A- | A | A+ 12pt | №7, 23 февраля 2005 года («РИСК») |
КАК ЖИВЕТСЯ ВАМ, СТАРИКИ?
Республиканский Дом Ветеранов:
Все когда-нибудь мы состаримся, станем больными, беспомощными и нуждающимися в опеке и заботе. То есть все мы – потенциальные старики. И потому забота о ветеранах – это не только показатель человечности, но и в некотором смысле отношение к самому себе и своему будущему.
В нашей газете много писалось о состоянии дел в Республиканском Доме Ветеранов. И это богоугодное заведение всегда выглядело как карикатура на здравый смысл и место откровенного воровства и глубочайшего неуважения к пожилым людям. Отношения между персоналом и жильцами Дома Ветеранов стали настолько неприязненными и безобразными, что директор Дома Ветеранов К.Дилак не считает зазорным подавать в суд на стариков, принуждая их к заключению кабальных договоров на оплату несуществующих услуг. И всё это – с согласия министра по труду и социальным вопросам А.Конгар.
Эти чиновники, видимо, вообще не понимают карикатурности своего положения и не чувствуют никакой ответственности перед людьми за свою отвратительную работу. К счастью, суд не поддался давлению чиновников и решительно отказал Дилаку в его незаконных притязаниях на стариковские гроши – отказал ему мотивированно и твердо. Но было бы преувеличением полагать, что это как-то облегчит жизнь старикам – их по-прежнему обворовывают, намазывая на свой кусок хлеба их кусок масла.
Проверки финансово-хозяйственной деятельности Дома Ветеранов правоохранительными органами всегда выявляют массу нарушений, в том числе такой масштаб воровства, что калорийность питания едва достигает 50% от нормы, но ни разу министерство никак не наказало Дилака – видимо, украденным у стариков делятся с вышестоящим начальством, и это всех устраивает.
Отчаявшиеся старики, не надеясь на тувинское правительство, обратились через Государственную Думу России к Президенту В.Путину, но ни один вопрос до сих пор так и не решился – даже федеральный инспектор Чернышов не соизволил встретиться с ними и попытаться решить вопросы ветеранов. Властям не до ветеранов – каждый трясется за свою должность и набивает карманы. А старики вымирают, не выдерживая «заботы» государства и особенно – в социальных учреждениях. Как сказал один известный человек, в нашем Доме Ветеранов пахнет не заботой, а смертью.
Учитывая положение, сложившееся в Доме Ветеранов и по предложению руководителей региональных отделений партий и общественных движений, редакция газеты «РИСК» 19 февраля 2004 года провела заседание «Круглого Стола» по теме «Республиканский Дом Ветеранов: как живется вам, старики?»
Мы направили предложение поучаствовать в работе «Круглого Стола» директору Дома Ветеранов К.Дилаку и министру РТ А.Конгар. Они не явились сами и даже не направили никого для разъяснений своей позиции по данному вопросу. И это понятно – сказать им нечего. Не станут же они подтверждать, что кормятся с ветеранского стола, укорачивая жизнь ветеранов, отравляют последние годы и месяцы жизни стариков. А возразить, видимо, особо и нечем. Зато мы с удовольствием выслушали мнение первого секретаря горкома КПРФ С.С.Григорьева, руководителя РО ЛР С.Г.Горева, координатора по г.Кызылу РО ЛДПР Ш.Н.Курт-оглы и председателя РО движения «За Советский Союз!» В.М.Биче-оол. Вел «Круглый Стол» С.Конвиз.
Ниже мы приводим основные проблемные вопросы, обсуждавшиеся на «Круглом Столе» и мнения по ним участников.
Вопрос: Какой вам представляется существующая система социальной защиты престарелых людей в Туве?
С.С.Григорьев:
– Никакой. Б.Ельцин и народные депутаты в своё время ликвидировали Народный контроль, открыв дорогу коррупции. Сегодня чиновник оказался неподконтролен никому, кроме такого же чиновника, и коррупция и воровство расцвели во всех сферах, и особенно – в сфере социальной защиты населения. Мало того, что государство недостаточно выделяет средств на это – они в большинстве своем до людей не доходят, оседая в карманах чиновников.
Чтобы исключить подобные нарушения, необходим контроль. В таких заведениях, как Дом Ветеранов и ему подобных, должны быть Попечительские Советы, которые бы могли контролировать деятельность администрации и следить за уровнем содержания стариков.
Ш.Н.Курт-оглы:
– Состояние экономики не может не сказываться на уровне жизни престарелых людей. Нищее общество ничего не может дать старикам. Порочна и сама система неподотчетности чиновников. Полагаю, что социальный министр должен назначаться по согласованию с парламентом, и раз в полгода обязан отчитываться перед ним за проделанную работу, и в случае неудовлетворительной работы его можно было отозвать из правительства. Тогда мы больше узнаем о состоянии социальной сферы, и министр будет чувствовать хоть какую-то ответственность.
В.М.Биче-оол:
– Контроль за их деятельностью, конечно, необходим. Законы написаны хорошо, а вот реальное их исполнение – отвратительное.
С.Г.Горев:
– Никакой сколько-нибудь продуманной и целенаправленной социальной политики у нас нет. В практике развитых государств есть два способа решения этой проблемы: в государствах социального типа – большие налоги, финансы аккумулируются в бюджете, затем перераспределяются, там государство берет на себя заботу о престарелых и немощных; в государствах с либеральной политикой – наоборот, минимальный налоговый гнет, но создаются условия для того, чтобы каждый мог заработать себе на жизнь и накопить на старость. У нас же нет ни того, ни другого. Труд у нас дешевый, и денег не хватает ни на что. Пенсии вообще нищенские. При этом население лишили всех льгот и велят заботиться о себе самостоятельно.
В Туве гримасы этого уродливого положения ещё более ужасны в связи с поголовной бедностью. Председатель местного правительства, если и хочет что-то исправить, сделать ничего не в состоянии – на федеральном уровне у него нет ни финансовой мощи, ни политического веса. Впрочем, таких региональных руководителей сейчас большинство. Все они ради сохранения хоть маленькой, но всё-таки власти, готовы согласиться на любые самые непопулярные и антинародные предложения Центра. Для этого и придумано назначать их, а не выбирать. На таких держится сегодняшняя российская власть, при которой растет число миллиардеров и пропасть между бедными и бедными становится все шире.
Вопрос: В какой поддержке, на Ваш взгляд, нуждаются люди преклонного возраста?
С.С.Григорьев:
– Этот вопрос необходимо рассмотреть в разрезе проблемы – какое у нас государство? Либеральное или социальное? Если оно всем помочь не может, оно должно уделять внимание хотя бы тем, кто находится в государственных социальных учреждениях – Домах Призрения. А поскольку деятельность этих учреждений осуществляется за счет бюджетных средств, общественный контроль за чиновниками, распоряжающимися деньгами, должен быть действенным. А ведь старики в массе своей такого контроля самостоятельно осуществить не могут, вот их и обирают до нитки.
Ш.Н.Курт-оглы:
Жильцы Дома Ветеранов – это, как правило, беспомощные люди. Государство обязано проявлять и демонстрировать заботу о престарелых.
В.М.Биче-оол:
Ветераны должны знать, на что идут деньги и иметь возможность контроля. Государство обязано обеспечить спокойную старость и достойные похороны людей, всю свою жизнь трудившихся на общество. И если оно не делает даже этого – оно не нужно.
С.Г.Горев:
Государство обязано помогать тем, кто сам не может заработать. Частная собственность и накопления трудовых сбережений должны стать гарантией достойной старости. У нас пока все наоборот. Люди накопили вклады в Сбербанке, а государство лишило их сбережений. Придумали уродливое страхование автогражданской ответственности, главная цель которой – набить карманы дельцам. Все население, и в первую очередь стариков, до нитки обирают через тарифы на ЖКХ, увеличивая численность людей, не способных самостоятельно существовать и вынужденных униженно просить помощь. Каждый здоровый человек должен иметь возможность заработать на достойную жизнь и обеспечить себе старость. Помогать нужно только инвалидам.
Вопрос: Каково, на ваш взгляд, положение проживающих в Республиканском Доме Ветеранов?
С.С.Григорьев:
Жизнь не сладкая. Я бывал раньше в этом доме, впечатление – безрадостное и гнетущее. Это должен быть светлый и радостный Дом, в котором человек заканчивает многотрудный земной путь. Это не Дом Ветеранов, если директору не стыдно судиться с проживающими.
Ш.Н.Курт-оглы:
Продукт любого предприятия имеет свой показатель. Продукт Дома Ветеранов – жизнь ветеранов, их самочувствие и все, что с этим связано. Борьба директора с жильцами – это недопустимо. Ведь работа с ветеранами – это как работа с детьми, и гуманизм здесь – первое дело. Старики везде одинаковые. И судиться с ними – верх кощунства. Это безобразие, когда стариков без нужды переселяют из комнаты в комнату и за малейшее неповиновение лишают пищи.
В.М.Биче-оол:
Надо создать общественный попечительский Совет Дома Ветеранов. И решить кадровый вопрос: такой директор там работать не может.
С.Г.Горев:
Нынешние условия жизни ветеранов не выдерживают никакой критики. Здание достаточно новое, хорошее, особенно больших денег для поддержания его в порядке не нужно. Нужно потребовать, чтобы температурный режим, калорийность пищи, качество ухода за стариками соответствовали нормам. При изучении вопроса мы встретились с вопиющими фактами: проверка МВД установила, что калорийность пищи составляла лишь 50% от нормы. А по документам всё было как нужно. Расхищаются не только продукты, но и мягкий инвентарь, деньги и пр.
К примеру, директор К.Дилак списал 37 тысяч рублей на посадочный материал – картофель якобы посадил картошку в ГУП им.Шойгу, но случилась засуха – и урожай погиб. В ОБЭП даже представили соответствующую справку.
Когда же мы обратились по этому поводу к директору И.В.Чучеву, то выяснилось, что никакой картошки Дилак не садил, а каким-то образом добыл эту справку и представил проверяющим. Легковерные сотрудники милиции приняли эту «филькину грамоту» во внимание, и в возбуждении уголовного дела было отказано.
Выход из данной ситуации я вижу в том, что следует заставить ОБЭП, как следует проверить Дом Ветеранов, добиться отмены Постановления этого надуманного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Виновные должны быть наказаны, тогда появится надежда, что стариков перестанут так бесцеремонно объедать и унижать.
Подводя итоги, нельзя не прийти к выводу, что обстановка неуважения простых людей, нуждающихся в поддержке государства (часто именно из-за антисоциальной позиции властей и их действий, приводящих к обнищанию населения), наблюдаются во всех государственных учреждениях, предназначенной для осуществления заботы о слабых и убогих. И дело даже не в том, что министр А.Конгар, отвечающая за эту работу, не боится уголовной или иной ответственности за тот беспредел, что устроен в этих заведениях, поскольку её муж В.Конгар – первый заместитель МВД РТ и всегда «прикроет» ее в случае разоблачения.
Время настало такое, когда черствость, коварство, бесстыдство и алчность стали непременным условием карьерного роста. И что греха таить: воруют почти все министры тувинского правительства, поскольку для получения этого поста им необходимо заплатить от 300 тысяч рублей до миллиона, иначе путь во власть им будет закрыт.
Мы удивляемся, когда порой узнаем, что того или иного человека назначили на пост или почему-то всего лишь «исполняющим обязанности». А всё дело в том, что министром не назначат, пока тот не рассчитается. К примеру, друзья и близкие и.о. министра культуры с жалостью наблюдают, как и.о. министра З.Самдан пытается собрать нужную сумму. И о том, собрала она её или нет, мы узнаем из Указа председателя правительства о назначении.
По итогам заседания «Круглого Стола» участники приняли Обращение в прокуратуру, министерство внутренних дел и парламент РТ в котором обратили внимание на безобразия, творимые в Доме Ветеранов директором К.Дилаком при попустительстве министра А.Конгар, и предложили правоохранительным органам провести соответствующую проверку учреждения и министерства, а парламенту провести слушания по вопросу положения дел в учреждениях министерства труда и социальной защиты и выйти с законодательной инициативой об изменении законодательства РТ в части назначения и отчётности социального министра парламенту.
risk-inform.ru/text/2005/07/veteran07.html |
(3258 раз прочитано) |