A- | A | A+ 12pt | №41, 20 октября 2004 года («РИСК информ») |
БУДУЩЕЕ ТУВЫ – КОНОПЛЯ И УГОЛЬ
Без всякого сопротивления, играючи, г-жа Нарусова снова продлила свой мандат в Совете Федерации от парламента Тувы до октября 2006 года. Никто, кроме нее самой, и не сомневался в результатах голосования.
Для перестраховки зависший кандидат готова была пуститься во все тяжкие: обещала трудоустроить безработных аратов, перековав их срочно в шахтеров; пополнить бюджет поставками в Голландию тувинского гашиша, поддакивая одному из депутатов, что безуспешные меры по борьбе с её зарослями надо облечь в форму Госзаказа. Мысль, что надо предоставить людям возможность засевать эти поля хлебом или картофелем, вытесняя наркосодержащий сорняк отчего-то не засиделась в головах двух представителей народных интересов. Как и то, что промышленная конопля – растение культурное, которое надо закупать, сеять, полоть, удобрять, а потом уже, вложив труд и копейку, снимать урожай, бренчать прибылью.
Про шахтеров вышло и того нелепее. Упирая на своё звание кандидата исторических наук, Л.Нарусова эмоционально разъясняла депутатам, какой прогресс несет ввод железной дороги, по которой начнут вывозить из Тувы до 6 млн. тонн угля в год. Завороженные картиной процветающей Тувы (чьи поля обрастут пирамидами вывороченных отвалов), депутаты мечтательно молчали.
И лишь вопросы от В.Орус-оола и К.Бичелдея вернули всех на грешную землю. Первый забеспокоился экологическими последствиями массированной добычи угля на территории называемой заповедной и «лунным пейзажем», который обычно остается после этого. Второй – резонно поинтересовался наличием расчетов по миграционной составляющей: сколько понадобится квалифицированных рабочих рук на строительство дороги, на добычу угля (уже известно, что не менее 300 тыс. – почти столько же, сколько составляет всё население Тувы), расселение прибывших специалистов, их социальная обеспеченность, места в детсадах, школах, рабочие места для членов их семей и т.д.
Оба депутата сошлись во мнении, что коренному населению, кроме таскания шпал, ничего, по сути, и не «светит» в обрисованном Нарусовой светлом будущем. Да и поинтересуется ли кто мнением населения Тувы?
«Конечно-конечно», – торопливо кивала головой без пяти минут снова сенатор, опасливо оглядывая зал. «Раз это будет постановление российского правительства (обещаемое к началу будущего года), сомневаться в его компетентности не приходится». Кому как не историку знать, что при грамотной подаче идеи подлинное золото отойдет в нужные руки, а аборигены останутся со стеклянными бусами на руках и выцветающими фотографиями снизошедших к ним по нужде на минутку сильными мира сего? Глянцевая иллюзия бескорыстной дружбы с хорошим пиаровским рукопожатием и многообещающей улыбкой.
Примечательно, что Правительство России оплачивает лишь расходы по подготовке ТЭО (технико-экономического обоснования) железной дороги, а собственно расходы понесет «Межпромбанк». Это без малого 4 млрд. руб. Понятно, что даже из са-а-амой-самой большой любви к тувинскому народу никто просто так не выложит свои деньги. А посему претензий к государству, не вложившему своих денег, быть не может.
Попробуйте потом заставить г-на капиталиста засадить те земли обратно полями, степями, да чтоб по ним бегало зверьё, колосился урожай, пели пташки, и вообще, чтобы люди могли дальше жить. Уголь – не вулканическая магма, наружу не просится, пяток не жжет, землетрясением не пугает; и отчего это 300 тысяч человек (меньше одного муниципального района Москвы в три раза) не могут прокормиться тем, что на земле, а не под нею? Надо спросить, однако, у сенаторов, интересующимися содержимым наших недр...
Спустившаяся буквально с небес Нарусова пообещала решить махом 30-летнюю проблему «зоны затопления» Саяно-Шушенской ГЭС и помочь во взыскании 180 млн. руб. ежегодной компенсации, назвав это «вопросом, который требует политического решения». И уж совсем растопил сердца голосователей факт, что в её петербургской квартире прописаны двое тувинских студентов. Видимо, легче сенатору пополнить вовремя извлекаемый «Список добрых дел», чем в питерских ЖЭКах вдове градоначальника добиться законной регистрации студентов по месту жительства (не живут же они, в самом деле, в метре от музея Пушкина на Мойке, где вход с оранжереями, мемориальными досками и сигнализацией подгибает ноги).
Депутаты тоже соблюли все правила игры в гостеприимных хозяев. Наличие «альтернативного кандидата» было обеспечено со всей непритязательностью: на ковер выпустили заведомо несоответствующую весовую категорию, чтобы не дай Бог, игра не завершилась неожиданным финалом. «Заявление 12-ти» от депутатов Законодательной палаты, неожиданно и на авось выдвинувших несогласованного с верхами выдвиженца из числа коллег, не увенчалось успехом. Да и расценивалось остальными лишь как «политическая рябь, чтобы вызвать волнение и лишний раз поторговаться».
Само утверждение прошло без сучка и задоринки. Лишь депутат Палаты представителей, адвокат Виктор Монгуш из г.Чадана высказался со всей откровенностью (правда, не с трибуны):
«Выставили какого-то опереточного оппонента, который сам же заявляет, что не готов к деятельности. Вышел – и как унтер-офицерская вдова себя высек. Здесь же всё расписано правительством, это формальный оппонент. Возможно, Нарусова, как утверждает, спит и видит мучения народа Тувы, но я посмотрел, что у нее доходы за прошлый год – 12 с лишним миллионов рублей, за вычетом налогов. Сытый голодного не разумеет.
Надо взращивать свои кадры: русских, тувинцев, а не звать «варягов». Если бы правительство не обработало депутатов, кто бы голосовал за Пугачёва, когда он сюда прилетел? Кто бы его знал?! Это частное явление общей тенденции – отсутствие четкой кадровой политики. В Туве – все «варяги», начиная с руководства МВД, ФСБ и прокуроров. Три прокурора тут было. Из Новосибирска прислали транспортного прокурора – полковника, которому ничего не светило; привезли в Туву – дали генерала; следующий – Мосияш – приехал, получил генерала – уехал. Сейчас – тоже приехал, получит генерала – опять уедет. Неужели Тува – это полигон для того, чтобы приезжали «варяги» из-за Саян, получали звания генеральские и уезжали? Неужели у нас нет своих кадров?
Я согласен, чтобы вместо Нарусовой был кто-то из Тувы, но политически одного с нею веса никого нет, потому что «у нее неформальные отношения с президентом страны». О чем это говорит? О том, что нам надо думать о своём завтрашнем дне. Надо готовить свои кадры. У нас такая же ситуация, как в футболе: игроков покупают, не развивая своей базы. Это ненормально, но для России это более чем нормально, потому что двоюродный племянник президента страны стоит и весит больше, чем министр».
Даже если большинство в зале думало так же, и голосовать за свежеиспеченного «Заслуженного работника Республики Тыва», народных избранников, слава Аллаху, не вынуждали под дулом автомата. «Против» оказалось всего 3 депутата Палаты представителей и ни одного – от Законодательной. Очевидно, не знакомы депутаты с историей, и предупреждение древних: «Бойтесь данайцев, дары приносящих», кажется им далёким прошлым, а не нашим будущим.
Наш корр.
risk-inform.ru/text/2004/41/future41.html |
(3314 раз прочитано) |