9,761 млн. руб., к тому же с неё снят объем выполненных с браком работ на 2,283млн. руб. ООО «Кашпал» за пристройку к гослицею с 2001г. переполучило 5,466 млн. руб., а за пристройку к тубдиспансеру – аж 13,791 млн. руб. А красноярское «Бирюса-Техстрой» «уехало» с тувинскими 16,696 млн. руб. И переплаты УКСом осуществлялись одновременно с неоплатой уже выполненных работ другими строительными организациями. Кто поверит, что безвозмездно? И кто за это ответит?
Тува за время аренинского руководства МВД и ведягинского – в горпрокуратуре превратилась, по примеру Чечни, в настоящую «черную дыру» бюджетных денег. Причём приноровились воровать без фугасов, а лишь тихо шурша бумажками. Не хотят ловить жуликов? Или не могут? При таких-то доказательствах??? Неужели им сложно выяснить, кто стоит за всеми этими фирмами, и почему правительство Тувы даёт им такие преференции?
Руководитель Счётной Палаты не касается правоохранителей и выводит резюме только относительно правительства РТ: «Указанные недостатки и нарушения являются следствием ненадлежащего исполнения служебных обязанностей руководителями и специалистами Министерств строительства, экономики и финансов РТ».
А нам кажется, что о неисполнении тут не может быть и речи. Разговор должен идти об исполнении. Преступных действий по предварительному сговору. В особо крупных размерах. При отягчающих обстоятельствах. С самыми трагическими последствиями – развалом экономики республики, деградацией общества и разгулом коррупции. Не секрет, что рыба гниёт – с головы.
Кондрат Пчёлкин
risk-inform.ru/text/2005/22/dira22.html |
(2892 раза прочитано) |