A- | A | A+ 12pt | №6, 16 февраля 2005 года («РИСК») |
ГУБЕРНАТОРОВ СЛЕПЯТ ИЗ ПОДРУЧНЫХ
Кремлевская «фабрика звезд»:
закручивать гайки и раскручивать винтики
В воскресенье прошли последние прямые губернаторские выборы – в Ненецком автономном округе. Кремль проиграл – во второй тур его ставленник Александр Шмаков не вышел. Больше таких осечек не произойдет: остальные региональные начальники по новым правилам будут фактически назначаться президентом. Система не обкатана и грозит сбоями. Но уже сейчас можно оценить преимущества и прогрессивность отечественного избирательного законодательства, когда главным избирателем страны стал Владимир Владимирович Путин.
Кастинг
Вся система выстроена под этого избирателя. Первоначальный список кандидатов в губернаторы готовят полпреды и отправляют в администрацию президента. Там он редактируется, глава администрации «проводит необходимые консультации» и несет президенту две фамилии – президент хочет иметь альтернативу выбора.
Если Путину кандидатуры не нравятся, он может попросить составить другой список. Пока не понравится. Потом намеченную президентом кандидатуру должен утвердить региональный парламент. Если будет особо строптивым и отклонит ее трижды, его можно распустить.
А «выбранного» губернатора Путин, если захочет, потом отстранит от должности – «в связи с утратой доверия» и «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей».
Ростислав Туровский, руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий:
– Впервые внутрикремлевские процедуры, которые до сих пор были процедурами теневыми, получают официальный статус. Чтобы хотя бы не было видимости, что схема назначения губернаторов является теневой и коррупционной, был придуман механизм последовательного продвижения кандидатов по цепочке. На самом деле это предполагает как большое поле для президентского маневра, так и достаточно возможностей для лоббистов разных мастей: чиновников, бизнеса, партий, силовых структур.
Хотя ключевые фигуры на Старой площади мечтали каждый замкнуть всю цепочку на себя, Путин предпочел сделать первым фильтром на пути к губернаторскому посту своих полпредов. Во-первых, таким образом «главный избиратель» делит ответственность за свой выбор со своими подчиненными. Во-вторых, это соответствует кремлевским планам по перекройке Федерации.
По словам руководителя Центра изучения элит РАН Ольги Крыштановской, помимо субъектов Федерации и федеральных округов должны появиться 28 «губерний» – объединений субъектов Федерации по географическому принципу. Чтобы полностью уничтожить национальные автократии.
Критерии отбора
С принятием нового закона замеры электоральных предпочтений на губернаторских выборах ушли в историю. Теперь актуальны исключительно предпочтения президента.
Ростислав Туровский:
– Теперь главный показатель – социально-политическая стабильность в регионе, умение устроить все основные элитные группы. Поскольку одна из целей реформы – реализация операции «преемник», то прежде всего власть заинтересована в том, чтобы в регионах были губернаторы, способные обеспечить необходимый результат на выборах.
«Черной меткой» могут быть членство в КПРФ и этикетка «ельцинская элита».
В президентском указе критерий при отборе кандидатов обозначен так: «авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности». По логике, это должны быть имена, которые у всех на слуху, однако эксперты предсказывают появление совершенно неизвестных фамилий и увеличение числа варягов из Москвы и Питера.
Власть, укрепляя свою вертикаль, будет время от времени перетасовывать кадры – между федеральным центром, полпредствами, губернаторским, депутатским корпусом. По нашей информации, уже есть кандидатуры на губернаторские посты из администрации президента.
Как понравиться главному продюсеру
С изменением количества и качества избирателя изменился и подход к привлечению его на свою сторону. Самый неоригинальный способ доказать свою преданность президенту – вступить в партию. Поток губернаторов в «Единую Россию», и так не ослабевающий, в последние месяцы увеличился. В «ЕдРо» пошли губернатор Приморья Сергей Дарькин, томский губернатор Виктор Кресс, свердловский Эдуард Россель, воронежский Владимир Кулаков, челябинский Петр Сумин. Поступок, грозящий стать подвигом, совершил член КПРФ курский начальник Александр Михайлов, тоже заикнувшийся о готовности вступить в «Единую Россию».
Второй наиболее популярный ход – досрочно снять с себя полномочия и поставить перед президентом вопрос о доверии к ним. Продемонстрировав таким образом абсолютную свою лояльность, получить еще один срок. Еще к заседанию Госсовета в декабре большинство губернаторов были согласны рискнуть, но не получили на это сигнал свыше. Вопрос о доверии президента готовы поставить даже те, кто только что выиграл выборы: Сергей Морозов в Ульяновске заявил об этом сразу после инаугурации.
Другой возможностью повысить свои шансы может стать участие в реализации кремлевских инициатив. Новосибирская область и Ставропольский край добились того, что станут одними из пилотных регионов проведения реформы местного самоуправления. Процесс укрупнения региона запускается в Красноярском крае, добавляя очки Хлопонину.
Но главный тест сегодня – умение усмирить выступления против социальной реформы, которые проходят как в вотчинах угодных Кремлю губернаторов, так и неугодных. Правда, если первым протестные волнения – дополнительные проблемы, то вторым могут быть даже на руку.
Максим Дианов, директор Института региональных проблем:
– У сильных в своих регионах, но непопулярных в центре губернаторов есть возможность создать «управляемый кризис». Для этого не нужно давать команду: «чтобы было не 500 пенсионеров, а 5 тысяч». Но можно просто не препятствовать. И шантажировать, ведь подавить кризис он может гораздо эффективнее любого вновь пришедшего.
По идее, реформированное российское избирательное законодательство почти идеально – новые правила даже укрепляют связь губернатора и избирателя. Того единственного, Владимира Владимировича Путина. Правда, отношения региональных начальников с жителями своего региона становятся второстепенными. Как «назначенцы» справятся с ситуацией, когда предстоит реформировать ЖКХ (что грозит еще большими протестными выступлениями), – большой вопрос.
Отвечать же за последствия радикальных реформ все-таки придется главному избирателю. Система, замкнутая на одного человека, в случае кризиса грозит коллапсом.
Яна Серова
«Новая газета», №6 от 27.01.2005.
(с сокращениями)
Наш комментарий
Главе правительства Тувы в любом случае предстоит процедура отставки и переназначения, сколько бы он ни заявлял о каких-то договоренностях с Кремлем относительно своего будущего. Безусловно, никто не станет для Ш.Ооржака делать исключение – не того он масштаба фигура на политическом небосклоне России, да и результаты его многолетнего беспрерывного правления Тувой – печальнее некуда.
К тому же в Туве и за её пределами имеется целая когорта претендентов на роль Главы РТ, не обремененных тяжелым прошлым, и потому вызывающих большее доверие Центра. Не прибавляет шансов Ооржаку на переутверждение и его коммунистическое прошлое, от которого он так и не смог откреститься полностью, и принадлежность к сообществу вскормленных первым президентом России Б.Ельциным. А также отсутствие поддержки как законодателей, так и общества в целом.
Из перечисленных показателей, необходимых для сохранения должности, у Ооржака есть, пожалуй, лишь два: недавно ему удалось обменять билет члена КПСС на партбилет «Единой России» вопреки натянутым отношениям с региональным и федеральными лидерами «ЕдРа»; к тому же при вопиющей нищете тувинцев он всегда обеспечивал Центру необходимые проценты голосования и даже значительно перевыполнял их.
Это при нём ЦИК превратился в центр организации фальсификации волеизъявления народа, лучше которого «рисуют» разве что в Чечне. И в этом у него, несомненно, большое преимущество перед соперниками. Но это не может сильно радовать Ш.Д.: даже в случае предложения его кандидатуры В.Путиным (что очень вероятно) у него, скорее всего, нет никаких шансов «пройти» парламент.
Эскалация враждебных взаимоотношений с независимыми СМИ, парламентом, политическими и общественными организациями, прокуратурой, хозяйствующими субъектами и чиновниками федеральных структур в Туве достигли такого уровня, что отрицательная реакция на него есть почти у всех. А отсутствие в Туве протестных мероприятий по поводу принятия 122-го закона о монетизации льгот объясняется не успехами Ооржака в построении гражданского общества, о котором он вряд ли имеет понятие, а беспрецедентными полуторамесячными тувинским морозами, когда температура и днём не поднималась выше –35 градусов, и фактическое отсутствие всяких льгот в Туве задолго до их отмены Думой в прошлом году.
Но у этого вопроса есть еще один аспект: дело тут не только в том, кто станет Главой того или иного региона. Важным является возможность В.Путина в любой момент уволить ставшего неугодным губернатора «в связи с утратой доверия» и «за ненадлежащее исполнение своих обязанностей». А в случае создания губерний с ликвидацией республик, учитывая националистический душок нашего Ш.Д., этот вопрос для Кремля становится решающим.
Что же касается требуемых Кремлем результатов выборов или референдумов, то большинство специалистов склоняется к мнению, что в случае отстранения Ооржака от власти необходимость в фальсификации результатов волеизъявления избирателей может и не быть – Ш.Д. давно и прочно ассоциируется в республике с торжеством коррупции, криминализацией власти, ложью и непрофессионализмом в управлении народным хозяйством.
risk-inform.ru/text/2005/06/gubernator06.html |
(2939 раз прочитано) |