A- | A | A+ 12pt | №10, 16 марта 2005 года («РИСК») |
Новому прокурору на заметку |
СЛЕДСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОЛ ПРИ ПРОКУРОРСКОМ ПОПУСТИТЕЛЬСТВЕ
Сказать, что нашу газету не любят тувинские чиновники – не сказать ничего. Двенадцать уголовных дел по заявлениям Ш.Ооржака и его криминального окружения только за 2004 год, а кроме этого ещё семь исков о защите его уязвленного самолюбия – результат неусыпного внимания к нашей газете со стороны Главы республики.
К этому следует добавить три поджога редакции, в качестве организатора которых был опознан член правительства Тувы, еженедельные заседания Штаба по борьбе с ненавистной газетой, возглавляемого заместителем председателя правительства с участием силовиков и федерального инспектора, бесконечные налоговые проверки – и любому станет очевидна картина государственного прессинга чересчур независимой газеты.
Об этом мы не писали никогда. Не считали нужным, поскольку уверены в своей правоте, которая подтверждена судом над поджигателями, сидящими на скамье подсудимых, судебными отказами в исках Ш.Ооржака к газете и закрытием всех уголовных дел за отсутствием событий преступления.
На сегодняшний день «не сдохло» лишь одно уголовное дело, возбужденное по факту публикации в №39 от 2002 года статьи «По чьей воле главный редактор “Тувинской правды” Олег Гаврилов опять “подставил” свое протертое мягкое место?». Речь в ней шла о том, что «Тувинская правда» постоянно пишет об оппонентах нашего правительства очевидную ложь, проигрывает в суде многочисленные иски, но услужливо продолжает «чернушить» в угоду хозяину, в то время как оппозиция не может позволить себе использование подобных грязных методов.
Ш.Ооржаку не понравился фрагмент обращения к нему со словами: «А Вам, господин Ооржак, надо бы поумерить свой сумасшедший пыл “кровной мести”. Ведь посудите сами – оппозиция не пишет, что Вы, к примеру, беспробудно пьянствуете с Мельниковым в рабочем кабинете по вечерам, или что пять раз в день бьёте Сару Монгушевну, или что в Вашем, на внешний вид добротном доме, стоит такая же вонь, как и в самой запущенной кошаре. Нет оснований, поэтому и не пишут».
Поскольку смысл текста состоит в отрицании порочащих Ооржака утверждений, он решил схитрить: «урезал» текст для получения необходимого ему смысла и указал в заявлении, что газета якобы утверждает: «господин Ооржак... беспробудно пьянствуете с Мельниковым в рабочем кабинете по вечерам, пять раз в день бьёте Сару Монгушевну, или в Вашем, на внешний вид добротном доме, стоит такая же вонь, как и в самой запущенной кошаре».
С помощью таких нехитрых манипуляций Ооржаку удалось изменить смысл текста на противоположный, извратив суть и смысл публикации. Впрочем, Бог с ним, это вообще присуще деятельности нашего правительства. К тому же фантазировать может любой заявитель. Правда, для особо одаренных фантазёров за заведомо ложный донос с подтасовкой доказательств в Уголовном Кодексе имеется третья часть 306-й статьи, которой предусмотрено наказание до шести лет отсидки.
Разобраться с этим был обязан прокурор города В.Ведягин, по долгу службы поставленный служить Закону, а не лицам, какими бы высокопоставленными они не были. Но Ведягин сам неоднократно был фигурантом публикаций в «РИСКе». Газета рассказывала и о незаконных возбуждений им уголовных дел, и его махинации с нарезным оружием, и о сомнительных методах ведения уголовных дел.
Рассказывали мы о его неизлечимой близорукости при рассмотрении уголовных дел, связанных с махинациями на выборах, где позиция горпрокуратуры всегда была на стороне уголовников, и о моральном облике столичного прокурора. Конечно, это не добавляло авторитета столичному блюстителю законности. Видимо, поэтому В.Ведягин с таким рвением возбудился по надуманным доводам главного чиновника Тувы, и уголовное дело за подписью его заместителя Е.Николайчука по обвинению С.Конвиза в клевете начало своё движение.
Плёвое дело отнесли к разряду особо важных, в Следственном управлении при МВД РТ была создана целая следственная бригада в составе А.Г.Самдан, А.С.Хурбе и Ч.И-С.Кара-Сал. А поскольку все без исключения следопыты имели большие проблемы с общением на русском языке, они были вынуждены прибегнуть к помощи специалиста-лингвиста.
Обратились, в частности, и к доценту кафедры литературы Тувинского госуниверситета А.И. Бирюковой. От проведения экспертизы она отказалась, поскольку посчитала, что не имеет на то права, а вот своё мнение о спорном фрагменте текста высказала определенно: «Смысл этой фразы прочитывается однозначно: оснований для таких утверждений нет... Следовательно, прямого оскорбления личного достоинства статья не содержит».
Однако такие выводы «Бригаду» по понятным причинам не устроили. И они пытались получить другое заключение, которое бы помогло привлечь Конвиза к уголовной ответственности.
Сразу скажем, что исполнить заказ по независящим от них причинам не удалось: Конвиз доказал, что когда готовился номер, он был в Москве, а в связи с захватом ДК на Дубровке (всем памятный «Норд-Ост») ему пришлось там задержаться на неделю. Как ни пыжились следователи, причастность Конвиза доказать не удалось, и дело прекратили за отсутствием состава преступления. Более того, за незаконное привлечение к уголовной ответственности он уже взыскал с госказны 5 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Что дальше происходило в городской прокуратуре – нам неведомо. Но после вызова Ведягина «на ковер» следствие по уголовному делу № 2-787/03 было вновь возобновлено. Его поручили молодому следователю Васильеву, который в отсутствие «настоящих виновников» решил подвести под уголовную ответственность верстальщика Ю.Бакулина. Таким образом рядовой работник превратился в обвиняемого без всякого законного основания.
Не будем долго распространяться о перипетиях двухлетнего расследования, скажем лишь, что Васильев не справился, дело передали Ч.Кара-Сал. Злополучное дело 5(!) раз направляли для утверждения обвинительного заключения, – и 5(!) раз горпрокуратура, наплевав на то, что вышли и срок давности уголовного преследования, и все разумные сроки следствия, под надуманными предлогами возвращала его назад. Догадаться о причине не составляет труда: надуманное «дело» в любом случае развалится в суде, несмотря на любое давление властей – настолько очевидны безосновательность заявления Ооржака и беспомощность следствия. Последний раз дело возвращено в СУ при МВД РТ 3 марта 2005 года следователю О.А.Сизовой.
Мы не обращали особого внимания на ход расследования – итог бесполезных и бессмысленных действий следователей очевиден. Но вдруг расследование уголовного дела приняло неожиданный оборот.
Следствию позарез понадобился Устав ОАО «РИСКа». И вместо того, чтобы прийти в офис газеты, обратиться в налоговую инспекцию или банк, где учредительные документы имеются, следствие обратилось... в суд за санкцией на обыск в квартире С.Конвиза, где, по мнению следователя, могут скрываться искомые документы. Видавший виды судья был ошарашен – такого он не видел за все время своей работы. Более надуманного повода провести обыск у известного в городе человека, который не является ни подозреваемым, ни обвиняемым по уголовному делу, трудно представить.
Какова же была настоящая цель наших правоохранителей? Догадаться нетрудно. В Московском городском суде сейчас рассматривается громкое уголовное дело об «оборотнях» из МУРа. Высокопоставленные офицеры милиции сбились в бандитскую группу, кроме похищений людей и вымогательств, при проведении обысков они подбрасывали невиновным наркотики, оружие, боеприпасы. Получали награды, звания и должности. В результате этих безобразий были незаконно осуждены и понесли наказание десятки граждан...
В Кызыле «оборотни» пока не выявлены. Но не оттого ли, что прокуратура недорабатывает? Сто раз прав Генпрокурор Устинов: вместо того, чтобы расследовать настоящие преступления, милиция скрывает их от учета, а служебное время тратит на расследование «заказных» надуманных дел в угоду разнообразным местным «ооржакам».
Остается добавить, что республиканскому прокурору В.И.Кизикину направлено заявление с просьбой разобраться с этим тёмным делом и принять меры к виновным. О решении прокурора мы сообщим дополнительно.
Когда верстался номер. 14 марта С.Конвизу вручили копию кассационного представления старшего помощника прокурора г.Кызыла М.Цыганок. Упорная дама очень хочет получить судебное разрешение покопаться в чужом грязном белье под предлогом необходимости найти в квартире Конвиза документы ОАО «РИСК», которые, как она же и констатирует, сгорели в редакции.
Ситуация комичная. Цыганок утверждает, что искомые документы умышленно скрываются. Теперь её представление будет рассмотрено Кассационной коллегией Верховного суда Тувы по истечении 10 суток. Время вполне достаточное, чтобы уничтожить документы, если они есть. Даже Цыганок должна это понимать. Отсюда вывод: настоящие цели обыска далеки от прокурорских деклараций. Впрочем, все эти обстоятельства будут подробно исследованы при рассмотрении очередного иска о причинении морального вреда.
Отдел борьбы с негодяями
risk-inform.ru/text/2005/10/proizvol10.html |
(2871 раз прочитано) |