A- | A | A+ 12pt | №41, 20 октября 2004 года («РИСК информ») |
Дурят нашего брата |
ГРАНДИОЗНЫЙ РАЗМАХ ВОРОВСТВА
Строительство во все времена притягивало жуликов. Но при Советах воровать было намного сложнее и опаснее: все стройки имели проектно-сметную документацию, цены на строительные материалы были твердыми, и милиция с прокуратурой не были так поражены коррупцией. Зато в наши смутные времена махинаторы развернулись во всю свою мощь. Только диву даешься.
Жульничество на бюджетных стройках начинается с подготовки проектно-сметной документации (ПСД) и утверждения в парламенте инвестиционной программы. Как правило, правительство включает в программу объекты, не имеющие ПСД, беря цену строительства «с потолка».
По этому поводу Счётная палата РТ (СП) установила, что:
«Из 17 начинаемых объектов документацию в полном объеме имеют только 7 объектов, из них утверждено постановлениями – 3. Не имеют утвержденных сводных сметных расчетов стоимости строительства объекты, начатые в 2000-2002 годах, в т.ч. такие крупные, как Музей, Аэровокзал, Кондитерская фабрика и т.д.» |
«На республиканском уровне отсутствуют чёткие приоритеты и механизмы разработки и реализации инвестиционных программ. ...В течение года в программы вносятся существенные изменения, систематическими стали корректировки первоначально утвержденных законами о республиканском бюджете лимитов капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов... В результате из 41 объекта в 2003 году заказчиком УКСом Правительства республики было введено в эксплуатацию лишь 14 объектов... Отсутствие скорректированной проектно-сметной документации по объекту «Краеведческий музей, г.Кызыл» привело к срыву срока ввода объекта в эксплуатацию (октябрь 2002г.) и удорожанию стоимости строительства на 93,6 млн. руб. Аналогичная ситуация складывается по ряду других крупных объектов, строящихся за счет средств инвестиционной программы – аэровокзал в г.Кызыле, пристройка к тубдиспансеру, ГУП «Кондитерская фабрика», – удорожание на 37,6 млн. рублей, 15,9 млн. рублей и 18,8 млн. рублей соответственно». |
При утверждении инвестиционной программы депутатам объясняют просто: не утвердите – республика потеряет немалые деньги, успокаивая – мол, Минэкономразвития РФ мы обманем, – скажем, что документация имеется. А затем соответственно строят, как бог на душу положит: сегодня им взбредет в голову одно, завтра – совсем другое, а нередко строят вообще вместо утвержденных объектов совсем другие и задним числом переутверждают бюджет. Никому и в голову не приходит выяснять такую «мелочь», как экономический эффект от того или иного строительства. В связи с этим Счётная палата пришла к выводу:
«Продолжается практика неэффективного использования государственных средств. Несмотря на то, что республика не получила положительных экономических и социальных результатов от деятельности построенной овчино-шубной фабрики и коврового производства, затратив на них значительные бюджетные средства» |
и приводит в своем Отчете конкретные данные:
«В настоящее время в нарушение закона ведётся строительство ряда объектов производственного назначения, не имеющих технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность инвестиций: ГУП «Туваасбест» (за 2000-2003г.г. истрачено 29,5 млн. руб.), ГУП «Детское питание» (12,8 млн. руб.), ГУП «Кондитерская фабрика» (30,4 млн. руб.), ГУП «Стройдеталь» (30,6 млн. руб.), ГУП «Паркет» (5,8 млн. руб.), ГУП «Войлочно-пимокатный завод» (5,35 млн. руб.), ГУП «Кожевенная фабрика» (4,1 млн. руб.), ГУП «Кирпичный завод» (7,1 млн. руб.), продолжается строительство кондитерской фабрики, экономическая целесообразность которой не определена». |
А по поводу завершенной стройки «Малая ГЭС» делается вывод:
«В 2001 году сдана в эксплуатацию «Малая ГЭС» в с.Кызыл-Хая сметной стоимостью 26,4 млн. руб., которая не дает отдачи». |
Такая «методика» ведения дел позволяет списывать деньги на переделку объектов, часто включая, как в Чечне, объёмы работ, которые вообще не выполнялись. Депутаты как бараны из года в год утверждают липовую инвестиционную программу и изменения к ней, не вникая (от греха подальше) в суть происходящего. Справедливости ради следует отметить, что до недавнего времени в нашем парламенте и специалистов-то в этой области не было, пока депутатом не был избран руководитель и владелец самой крупной в Туве строительной фирмы Сергей Сафрин. Но из-за его принципиальной позиции страдает фирма ООО «Сельстрой», заканчивающая объект «Гостиница для чабанов». По сведениям СП, сейчас недофинансирование объекта составляет сумму в 26 млн. рублей при колоссальном перефинансировании «липовых» объектов.
В результате бурной криминальной деятельности правительства и подрядчиков, а также попустительства парламента затягиваются сроки строительства, расхищаются миллионы народных средств путём многократного увеличения стоимости строительства. Как выяснила СП:
«В результате допущенных нарушений не выполнялись сроки строительства, что привело к их удорожанию по сравнению с суммарной стоимостью, предложенной победителями конкурсов на 242,304 млн. руб.» |
Но чтобы удобно было воровать, правительству необходимы партнёры – проверенные временем криминальные подрядчики, которые либо дают взятки за предоставление договоров подряда на строительство, либо договариваются (если это проверенные «надежные» кадры) на сумму «отката», уплачиваемую в ходе строительства. Этот «откат», по разной информации, составляет от 20 до 50% от стоимости строительства.
Один из вариантов «победы» в тендерных торгах мы описали, когда при стартовой цене строительства Музея в 29 млн. руб. ЗАО «Промжилстрой» взяло да и «предложило» цену строительства на 10 млн. руб. меньше. Правительство объявило, что «в целях экономии средств» решило отдать объект «Промжилстрою», а затем, когда конкуренты по тендеру и думать забыли об условиях конкурса, пересчитало стоимость строительства до астрономической суммы в 112 млн. рубликов.
Не будем судачить, кому и сколько досталось от такого увеличения, но фактом остаются самые тёплые отношения между подрядчиком и заказчиком при плачевном состоянии строительства. Конечно, это – неприкрытое мошенничество, и во времена ОБХСС давно бы кто-то «сел», но при наших правоохранителях это всем сходит с рук, рождая безнаказанность.
Но сейчас при проведении торгов наглеют еще больше. Теперь конкурсантам даже не обязательно представлять необходимые в таком случае документы о государственной регистрации, о наличии лицензии на производство строительных работ, технической оснащенности, финансового состояния и отсутствия задолженности по налогам. Всё это вполне может заменить взятка или обещание отката. Как выяснила СП:
«При проверке результатов тендеров установлено, что из 43 конкурсантов-победителей требуемая документация представлена лишь 10 участниками. Устав представил 21 победитель конкурса, свидетельство госрегистрации в налоговых органах – 27, сведения о технической оснащенности – 22, о финансовом состоянии – 10, имеют лицензии на производство работ лишь 34 конкурсанта. По состоянию на 11 апреля 2003г. имели задолженность по налогам: ООО «Школьник» (1176 тыс. руб.), ЗАО «Промжилстрой» (1052 тыс. руб.), ООО «Коопстройтранс» (1034 тыс. руб.), ООО «Кызылстройсервис ЛТД» (702 тыс. руб.), ООО «Восток» (294 тыс. руб.)». |
Что позволило СП сделать вывод:
«В нарушение действующего законодательства конкурсной комиссией принимаются решения о проведении тендерных торгов без утвержденной проектно-сметной документации. К участию в конкурсе допускаются конкурсанты, имеющие задолженность по уплате налогов и не представившие требуемые документы. Признаются победителями организации, не предложившие лучших условий, чем другие участники». |
Теперь для того, чтобы выиграть тендер на строительство бюджетного объекта, даже не нужно предлагать меньшую цену, лучшее качество или более короткий срок строительства. Выиграть тендер не помешает и самая большая цена объекта среди конкурсантов. Об этом мы и расскажем в следующем номере, приведя выводы Счётной палаты РТ и комиссии Контрольного Управления Президента РФ.
Отдел проб и анализов
risk-inform.ru/text/2004/41/razmah41.html |
(2878 раз прочитано) |